Эйдетическая память — что это означает в психологии, примеры

Памятьejdeticheskaya-pamyat-chto-eto-takoe-i-kak-razvivat.jpeg

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Содержание

Людям с хорошей памятью живется намного проще. Им легко выполнять различные задания и учиться в школе. Например, достаточно пару раз прочитать стихотворение и оно надежно остается в памяти. На уроке достаточно только открыть нужную страницу и просто пересказать текст. Эйдетическая память нужна тем людям, которые по роду своей службы должны запоминать большой объем информации.

Такой профессионал точно не останется без работы. Поэтому можно сделать вывод, что отличная память – это огромное преимущество.

Что это такое?

Люди, имеющие память, связанную с запоминанием образов, считаются талантливыми. Однако некоторые специалисты полагают, что такой талант скорее отклонение, чем преимущество. Чтобы разобраться в данном вопросе, узнаем, что обозначает слово эйдетический. Этот термин появился в нашем языке от греческого слова, означающего «внешность» или «образ». Поэтому-то и память, которая способна воспроизводить в зрительном плане объекты, называется эйдетической.

ejdeticheskaya-pamyat-chto-eto-takoe-i-kak-razvivat.jpg

Если быть точным, то данная память позволяет человеку запоминать и удерживать в сознании определенные образы. Это могут быть картинки, цифры или слова. Когда человеку приходят на ум подобные образы, то он видит их так, как будто его вернули в прошлое и открыли перед ним красочную страницу. Эйдетик с легкостью может описать все увиденное до мельчайших деталей или переписать текст, не пропустив ни одного слова.

И это еще не все. Во время воспоминаний срабатывают сенсорные модальности. Они подключают к картинке тактильные, обонятельные, двигательные или вкусовые воспоминания. Данные вещи индивид хранит в своем сознании долго (может пройти несколько лет) и воссоздает при необходимости. И переживания все еще будут довольно яркими и подробными.

Описываемая память характеризуется детализацией зрительных образов. Чтобы это понять, необходимо привести пример. Многие смотрели фильм «Аватар». Однако мало кто помнит, во что был одет главный герой, когда он сошел с межгалактического корабля. Трудно вспомнить также и различные мелочи, которые присутствовали в кадре. Ачеловек, наделенный фотографической памятью, без труда вспомнит все подробности. Даже опишет цвета и издаваемые звуки.

Прочитав некоторую информацию, вы уже захотели стать эйдетиком? Тогда начинайте тренировать свою память, так как времени на это понадобится очень много. Возможно, вам придется потратить на это целую жизнь.

Хотя встречаются и такие люди, которые получили этот дар при рождении. Их с легкостью можно отнести к категории прирожденных гениев. Вот в чем разница между трудолюбивым человеком и тем, кто с самого начала был наделен способностями.

В психологии принято опираться на характеристики. Поэтому рассмотрим их более подробно, а заодно узнаем, на что опирается фотографическая память, и как она работает.

  • Сначала включается визуализация. Как бы невзначай появляются образы, а уже за ними тянутся вторичные составляющие. Как это работает? Человек с фотографической памятью воспринимает картинку, а потом в его воображении отпечатываются все остальные подробности, которые идут следом. Например, если человек увидел аварию, то сначала он запомнил картинку в целом, а потом в памяти отпечатались номера машин, цвета, звуки и т. д.
  • Потом идет детализация образов. Человек вспоминает такие подробности, которые обыкновенный обыватель обязательно упустит из вида. Например, он может вспомнить и описать одежду пострадавших и даже цвет и форму пуговиц, которые были пришиты на пиджак пострадавшего. Создается такое впечатление, что эйдетик смотрит на картинку и постепенно описывает ее.
  • Человек-уникум не пытается запомнить события, которые сильно привлекли внимание. Они в его сознании откладываются как бы невзначай, независимо от его желания. Это называется непроизвольное удержание. Исключением здесь являются люди, которые специально развивают фотографическую память.
  • Вспомнить нужные события эйдетик может с легкостью, так как обладает непроизвольным воспроизведением.
  • Те, кто родился с фотографической памятью, могут запоминать очень большие объемы информации. Они цитируют стихи, знают разные подробности прошедших событий и даже разговаривают на разных языках.
  • Человек, имеющий обычную память, зачастую не может вспомнить подробностей. А эйдетик вспомнит все до мельчайших деталей, даже если пройдет 20 или 30 лет.

Для того чтобы эйдетик что-то запомнил, ему нужно сильно заинтересоваться каким-либо событием. А если его внимание будет отвлечено, то эйдетик, как и обыкновенный человек, не запомнит особенностей произошедших событий.

