Двигательная память в быту, обучении и профессиональной деятельности: её функции и развитие

Двигательная (моторная) память представляет собой психологический процесс запоминания, хранения и воспроизведения различных движений, которые как бы запрограммированы и в случае необходимости выполняются человеком всегда одинаково.

Двигательная память способствует формированию как общих (письмо, ходьба, плавание), так и специальных навыков. Уровень развития двигательной памяти чрезвычайно важен для специалистов различных профессий, работа которых связана с повторяющимися быстрыми, точными и сложными движениями: для ювелиров, хирургов, часовщиков и др. Не менее важна развитая моторная память в быту и при управлении транспортным средством. Если, например, на скользкой дороге автомобиль начинает заносить, водитель автоматически, не задумываясь, выкручивает руль в нужную сторону. Это возможно именно благодаря двигательной памяти!

Благодаря данному виду памяти мозг оптимизирует процесс мышления, высвобождая тем самым ресурсы для решения новых задач. При этом он устанавливает последовательность движений для выполнения стандартных повторяющихся задач и направляет её к исполнительным органам – рукам и ногам. То, как мы ходим, едим за столом, надеваем одежду, набираем текст на клавиатуре и т. д. – заслуга двигательной памяти.  Но возникает вопрос: если моторная память в нас развита с детства, то зачем же нам в зрелом возрасте развивать двигательную память? Дело в том, что в современном, быстро меняющемся мире довольно часто приходится осваивать новые навыки, связанные либо с работой, либо с хобби. Умение быстро учиться любому делу является очень важной для жизни способностью.

Итак, как развить двигательную память? Вот пять простых упражнений:

  1. Если Вам необходимо освоить какой-то двигательный навык, повторяйте его как можно чаще и большее число раз .
  2. Присядьте на стул напротив стены. На уровне глаз прикрепите к стене чистый листок бумаги формата А4. Закройте глаза и нарисуйте точку карандашом в любом месте листа. После этого опустите руку на колено, посчитайте до пяти и попытайтесь попасть карандашом в ранее нарисованную точку. Чем будет меньше расстояние между двумя точками, тем лучше у Вас развита двигательная память. При регулярных тренировках точность попадания будет улучшаться. Далее постепенно можно усложнять задачу путем рисования 2, 3, 4 точек. При этом, чтобы понять, насколько повтор соответствует изначальному варианту, для нанесения исходных и повторных точек желательно применять карандаши разного цвета. Кроме того, в процессе регулярных тренировок можно постепенно увеличивать временной промежуток между первым и вторым нанесением точек, от пяти секунд  до нескольких минут.
  3. Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Закройте глаза и нарисуйте линию. Положите руку на колено, после чего постарайтесь нарисовать линию такой же длины. После этого замерьте длину обеих линий. Цель упражнения – нарисовать линии, максимально одинаковые по длине. В процессе тренировок упражнение усложняется за счет одновременной прорисовки двух, трех и более линий, которые нужно выполнять по-разному (горизонтальные, вертикальные и под углом), „помех” (между первой и второй прорисовкой машем и встряхиваем и рукой) и увеличения временного интервала между прорисовками.
  4. Развивайте кисти рук. Другими словами, старайтесь как можно больше работать руками. В свободное время можно заняться лепкой, резьбой по дереву, рисованием или просто на кухне каждый день готовить несколько разнообразных блюд.
  5. Повторяйте по образцу. Для данной тренировки двигательной памяти Вам нужен партнер. Суть упражнения в том, что Вы по очереди должны показывать друг другу определенную последовательность движений, которую необходимо в точности повторить. Начинать нужно с нескольких движений, постепенно увеличивая их количество.

Кроме того, способствуют развитию двигательной памяти занятия музыкой и танцами, езда на велосипеде и спортивные игры, такие как настольный теннис, волейбол, баскетбол и др. Мы также рекомендуем наши задания на развитие памяти выполненные в виде увлекательных игр онлайн.

Улучшение памяти зависит только от Вас. Успехов Вам в саморазвитии!

Человек – существо с наиболее развитым уровнем памяти, которая является одним из основных инструментов, позволяющим справляться с многочисленными бытовыми и профессиональными ситуациями. Человеческий мозг «записывает» различные информационные потоки, обрабатывает их, систематизирует и хранит, а в нужный момент воспроизводит. Иногда всплывают подробности, о которых вспоминать не хочется, а иногда наоборот воспоминания настолько позитивны, что являются отличным стимулятором для дальнейших достижений.