Особенности

Считается, что эйдетическая память присуща младшим школьникам. По мере взросления такая память заменяется на причинно-следственное мышление. Однако при желании любой человек может восстановить память, так как его мозг задействован всего на 3-5%. Поэтому необходимо развивать свою память на протяжении всей жизни и достигать результатов. Так вы сделаете ее безупречной, так как человек, обладающий фотографической памятью, имеет превосходство перед другими людьми в интеллектуальном плане.

И учтите, что способность к обучению в большинстве случаев зависит от хорошей памяти. Если человек способен запомнить большое количество информации, он становится востребованным на рынке труда. Молодым людям проще учиться и пробовать себя в различных профессиях при наличии такой умственной способности.

И тем не менее эйдетическая память все же имеет некоторые минусы. Люди, обладающие необычными способностями, зачастую не могут развить способности в других сферах. В первую очередь страдает физическое развитие. К тому же мозг у нормального человека специально стирает неприятные воспоминания. В жизни именно такие воспоминания обычно причиняют душевную боль.

Природа все предусмотрела. Человек не должен долго зацикливаться на своих терзаниях. Если он будет находиться в постоянном стрессе, то может потерять рассудок.

Если индивид обладает эйдетической памятью, то функция «стирания» образов неприятных событий упраздняется. И тогда одаренному индивиду становится трудно постоянно удерживать свое психоэмоциональное состояние в норме. Поэтому психиатры к случаям врожденной эйдетической памяти относятся более чем сдержанно. Когда речь заходит о явном перекосе, то такой вариант считается явным отклонением. Почему же так происходит?

Потому что объем памяти, требующийся для запоминания картинок, занимает отдельные участки мозга. Этот процесс меняет биохимические и физиологические структуры клеток. Тем самым в одной части мозга производительность тормозится, а в другой сильно развивается. И это считается отклонением от нормы. Специалист М.П. Кононова при изучении данного вопроса определила, что дети с врожденной эйдетической памятью страдали определенными отклонениями. У них преобладали галлюцинации и даже эпилептические припадки.

И все-таки специалисты рекомендуют развивать эйдетическую память. Психологи даже разработали множество методик, сопутствующих развитию таких способностей. Когда память развивается постепенно, этот процесс просто не может содержать в себе никаких негативных факторов.

Степени

Необходимо понимать, что совершенно одинаковых людей с одинаковыми характерами и способностями просто не существует. Поэтому среди эйдетиков есть те, у которых способности развиты довольно сильно, и есть те, у которых способности выражены менее четко. Вследствие этого факта специалисты разделили выраженность фотографической памяти на степени. Их всего 5.

  • Для одних способных индивидов, чтобы воспроизвести что-либо, нужно закрепить образ в памяти.
  • Другие могут видеть очень слабые образы в зрительном плане.
  • Более углубленный эйдетизм предусматривает визуализацию образов, которые имеют характер средней ясности. Одновременно в этом процессе присутствует проявление образов некоторых частных деталей.
  • Предпоследняя степень может допускать запоминание ясных и принципиальных моментов в картинках. В этом варианте уже наблюдаются некоторые детали сенсорных модальностей.
  • И самая стойкая память может воспроизвести довольно красочные и четкие детали эйдетических образов. Модальности при этом проявляются четко и ясно.

Как уже стало ясно, последняя пятая степень является самой выраженной, поэтому ее делят на 2 типа.

  • Если необходимые воспоминания человек может контролировать и воспроизводить по своему желанию, память относится к В-типу.
  • Стойкие картинки. Они имеют яркий и навязчивый характер. Эйдетические образы в этом случае граничат с галлюцинациями. Данными проявлениями человек не всегда может управлять. Это Т-тип.

Так как людей, обладающих сверхфеноменальной памятью, относят к категории необычных, их среди толпы можно определить по мимике и некоторым движениям, не свойственным простым людям.

Как развить?

Тем, кто заинтересован в выработке хорошей памяти, можно заняться ее развитием. И тут вам необходимо будет применить все свои способности, они у каждого человека разные. Поэтому начинайте тренировки по следующим методикам.

Метод Айвазовского

Суть данной методики состоит в следующем.