Развитию памяти у детей необходимо посвящать максимум времени и сил, поскольку хорошие запоминательные способности, являются пропуском к успешной взрослой жизни. Существует более 15 видов памяти и каждую из них необходимо тестировать и тренировать. Двигательная память, которую еще называют моторной, является одной из основных и одной из первых, которой необходимо уделить внимание в раннем возрасте малышей.

Что такое моторная память и зачем она нужна

Данный вид памяти не что иное, как способность запоминать, а потом соответственно воспроизводить различные двигательные алгоритмы. Без моторной памяти невозможно научиться ездить на велосипеде, играть в волейбол или футбол, постичь азы плавания и другой физической активности. Память движений составляет основу различных трудовых навыков, а также всех остальных адекватных двигательных действий. При подсознательном запоминании движений, человек фиксирует все до мелочей – длительность, амплитуду, скорость, направление. Осваивая целые комплексы последовательностей движений, человек потом может, не задумываясь, совершать огромное количество повседневных манипуляций.

Работа с двигательной памятью помогает развивать у ребенка координацию движений, правильную моторику (а чем более развита моторика у ребенка, тем богаче его словарный запас и коммуникативные способности – это утверждение психологов), снимает нервное напряжение и тонизирует мышечные ткани.

Благодаря двигательной памяти ребенок может обучаться новым играм, выполнять логические последовательности действий при занятиях на компьютере – ресурс https://iqclub.ru/ дает наглядную демонстрацию, как это происходит, обслуживать себя, делать домашние дела и все то, что невозможно без четких и согласованных движений тела. Это и гигиенические процедуры, и умение пользоваться столовыми приборами, и поведение в транспорте и многие другие аспекты повседневной жизни, с которыми непременно столкнется каждый ребенок.231.jpg

Уроки по развитию двигательной памяти обожают все дети, поскольку они представляют собой не что иное, как подвижные игры.

Упражнения для тренировки моторной памяти

  1. Игра «Так нельзя». Игра, рассчитанная на условия спортивной площадки или зала, где есть достаточно свободного пространства и инвентаря. Задача ведущего – показывать детям различные комбинации движений, а дети обязаны за ним все в точности повторять. Однако вводится запрет на какое-то из движений. Например: поднять две руки вверх – так нельзя! Ведущий должен показывать различные движения в максимальном темпе, может использовать небольшие хитрости и приемы для запутывания участников – гримасничать, издавать смешные звуки. Участники же должны быть полностью сосредоточенными, чтобы не повторить движение, которое нельзя. Минимальное количество участников игры – два, один показывает, другой повторяет.
  2. Игра «Как запомнить движения». Занятие очень напоминает традиционный урок физкультуры. Так же как и в предыдущей игре располагаться лучше всего на спортивной площадке, с собой взять мячики, скакалки. Ведущий показывает упражнение или связку упражнений, но при этом молчит. Дети должны только благодаря визуальному контакту запомнить последовательность фигур и постараться точно их повторить. Путем многократных повторений каждый ребенок должен освоить весь цикл.
  3. «Попади в точку». Для упражнения понадобится по одному листу бумаги и карандашу для каждого участника. Дети должны сесть на стулья лицом к стене, на которой на уровне глаз должен быть закреплен лист бумаги. Далее глазки закрываем и рисуем в любом месте карандашом на листике точку. Опускаем ручки, глазки закрыты, считаем до пяти и снова рисуем точку. Чем расстояние между двумя изображенными точками меньше, тем лучше двигательная память. При регулярных тренировках, точки будут получаться совмещенными. Далее упражнение усложняется, задача — нарисовать с закрытыми глазками две, три или четыре точки и продублировать их.
  4. «Линии». Подобное предыдущему упражнение, только необходимо не попасть точкой в точку, а нарисовать с закрытыми глазками линии одинаковой длины, чтобы развивать ощущение расстояния, как составляющей двигательной памяти. Линии лучше рисовать разнонаправленными – косые, прямые, главное, чтобы они были максимально близки по длине. Нарисовал одну линию, опустил ручки, посчитал до 5 и далее следующую. Со временем можно рисовать по две-три линии разной длины, а потом пытаться повторить эксперимент. Между подходами встряхивать ручками, создавать так называемые «двигательные помехи».
  5. Уроки танцев признаны лучшими для развития двигательной памяти у детей и взрослых. Поэтому танцуйте с удовольствием и пользой.

Основными характеристиками двигательной памяти являются точность выполнения, объем – как много последовательностей вы можете запомнить и в точности воспроизвести, прочность – как долго данные будут храниться в памяти, устойчивость – насколько сильно будут помехи влиять точному воспроизведению действий.

В процессе повседневной деятельности человек сталкивается с различного рода информацией. Для ее обработки и запоминания люди задействуют разные анализаторные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную. Однако для освоения жизненно важных навыков, совершения элементарных действий человеку необходима двигательная память. Если навык закрепился в моторной памяти, это означает, что он автоматизируется.

1-avtomatizacija-navyka.jpg

Автоматизация навыка

Определение двигательной памяти в психологии

Двигательная память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения тех или иных движений. Моторная память относится к высшим психическим функциям и обусловлена работой нервной системы.

Внимание! В двигательной памяти сохраняется не только механическое воспроизведение движения, но и оптимальная скорость его выполнения, направленность, амплитуда и продолжительность исполнения. Несоблюдение технических характеристик действия может привести к его искажению и низкой результативности деятельности.

Особенности и характеристика

Кратковременная память человека — что это такое, ее объем и проблемы

В процессе сохранения образа действия активизируются моторные центры и активирующая ретикулярная система головного мозга. В зависимости от степени важности образной информации, эти структуры либо блокируют ее, либо передают импульс в кору больших полушарий.

Конкретный пример. Наблюдая, как танцует профессиональная балерина, у девушки возникает желание повторить ее пируэты. Однако она не занимается танцами и понимает, что освоение этого искусства потребует от нее определенных сил, терпения. Серьезной мотивации к занятиям балетом у нее нет, поэтому активирующая ретикулярная система блокирует эти мысли, и девушка продолжает наслаждаться танцем балерины.

Если бы ее мотивация была высокой, она бы записалась в балетную школу, выбрала бы видеокурс по балету для возможности самообучения (это активность была бы обусловлена тем, что активирующая ретикулярная система передала сигнал в кору больших полушарий).

Если произошла передача импульса в кору больших полушарий, к процессу сохранения в памяти образа действия подключаются двигательный анализатор и гиппокамп. Их работа сочетается с деятельностью мышечной системы и вестибулярного аппарата.

Так запоминаются различные движения. При их последующем воспроизведении будут работать те же функциональные отделы мозга. В этом выражается формирование автоматизации действий.

Функции и значение двигательной памяти

Оперативная память — что это в психологии человека, ее отличия от других типов

Сфера применения двигательной памяти обширна. Она используется людьми в быту, процессе обучения, профессиональной деятельности.

В быту

Двигательная память в быту

Моторная память нужнее всего человеку в бытовой сфере. Потребность в ней возникает с самого раннего детства. Она позволяет ребенку освоить гигиенические навыки и самообслуживание, в дальнейшей жизни научиться пользоваться бытовой техникой, различными приспособлениями.

Внимание! При некоторых заболеваниях гиппокампа и других отделов мозга нарушается моторно-слуховая память. Это обусловлено разрушением нейронных связей. Например, при болезни Альцгеймера больной утрачивает навыки самообслуживания.

В обучении

Процесс обучения невозможно представить без моторной памяти. Благодаря ней, дети овладевают графическими навыками. В психологии доказана роль двигательной памяти в формировании мелкой моторики. Средствами развития двигательной памяти в процессе систематического обучения являются такие виды деятельности, как:

  • Занятия физической культурой, в ходе которых развиваются крупная моторика, координация движений, точность выполнения упражнений, физическая выносливость, укрепляются мышцы;
  • Лепка, где дети работают с различными пластичными материалами, учатся придавать им нужную форму;
  • Занятия вышивкой и шитьем формируют умение пользоваться иглой и нитками, которые могут пригодиться для мелкого ремонта одежды;
  • Бумагопластика и оригами развивают точность ручных движений;
  • Аппликация развивает пространственное мышление, совершенствует мелкую моторику рук;
  • Собирание мозаики направлено на формирование умения работать по образцу;
  • Изготовление поделок из природного материала учит работать с разными предметами.

В период дошкольного и младшего школьного возраста детям рекомендуется заниматься перечисленными выше видами деятельности не реже двух или хотя бы одного раза в неделю.