  • Нужно определить вещь или какой-либо одушевленный объект (можно взять, к примеру, животное).
  • Затем хорошо к нему присмотреться, понаблюдать за поведением или запомнить его очертания.
  • После чего необходимо закрыть глаза, отключиться от внешнего мира и попробовать воспроизвести в уме полную картину, которую вы только что наблюдали. Она должна содержать в себе все подробности (цвет, движения, общий вид и т.д.).
  • Пока объект не исчез из вида, откройте глаза и сравните свою картинку с оригиналом. Если вы что-то упустили, то исправьте ошибки и попробуйте повторить упражнение.
  • Выполняйте такое упражнение постоянно, пока не увидите полное совпадение всех, даже мельчайших деталей.
  • Когда вы достигнете определенного уровня, попробуйте усложнить задачу.

Есть и другие упражнения для развития эйдетической памяти. Рассмотрим их по порядку.

  • Это упражнение можно выполнять, не затрачивая много времени. Например, вы идете в магазин. Пока идете, старайтесь считать встречающиеся дома, подъезды и даже окна. Запомните цифру, которая у вас получилась. Когда вы будете возвращаться, снова пересчитайте все объекты. Если их число совпадает, значит, вы получили хороший результат, и ваша память скоро станет идеальной.
  • Как работать с текстом и быстро развить фотографическую память? Позанимайтесь по следующей методике и вы сможете запоминать любые тексты очень быстро. Для того чтобы начать занятия, нужно распечатать лист формата А4 с текстом. Текст должен быть совершенно неизвестным. Внимательно прочитайте и запомните то, что написано. Потом необходимо попросить своего напарника добавить в этот текст несколько логичных слов и снова распечатать лист. После корректировки новое текстовое исполнение необходимо перечитать и найти вновь добавленные слова.
  • Если вы любите развлекательные игры и занятия, то читайте все вывески наоборот, когда идете по улице. Можно купить методичку для развития логики у детей и решать различные задания. Помогут в этом деле и картинки под названием «найди 12 отличий» и т.д.

Нейробика

Такое занятие можно назвать гимнастикой для мозга. Упражнения, которые можно отнести к данной категории, не только помогают развить фотографическую память, но и являются профилактической мерой от болезни Альцгеймера. Их нужно выполнять регулярно как взрослым, так и детям. Рассмотрим самые простые и довольно продуктивные упражнения.

  • Когда идете на работу или в магазин, постарайтесь доходить до места, двигаясь по разным маршрутам. Их должно быть несколько. Каждый раз, когда вы идете по новой дороге, внимательно разглядывайте окружающие вас предметы во всех подробностях.
  • Вы пишете только левой рукой? Начните писать тексты правой рукой. А еще попробуйте почистить зубы или подержать ложку во время обеда непривычной рукой.
  • Выискивайте тексты, тематика которых для вас непривычна, и вы ее не совсем понимаете. При этом изо всех сил постарайтесь вникнуть в самую суть выбранного текста.
  • Каждый день вы общаетесь с друзьями или коллегами. В разговоре старайтесь держать речь под контролем. Это нужно делать так, как будто вы пишете статью или сочинение.
  • Если вы заинтересованы в развитии фотографической памяти, то почаще выключайте звук телевизора и старайтесь понять, о чем идет речь. Чтобы проверить себя, достаточно посмотреть эту же передачу или фильм в интернете.

Даже если вы не добьетесь больших результатов, вы все равно не останетесь в минусе. Ваша память, благодаря проверенным годами упражнениям, однозначно улучшится. И помните о том, что учиться никогда не поздно.

Известные личности с эйдетической памятью

Недаром история запечатлела некоторых выдающихся людей, которые повлияли на ее ход. Все они обладали феноменальной памятью и были рождены и жили в разные времена. Итак, начнем перечислять гениев.

  • 26-й президент США Т. Рузвельт запомнился как миротворец. Кроме того, он каждый день читал 3 книги и оттачивал свою память.
  • Изобретатель, необыкновенный и загадочный человек Н. Тесла обладал фотографической памятью. Его вклад в науку трудно переоценить.
  • Русский композитор С. Рахманинов мог запоминать ноты с очень большой скоростью. Играл самые трудные произведения по памяти.
  • Иоанн Павел II выучил за всю свою жизнь 21 язык и мог говорить на 100 диалектах.
  • Американец с феноменальной памятью Ким Пик мог запомнить почти 100% прочитанной информации и читал сразу 2 страницы одновременно.
  • ПрезидентФилиппин Фердинанд Маркос без усилий запоминал сложные тексты и с легкостью их пересказывал.
  • Феноменальный римский полководец Юлий Цезарь знал каждого солдата в лицо.
  • Американка Мэрил Хеннер помнит все события из детства до мельчайших деталей. У нее отмечен невероятный объем памяти.
  • Мэри Элизабет Боузер работала в разведке и запоминала всю информацию, которую узнавала в тылу врага.
  • Наполеон Бонапарт – император Франции. Он мог разрабатывать различные планы сражений, обладал феноменальной памятью.