Дополнительная информация. Нервная система детей обладает по определению большей пластичностью, чем нервная система подростков. Родителям нужно определить ребенка в дошкольном или младшем школьном возрасте в спортивную секцию или танцевальный кружок для того, чтобы создать оптимальные условия для становления его двигательной памяти.

Развитие моторной памяти

В профессиональной области

Мысль о том, что становление профессиональных навыков невозможно без высокого уровня развития зрительной, слуховой и двигательной памяти, доказана в исследованиях в области психологии труда. В любой профессии необходимо довести до автоматизма овладение теми или иными навыками, чтобы выполнение производственных функций осуществлялось оперативно. Например:

  • Водитель должен уметь управлять транспортным средством (для этого ему нужно научиться правильно держать руль, своевременно отпускать педаль сцепления, нажимать ногой на педаль тормоза или газа);
  • Для документоведа крайне важна высокая скорость набора текста на компьютере (специалистам этого профиля для оперативного выполнения поручений руководства полезно овладение слепым методом набора текста);
  • Хирург должен безошибочно совершать манипуляции скальпелем (успешный итог операции зависит от точности, аккуратности, плавности работы врача руками);
  • От уровня развития мелкой моторики рук парикмахера зависит конечный результат (создание прически требует умения работать с волосами, одновременно орудовать ножницами и расческой, красиво накручивать локоны);
  • Тренер спортивной секции должен оттачивать у себя четкость спортивных движений, чтобы являться образцом для юных спортсменов;
  • Для психолога важно умение по движениям и позе клиента распознавать его эмоциональное состояние.

Важно! Недостаточный уровень развития моторной памяти в профессиональной деятельности может привести к низкому качеству выполнения специалистом своих профессиональных обязанностей. Эта проблема актуальна для молодых специалистов, профессиональные двигательные навыки которых находятся в стадии становления.

Как натренировать моторную память

Зрительная память — что это такое, как её развить

Развивать двигательную память крайне важно. Для детей дошкольного возраста высокий уровень развития этого психического процесса необходим для обретения ловкости, овладения координацией движений в подвижных играх. Для школьника повышение уровня развития моторной памяти сопряжено с выработкой красивого почерка, успешным выступлением на спортивных соревнованиях. Взрослые люди, развивая двигательные навыки, повышают эффективность своего труда.

Внимание! Тренировать моторную память можно в любом возрасте.

Игры и упражнения на развитие двигательной памяти

Игра на развитие двигательной памяти

Существуют специальные иры и упражнения, выполнение которых создает условия для развития моторной памяти. Так, в дошкольном возрасте двигательная память формируется в процессе следующих игр:

  • Подвижные игры «Ручеек» и «Найди себе пару», где дети должны строго следовать правилам;
  • «Кукловод», в ходе которой ребенка с завязанными глазами проводят по простому маршруту, связанному с преодолением 1-2 препятствий, затем он должен пройти с открытыми глазами тем же путем;
  • «Делай, как я» – игра, предполагающее точное воспроизведение ребенком действий взрослого.

Эффективными упражнениями для развития двигательной памяти являются различные виды гимнастики: пальчиковая, утренняя, артикуляционная, бодрящая.

С момента поступления в школу двигательная память детей развивается на уроках при выполнении практических заданий. Домашние задания, предполагающие изготовление модели, поделки также способствуют становлению моторных умений школьников. Кроме того, в период обучения в школе дети имеют возможность развивать свою двигательную память посредством занятий в учреждениях дополнительного образования.

Взрослые совершенствуют моторные навыки на протяжении всей жизни в ходе:

  • Выполнения профессиональных обязанностей;
  • Занятий рукоделием, танцами;
  • Косметического ремонта своей квартиры;
  • Занятий спортом.

Для развития двигательных навыков у взрослых существуют специальные упражнения, условия выполнения которых предполагают одновременную работу правого и левого полушарий головного мозга:

  • «Круговые движения и постукивания». Упражнение выполняется двумя руками. Одной ладонью руки нужно совершать круговые движения на поверхности стола, другой ладонью, сжатой в кулак, – равномерно стучать по столешнице.
  • «Точка на листе бумаги». Человеку предлагается поставить точку на листе бумаги, закрыв глаза. После этого ему нужно встряхнуть руки и постараться попасть карандашом в эту же самую точку, но уже с открытыми глазами.

Психологи и педагоги с уверенностью говорят о том, что двигательная память пронизывает весь жизненный путь человека от раннего детства и до старости. Высокий уровень развития моторной координации является необходимым условием овладения различными видами деятельности. Если человек задастся целью совершенствовать свою моторную память, будет выполнять специальные упражнения, то он добьется результата, независимо от своего возраста.

Развитие двигательной памяти

Видео

Во время запоминания и воспроизведения информации человек задействует разные анализаторы. Если в ход пошли кожно-мышечный, вестибулярный и моторный, значит, ему в момент удержания нужного материала потребовалась двигательная память.

Многие психологи считают её одной из базовых, так как именно благодаря ей мы можем совершать элементарные действия, даже не задумываясь о них и не тратя на их освоение время снова и снова. Мы не учимся каждый день заново ходить, печатать на компьютере, готовить кофе, водить машину. Однажды приобретя навыки, мы пользуемся ими автоматически. Столь простой нашу жизнь делает именно двигательная, или, как её ещё называют, моторная, память.

Что это такое

Двигательная память — это запоминание, удержание и воспроизведение разных движений. Причём фиксируется не только их механика, но и то, как именно они совершаются — с какой амплитудой, длительностью, скоростью и в каком направлении. Иногда точность имеет огромное значение, и любое отклонение чревато опасными последствиями.

Самый яркий пример — хирург, одно неверное движение которого может закончиться смертью пациента. В быту столь ювелирная точность уже не так актуальна: каждая хозяйка варит борщ по своему рецепту, и её алгоритм может отличаться от общепринятого.

Механизм

Двигательная память в психологии — это высшая психическая функция, психофизиологический процесс, в основе которого лежит деятельность ЦНС. Запоминая, а потом воспроизводя какие-то движения, человек задействует активирующую ретикулярную систему (АРС) и моторные анализаторы.

Активирующая ретикулярная система похожа на сеточку, которая охватывает весь ствол головного мозга. Когда человек ставит перед собой задачу запомнить или освоить какое-то движение, сигнал об этом прежде всего поступает на неё. Она определяет степень важности информации и либо делает посыл дальше, в кору больших полушарий, либо блокирует его.

Например, вы смотрите по телевизору исполнение танца. Вы хотели бы выучить его па, и это желание улавливается нейронами АРС. Однако мотивация не сильна, обстановка не та, поэтому сигнал тормозится — и вы остаётесь сидеть дальше на диване и наслаждаться телепередачей. Если же вы поставили себе конкретную цель, специально освободили время, соответствующе оделись, скачали видео с мастер-классом и планируете выучить данный танец, АРС фиксирует важность этого материала для вас и отправляет сигнал дальше, в кору больших полушарий.

После этого в работу включается двигательный анализатор, который располагается в лобной части головного мозга. Одновременно в медиальных височных отделах задействуется гиппокамп, отвечающий за сохранение информации. Попутно начинают работать вестибулярный аппарат и мышечная система (поэтому данная функция называется психофизической). Начинается обучение, вы путём многократного просмотра видео и большого количества повторений выучиваете танцевальные па — так происходит фиксация и сохранение необходимых вам движений. В дальнейшем при их воспроизведении опять будут включаться те же отделы головного мозга, но сигнал пойдёт уже по проторенной дорожке. Это обеспечит быстроту и автоматизм совершаемых действий.

Функции

В быту

Основное назначение двигательной памяти — освоение бытовых навыков, обеспечивающих полноценное существование человека с самого детства. Им обучают ребёнка с самых ранних лет, чтобы он мог обслуживать себя самостоятельно. В течение жизни они постоянно дополняются новыми (учимся есть китайскими палочками, пользоваться холодильником Smart Touch и т. д.). В качестве примеров можно привести следующие элементарные действия:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • одеваться;
  • есть (держать ложу, наливать суп или чай);
  • простейшие кулинарные навыки (нарезать хлеб, сделать бутерброд, посолить);
  • стричь ногти;
  • расчёсываться;
  • застилать кровать;
  • чистить ботинки;
  • пришивать пуговицу.

Всё это — навыки самообслуживания, приобрести которые человеку позволяет именно двигательная память, а не рефлексы. Нам, взрослым, кажется всё это настолько простым и элементарным, что возникает недоумение: как это можно не освоить? Но вспомните, как вы учили своего малыша чистить зубки в первый раз и как потом ещё долго перепроверяли, правильно ли он это делает. Ведь получилось далеко не сразу. Или подумайте о тех, кого поразила болезнь Альцгеймера — работа гиппокампа серьёзно нарушается, и установленные ранее нейронные связи оказываются потерянными. Вот почему эти люди теряют навыки самообслуживания — их моторная память больше не работает.