В кино иногда герои наделены суперталантом: один раз взглянут на объект, потом вспоминают все мельчайшие подробности. Люди с такими способностями существуют в реальности, называют их эйдетиками.

Эйдетическая память

Что такое эйдетическая память

Эйдетическая память – это вид памяти, позволяющий зрительно воспринимать, сохранять и воссоздавать образ во всех деталях. То есть человек не просто вспоминает увиденное, а как бы «продолжает» лицезреть объект перед собой или вновь переживать какое-либо событие.

К зрительному восприятию присоединяются и другие способы познания мира: слух, обоняние, осязание, вкус, моторика. Запоминаются и воспроизводятся также эмоции и переживания. Эйдетическое восприятие – это запоминание преимущественно зрительных образов, по этой причине такой вид памяти ошибочно именуют фотографической. Окружающие люди считают эйдетизм особым даром, психотерапевты трактуют эту разновидность памяти как серьезное отклонение.

Иногда можно услышать выражение «идиотическая память». Как утверждают психологи, такого типа памяти не существует, выражение возникло от созвучности в произношении и непонимания значения термина «эйдетическая память».

Примеры эйдетической памяти

Фиолетовый цвет в психологии человека — что означает, кому нравится

Фотографическая память, или эйдетическое восприятие, – это способность человека запоминать и воспроизводить информацию (картинки, звуки, движения и так далее) с высокой точностью.

Фотографическая память

Эйдетик изначально запоминает основной рисунок события: кафе, столик, скатерть, посуду, еду и напитки, людей, очередность событий. Через некоторое время, воссоздав подробности картинки, он вспомнит детальный внешний вид спутницы, текст беседы, запах и вкус еды, неожиданный звук, свои чувства, различные побочные события. Причем в его представлении отложатся мелкие детали, на которые обычный человек не обратит внимания: количество пуговиц на рубажке официанта, цвет полосочки на тарелке, расположение строчек в меню. Прирожденный эйдетик запоминает детали непринужденно, без особых усилий.

Человек, специально развивающий у себя зрительную память, целеустремленно фиксирует в памяти все детали окружающих объектов и неоднократно повторяет воспринятое. Люди с врожденной способностью к эйдетизму имеют безграничный объем памяти, легко и непринужденно воспроизводят нужный объект в любое время. Их память способна точно и длительно сохранять пережитые события: эйдетик без проблем в 50 лет вспомнит подробный внешний вид и детали встречи с человеком, которая произошла с ним в возрасте 18 лет и длилась несколько минут.

Развитие эйдетической памяти

Желтый цвет в психологии — что означает для женщины, мужчины, ребенка

Природных эйдетиков в зрелом возрасте очень мало, но практически у всех детей раннего возраста наблюдаются эйдетические способности, которые без должной тренировки со временем утрачиваются. Некоторые психологи считают, что наглядно-образное мышление и восприятие действительности являются преобладающими в возрасте до 12-13 лет. В подростковый период эйдетические образы заменяются логической памятью и утрачивают свои психологические функции.

Несмотря на заверения психологов, что талант к сохранению зрительных образов больше свойственен детям, у людей творческих профессий имеется хорошо развитый данный вид памяти.

Работая по специально разработанным методикам, дети и взрослые в значительной мере улучшают зрительную память, хотя еще никому не удалось с помощью упражнений достичь уровня истинных эйдетиков, да и разница в способах восприятия и объемах информации огромна.

Тренировка эйдетической памяти у детей

Развивать зрительную память и наблюдательность специалисты рекомендуют с детства, так как именно этот период жизни человека наиболее благоприятен для восприятия и систематизации большого количества информации.

Существуют методики совершенствования эйдетической памяти, которые эффективно развивают образное мышление ребенка и оказывают сильное влияние на процесс становления его личности.