В быту двигательная память оказывается необходимой и в момент освоения нового прибора. Купили холодильник, микроволновку, кофеварку, пылесос, планшет, посудомоечную машину — нужно прочесть инструкцию и научиться пользоваться ими. Если ранее подобная техника уже была в доме, срабатывают старые нейронные связи, и на автоматизме рука сама включает шнур в розетку и нажимает на кнопку. Однако некоторые модели сильно отличаются друг от друга, и двигательную память приходится корректировать в соответствии с новыми рекомендациями.

С подобными моторными навыками связан феномен, который психологи называют «старое лучше нового». Когда прежнюю бытовую технику заменяют современной, кажется, что первая была лучше, несмотря на то, что в последней больше функций и выглядит она куда более стильной. Подобные негативные впечатления связаны именно с перестройкой тех нейронных связей, которые уже успели выстроиться для пользования старым прибором. Как только инструкция и конструкция новой техники будет освоена, она покажется вам самой лучшей и удобной для пользования.

В обучении

Моторная память необходима в процессе обучения. Психологи утверждают, что для первоклассников она является ведущей, так как позволяет освоить письмо. Но для того, чтобы данный процесс прошёл успешно, необходимо с ранних лет развивать у ребёнка мелкую моторику рук, так как двигательные анализаторы располагаются рядом с речевыми.

Параллельно с обучением письму ребёнок активизирует двигательную память прежде всего на уроках технологии, на которых продолжают развивать мелкую моторику рук. Примеры занятий:

  • лепка из пластилина, глины, теста, гипса;
  • оригами;
  • вышивание;
  • шитьё мягких игрушек;
  • картинки из круп;
  • макаронные аппликации;
  • бумагопластика;
  • мозаика;
  • поделки из природных материалов.

На физкультуре двигательная память позволяет детям осваивать новые комплексы упражнений и правила командных игр. Чтобы дополнительно развивать её, родителям рекомендуется уже в начальной школе отдать ребёнка в спортивные или танцевальные секции. В раннем возрасте ЦНС ещё максимально пластична, поэтому те же танцевальные па 6-летний ребёнок запомнит быстрее и воспроизведёт точнее, чем многие взрослые. Доказано, что моторная память, которая лежит в основе большинства навыков, одна из самых долговременных. Чаще всего человек с полной амнезией может от начала до конца станцевать вальс, который выучил в детстве, но при этом не вспомнит, как его зовут.

Значение физкультуры в жизни и ребёнка, и взрослого переоценить сложно. Чем лучше она развивает двигательную память, тем активнее работают мышечные анализаторы, тем качественнее формируется вестибулярный аппарат — и всё это самым положительным образом влияет на здоровье.

В профессиональной деятельности

Без двигательной памяти человек не смог бы освоить большинство профессий. Водителю нужно научиться, на какую педаль нажимать и как крутить рулём. Секретарю — как быстро напечатать текст. В каждой специальности задействованы навыки, которые с течением времени доводятся до автоматизма. Для некоторых это имеет жизненно важное значение. Уже говорили ранее о том, что от одного неверного движения хирурга зависит чья-то жизнь. То же самое можно сказать об электриках, каскадёрах, сапёрах.

Некоторые профессии не считаются опасными, но плохая моторная память и для них чревата последствиями. Представьте, что будет, если в каком-то движении ошибутся медсестра, когда ставит укол; ювелир, делающий огранку дорогого бриллианта; водопроводчик, ремонтирующий систему водоснабжения; машинист поезда или пилот во время пути. Большинство несчастных случаев происходит из-за подобных ошибок. Не всегда оказывается виноватой двигательная память. Иногда нейронная связь не срабатывает под воздействием других факторов — усталости, невнимания. У молодых специалистов это порой происходит из-за того, что профессиональный навык не освоен в полном объёме.

Развитие

Существуют игры и упражнения на развитие двигательной памяти для любого возраста.

Для дошкольников:

  • «Кукловод»: завязать ребёнку глаза, провести его по простейшему маршруту, развязать и попросить пройти тем же путём.
  • «Делай, как я»: повторение простейших движений за взрослым.
  • «Ручеёк», «Найди себе пару», «У медведя во бору» и другие подвижные игры, в которых нужно освоить правила.