Карточки для занятий с детьми

Упражнения для развития зрительного восприятия начинают проводить с 3-х лет ежедневно по 15 минут. Примерные задания для работы с детьми:

  • Ребенку выдают некоторое количество изображений знакомых предметов (животные, птицы, игрушки, предметы быта) и предлагают выбрать несколько картинок и составить рассказ о них.
  • Перед выходом на улицу просят малыша по памяти назвать одежду, которую будут одевать на прогулку. При этом следят, чтобы кроха перечислял предметы в порядке одевания.
  • В течение 20-30 секунд карапузу позволяют рассмотреть какое-то изображение, потом просят детально описать увиденное.
  • После просмотра мультфильма просят ребенка пересказать сюжет, отметить характерные детали внешности и одежды героев, перечислить объекты интерьера или пейзажа.
  • На улице играют в игру «У этого человека (предмета) было…» Суть игры – описать увиденного человека или предмет (у этого человека была куртка синего цвета, черные кроссовки, серые брюки, голубые глаза и так далее).
  • Чтение книг помогает развивать наглядно-образное восприятие ребенка. В младшем возрасте книги с иллюстрациями служат еще и пособием для упражнений на улучшение зрительной памяти

Важно! Эффективными для развития эйдетической памяти у ребенка будут только регулярные ежедневные занятия с постепенным увеличением уровня сложности. Эпизодически проведенные упражнения не принесут пользы.

Развитие эйдетической памяти у взрослых

Если для детей занятия проводятся в непринужденной форме, то для взрослых важны самоконтроль и мотивация.

Для развития эйдетической памяти взрослые:

  • Подробно вспоминают сны.
  • Зацепившись за какую-либо значимую картину или событие из жизни, вспоминают цепочку сопутствующих событий во всех деталях.
  • Во время прогулки рассматривают и подсчитывают окружающие предметы, затем дома припоминают количество, детали и последовательность увиденного.
  • Делают упражнения по И. К. Айвазовскому: выбирают некий объект, на протяжении 3-4 минут рассматривают его, затем с закрытыми глазами стараются мысленно воспроизвести увиденное, потом сравнивают мыслеобраз с оригиналом. Упражнение повторяют ежедневно по несколько раз до тех пор, пока в памяти не отложатся все нюансы выбранного предмета.
  • Процесс запоминания можно развить, осваивая ассоциации.
  • Работают с незнакомыми научными текстами и палиндромами.
  • Развитию эйдетической памяти способствует нейробика.

Совет. Регулярные тренировки позволяют улучшить процесс запоминания, что особенно важно для людей пожилого возраста, когда память уже не настолько гибка, как в молодости.

Люди-эйдетики

Зеленый цвет в психологии — что означает в жизни, кому нравится

Истинный эйдетизм – явление довольно редкое, но история знает немало выдающихся людей, обладающим таким талантом. Легенды гласят, что древнеримский император Гай Юлий Цезарь и знаменитый полководец Александр Македонский зрительно помнили всех военнослужащих в своих армиях, их насчитывалось до 25 тысяч человек. По преданиям, древнеримский философ Сенека точно и последовательно воспроизводил бессвязный двухтысячный набор слов.

Известны и другие примеры эйдетических способностей:

  • Б. Гейтс (основатель Microsoft) держал в памяти несколько сотен кодов языков программирования.
  • Шахматисты П. Морфи и П. Сеанс не забыли ни одного хода из сыгранных ими партий.
  • Известный политик У. Черчилль сохранял в памяти и точно воспроизводил все произведения У. Шекспира.
  • Археолог Г. Шлиман в совершенстве овладевал любым иностранным языком в течение 6 недель.
  • Физик и изобретатель Никола Тесла запоминал все свои изобретения без записей. Даже пожар в его лаборатории не смог нанести никакого урона схемам и формулам, так как хранились они только в памяти ученого.

Никола Тесла и его память

  • Президент США Теодор Рузвельт постоянно тренировал свою память с помощью чтения книг и воспроизведения их сюжетов с мелкими подробностями.
  • Русскому композитору и пианисту Сергею Рахманинову хватало одного беглого взгляда на партитуру, чтобы точно исполнить музыкальное произведение.
  • Папа Римский Иоанн Павел ІІ прекрасно знал 21 язык и около 100 разных диалектов.
  • Филиппинский президент Фердинанд Маркос славился точными знаниями текста Конституции страны и мгновенным запоминанием написанных для него речей.
  • Американская актриса и телеведущая М. Хеннер точно знала все мельчайшие подробности своей биографии с момента крещения в младенчестве.
  • Британский живописец С. Уилштир обладает способностью детального воспроизведения плана населенного пункта после одного полета над ним.

Эйдетическая память – исключительный феномен, сущность которого еще не изучена учеными. Многие люди хотят быстро и без всяких усилий воспринимать и сохранять большой объем информации, но природа не зря одаривает таким даром только избранных. Настоящего эйдетика можно считать гением, в то же время в психологии известны случаи, когда эта гениальность становилась психическим отклонением и являлась причиной определения человека на изоляцию от общества.

Видео

</ul>Памятьejdetika-osobennosti-i-metody.jpg

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Содержание

Существует уникальная методика для улучшения памяти, внимания и мышления человека. С её помощью легко запоминать нужную информацию и получать удовольствие от процесса. Речь идёт об эйдетике.

Что это такое?

Слово «эйдос» в переводе с греческого языка означает «образ». Эйдетика представляет собой методику развития образного мышления. Она основана на способности памяти удерживать и воспроизводить в мелких деталях образ определённого предмета или явления.

Развитие памяти, внимания и воображения происходит с помощью привлечения всех анализаторов человека.

ejdetika-osobennosti-i-metody-1.jpg

Существующий собственный внутренний опыт содействует запоминанию нового образа в зависимости от визуальной, аудиальной или кинестетической модальности:

  • визуальная модальность обусловлена памятью, связанной с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов;
  • аудиальную модальность обеспечивает слуховая память, связанная с сохранёнными в ней звуками;
  • кинестетическая модальность хранит и актуализирует различные движения, прикосновения, запахи, вкусовые ощущения.

В психологии впервые феномен образного запоминания описал в 1907 г. сербский учёный Виктор Урбанчич. Большие исследования в этой области были проведены в немецкой школе Эрика Йенша в 1933 г. Представители Марбургской школы пришли к выводу, что для дошкольников и младших школьников эйдетизм является закономерным явлением.

Теория заинтересовала и российских исследователей. Л. С. Выготский повторил эксперименты Эрика Йенша в своей лаборатории. Исследования продолжили Сергей Рубинштейн, Борис Теплов, Фёдор Шемякин, Александр Лурия и др. С 1936 г. в СССР работы по изучению эйдетики были прекращены из-за признания её расистской и ненаучной теорией.

Сейчас многие психологи и педагоги проявляют научный интерес к системе развития особого вида образной памяти, внимания и воображения. Основные принципы метода и применяемые техники подробно описал в своих трудах доктор педагогических наук И. Ю. Матюгин.

ejdetika-osobennosti-i-metody-2.jpg

Польза и вред

Большую пользу эйдетика приносит детям, которые способны, используя образы, легко запоминать и развивать свои когнитивные способности. Вместо зазубривания они могут быстро и качественно усваивать новый материал. Облегчается изучение иностранных языков, запоминание формул, многозначных чисел, терминов. Процесс происходит в радостном и позитивном напряжении ребёнка.

Эйдетика помогает гармонично развивать оба полушария мозга малыша. Она способствует концентрации внимания, развитию нестандартного мышления и фантазии, усилению воображения, повышению работоспособности. Эйдетика гарантирует лёгкое запоминание любой информации, при этом снимаются психологические стереотипы.

Неумение правильно вызывать эйдетические образы может привести к тяжёлым последствиям и нанести значительный вред. В психологии описаны случаи нервного перенапряжения при настойчивых попытках вызвать необходимый образ.

Надо грамотно воспроизводить его и уметь своевременно освобождаться от ненужного образа, мысленно растворять его.

ejdetika-osobennosti-i-metody-3.jpg

Основные понятия

Эйдетика интересна тем, что при отсутствии предмета или явления в поле восприятия человек чувствует его, ощущает запах и видит цвет. В психологии существуют представления о терминах, связанных с этим видом запоминания.

Эйдетизм

Термин означает разновидность образной памяти, выражающейся в сохранении ярких образов ранее воспринятых предметов при их отсутствии. Склонность к эйдетизму может быть заложена генетикой или особенностями развития мозга. Учёные уверены, что задатки имеют все, но в силу разных обстоятельств с годами они утрачиваются. С возрастом воспроизвести в деталях тактильные, визуальные или звуковые образы большинству людей становится сложно.

Память

Всего лишь 3% населения земного шара рождается с феноменальной памятью. Остальные люди имеют возможность развить мышление и память с помощью эйдетики. Нередко феномен называют зрительной или фотографической памятью. Образы надолго отпечатываются в памяти и в любой момент прокручиваются как видеоролик, с воспроизведением мельчайших деталей.

ejdetika-osobennosti-i-metody-4.jpg

Образ

Особенностью эйдетических образов является восприятие предметов в их отсутствие. Стабильность, отчётливость сохранённых в памяти образов остаётся на длительный срок. Перестав быть основной формой процессов памяти, они остаются в воображении и фантазии. При этом изменяется основная психологическая функция.

Мышление

Синтез, анализ, обобщение, сравнение при обработке любой информации людям с эйдетическим мышлением позволяют обратить внимание на мелкие детали и сохранить их в памяти. В дальнейшем они активно используют сохранённые образы.

Много выдающихся математиков обладали таким мышлением. В современном мире оно пригождается при работе с информационными технологиями.

ejdetika-osobennosti-i-metody-5.jpg

Воображение

Яркая фантазия даёт возможность индивиду представлять чётко образы, которые ему никогда не приходилось видеть. Человек с эйдетическим воображением хорошо может представить дуновение ветра, ощутить какой-то аромат, почувствовать прохладу или ощутить кожей чьё-то прикосновение, будто это происходит наяву.

Методы

В психологии существует множество методов развития памяти, образного мышления, внимания и воображения. Разработано огромное количество упражнений к ним. Акровербальная техника подразумевает запоминание понятий с помощью интересных текстов, стишков и песенок. Методы применяют при обучении детей иностранным языкам. Существуют интересные стихотворения для дошкольников. Например, когда малышам надо запомнить дни недели. Весёлая игра превращает запоминание в непроизвольный процесс.

Широко применяются мнемотехника и эйдотехника. Первая техника включает в себя методы, связанные с применением ассоциативных рядов, логических закономерностей, цифро-буквенного кода. Также существуют менее популярные мнемотехнические методы рационального повторения и ОЧОГ (ориентировка, чтение, обзор, главное).

В работе с детьми эффективен цепной метод, предполагающий применение ассоциативных связей. Методика для детей подразумевает выполнение упражнений в игровой форме. Она основана на цветовых, тактильных, предметных, звуковых, обонятельных, вкусовых, графических и свободных ассоциациях. Часто при развитии воображения детей используют геометрические фигуры. Ребёнок во время выработки ассоциативного мышления должен ответить, о чём он подумал.

Эйдетические упражнения используют с детьми трех лет и старше.

Правильная организация обучения мотивирует детей к освоению новой информации.

  • Цветовые ассоциации возникают у ребёнка в момент рассматривания пятна определённой расцветки. Малыш должен обосновать свой ответ. Например, глядя на красное пятнышко, кто-то представил созревший помидор. Он отвечает примерно так: «Я подумал про красный помидор, потому что он уже созрел». Другой ребёнок вспомнил запрещающий сигнал светофора. Некоторые дети вообразили себя во время прогулки с румяными от мороза щеками.
  • При развитии тактильной памяти изготавливают специальные карточки с разной фактурой. Используется меховая, фланелевая, велюровая, дерматиновая поверхность, наждачная бумага. Применяют карточки с пришитыми пуговицами, приклеенными спичками, кусочками проволоки или гречкой. Прикоснувшись к поверхности, ребёнок должен сказать, о чём он подумал. Например, трогая гречку, малыш заявляет: «Я подумал про реку, потому что я ходил босиком по камешкам. Когда сильно надавливаешь пальцами на крупу, так же больно, как босым ногам на берегу реки».
  • Предметные ассоциативные ряды должны вызвать различные вещи: лоскуток ткани или кожи, нитка, ракушка, монета, шишка, пуговица, лист бумаги и др. Например, кусочек ворсистой ткани у кого-то ассоциируется со стриженой травой на газоне.
  • Записанный шум или звук используют для развития аудиальной памяти. Включают аудиозапись с шумом бытового прибора, природным звуком, музыкальным произведением или уличным гулом и предлагают детям подобрать подходящий предмет на картинках. Например, ребёнок, слушая резкое торможение автомобиля, говорит: «Я подумал о двери, потому что она скрипит, когда её открывают».
  • Для развития обонятельной памяти необходимо запастись коробочками с разнообразными ароматами. В них могут лежать различные травы, специи, пустые флакончики с запахом духов. Детям предлагают понюхать закрытые спичечные коробочки. Нужно по запаху найти две с одинаковым наполнением. В дополнение иногда предлагают охарактеризовать запах. Нюхая закрытые коробки с кофе, ребёнок может сказать, что чувствует ароматный, приятный, бодрящий запах.
  • Вкусовые ассоциации советуют использовать для детей старшего возраста. Им для воображения предлагаются комбинации из сладких и горячих блюд, солёных и холодных. Иногда к вкусовым ощущениям добавляют тактильные ассоциации: хрустящий, сочный, жидкий, твёрдый продукт.
  • Графические ассоциации основаны на превращении символа в определённый предмет. Например, непонятная загогулина превращается в рыболовный крючок. Старшие школьники используют абстрактные символы для запоминания телефонных номеров.
  • Свободные ассоциации учат малыша строить связи самостоятельно. Воспитатель без использования предметного изображения сообщает, что в шкафу сидит мышь. Каждый ребёнок выстраивает свой ассоциативный ряд. Кто-то отвечает: «Я подумал о кошке, потому что она любит охотиться за мышами». Другой малыш говорит: «Я подумал о волке, потому что он такой же серый, как мышка».

Главным в игре является умение обосновать свой выбор.

Эйдотехника насчитывает немало интересных методов. В работе с детьми часто применяют методы оживления, вхождения, трансформации, образных крючков, соощущения, образного мышления, отстранённости, избыточности, регрессии, перевоплощения, изменённых модальностей, забывания ненужной информации, эха и др.

Рассмотрим некоторые из них.

  • Метод оживления эффективен при необходимости запомнить большое количество имён и исторических дат. Он способствует развитию визуализации.
  • Метод вхождения даёт возможность проникнуть внутрь представляемого рассказа или картинки. При методе оживления картинка предстаёт перед глазами ученика, а при методе вхождения школьник чувствует себя участником события. Например, ученику на уроке биологии необходимо запомнить основные признаки живых организмов. Он представляет, как подходит к своей комнате и видит прицепленные к двери человеческие лёгкие, которые своей вибрацией напоминают ему об одном из признаков жизни – дыхании.

У порога его любимая собака грызёт огромный кусок мяса, что сообщает о втором признаке жизни – питании. В углу ребёнок замечает большую кучку фекалий животных, свидетельствующих о способности живых организмов к выделению продуктов жизнедеятельности. В другом углу комнаты сидит кошка с котятами, напоминающими о следующем признаке жизни – размножении. И вдруг кошка кинулась к своему хозяину, свидетельствуя тем самым, что она может двигаться. И ребёнок вспоминает ещё об одном признаке жизни: движении, подвижности.

Взглянув на подоконник, ученик видит, как прямо на его глазах маленький кактус превращается в огромное растение, полностью закрывающее собой всё оконное пространство. Он вспоминает ещё об одном признаке – росте. О развитии живого организма свидетельствует появление на кактусе цветков. Об обмене веществ школьнику могут напомнить витамины и упаковки с глюкозой, раскиданные по его письменному столу.

И наконец, ученик видит, как руки неожиданно покрываются сыпью. Он понимает, что аллергическая реакция возникла из-за способности живого организма к раздражимости. На уроке при ответе ученику достаточно будет мысленно войти в свою комнату, чтобы спокойно, не напрягаясь, перечислить все признаки жизни.

  • Метод трансформации даёт возможность в воображении превратить плоский образ в объёмную картинку, чёрно-белый – в цветную, маленький – в огромную. Этот метод эффективен при запоминании иероглифов. Достаточно один раз трансформировать иероглиф в своих мыслях, чтобы запомнить его навсегда.
  • Метод образных крючков обычно используют при запоминании цифр. Например, нужно запомнить число 104. Достаточно представить себе напоминающий единицу нож, воткнутый в разделочную доску, на которой рядом с ним лежит одно яйцо, похожее на ноль. Поодаль от него на доске виднеется луковица, разрезанная на 4 части.

Единицей в воображении может быть карандаш или болт. Двойку представляют в виде лебедя или пары лыж. Тройка может соответствовать волне или летящей чайке. Четвёрка напоминает разряд молнии или винтовку со штыком. Пятёрка может быть представлена в виде пятиконечной звезды или пяти пальцев на руке. Шестёрка похожа на открытый навесной замок или вишню на черешке.

Семёрка напоминает топор, кочергу или мотыгу. Восьмёрка ассоциируется с песочными часами и снеговиком. Девяткой может быть в воображении воздушный шарик на верёвке или головастик. Образом для запоминания цифры «0» служит кольцо, колесо, мяч, шайба, тарелка, полная луна, круглая пластинка и др. Так создаются крючки в воображении.

  • Метод соощущений даёт возможность какое-то событие ощущать с помощью органов чувств. Например, наличие дождя запоминают по стуку капель о стекло или по прилипанию мокрой одежды к телу.

Можно запомнить иностранные слова или цифры с помощью представления цвета, запаха, вкуса, шероховатости, звука представляемого образа.

ejdetika-osobennosti-i-metody-11.jpgИспользуемые источники:
  • https://vplate.ru/pamyat/ejdeticheskaya/
  • https://srazu.pro/teoriya/ejdeticheskaya-pamyat.html
  • https://vplate.ru/pamyat/ejdetika/

Скажите что-нибудь