Развитие двигательной памяти в начальной и средней школе происходит на уроках технологии, ИЗО и физкультуры. Родители дома могут тоже мастерить с ребёнком различные поделки, играть в подвижные игры, приобщать к спорту.

Подросток уже должен определиться с интересами и самостоятельно развивать двигательную память в соответствии с ними. Девушки могут увлекаться бисероплетением, скрапбукингом, танцами, аэробикой. Парни — командными или силовыми видами спорта, резьбой по дереву, ремонтом компьютеров.

Взрослые должны на протяжении всей жизни, независимо от возраста:

  • совершенствовать свои профессиональные навыки;
  • осваивать новые алгоритмы движений, необходимые для хобби (вязания, шитья, ремонта автомобилей);
  • заниматься спортом;
  • выполнять пальчиковую гимнастику.

Есть специальные упражнения на развитие моторики у взрослых. Они предполагают разноплановые и не сочетающиеся между собой движения руками и ногами и заставляют работать оба полушария. Примеры:

  1. Правая рука ладонью совершает круговые движения по столу. Левая, сжатая в кулак, методично стучит по нему.
  2. С закрытыми глазами поставить на листе бумаги точку. Встряхнуть руки. Через 5 мин. постараться попасть в ту же точку.
  3. Левая рука раскрытой ладонью вниз лежит на столе. Локоть правой стоит на её тыльной стороне, сама она сжата в кулак. Досчитайте до 5 и поменяйте положение рук.

Без преувеличения можно сделать вывод о том, что двигательная память имеет важную ценность в жизни каждого человека. Именно поэтому её нужно тренировать в любом возрасте.

Читайте также: Виды памяти у человека

Вам также может быть интересно:Памятьdvigatelnaya-pamyat-harakteristika-i-osobennosti-razvitiya.jpg

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Содержание

Ежедневно люди пользуются двигательными навыками. Каждый человек обладает своими стилем и темпом при ходьбе, письме, игре, труде.

Характеристика

В психологии запоминание, удержание и воспроизведение различных движений и систем с помощью кожно-мышечного, вестибулярного и моторного анализаторов называют двигательной (моторной) памятью. Это высшая психическая функция. Она оптимизирует процессы мышления. Даже при выполнении самых простых действий в мозговых структурах выстраивается чёткий алгоритм.

Это позволяет сэкономить время и ресурсы организма, высвободить пространство для выполнения новых задач. Действия выполняются автоматически.

dvigatelnaya-pamyat-harakteristika-i-osobennosti-razvitiya-1.jpg

В течение дня каждый человек совершает большое количество различных двигательных манипуляций. Приступая к любому действию, будь то работа на конвейере, плавание или езда на велосипеде, индивид должен вначале ему научиться. На бессознательном уровне он фиксирует в памяти амплитуду, направление, скорость, длительность движения. Без запоминания нужно было бы каждый раз снова им обучаться, осваивать с чистого листа.

Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость, сноровка в труде. Так, игра на музыкальном инструменте отпечатывает в памяти когда-то выученные произведения. Спустя несколько лет, после длительной паузы музыкант берёт в руки инструмент и без помарок исполняет музыкальную пьесу. Он и сам искренне удивлён тому, что руки помнят мельчайшие детали этой композиции.

Механизм

В психофизиологии подробно описан весь процесс запоминания и воспроизведения движений. В его основе лежит деятельность центральной нервной системы. Для выполнения различных действий срабатывает активирующая ретикулярная система (АРС) в совокупности с моторными анализаторами.

При желании человека освоить движение сигнал мгновенно поступает в АРС, напоминающую сеточку и охватывающую все стволовые структуры мозга. Там происходит обработка информации, которая может быть заблокирована либо отправлена в кору больших полушарий. Допустим, при просмотре гимнастических упражнений человеку захотелось повторить их, но лень подняться с кресла. Не особо сильная мотивация тормозит сигнал.

Возможна и другая ситуация. Человек заранее облачился в спортивный костюм, приготовился выполнить и запомнить все упражнения. АРС сразу отмечает важность событий, отправляет сигнал в мозг.

dvigatelnaya-pamyat-harakteristika-i-osobennosti-razvitiya-12.jpg

Дальше включается моторный анализатор, расположенный в лобной части головного мозга. Сохранение информации происходит при непосредственном задействовании гиппокампа, находящегося в медиальных височных отделах. Сразу начинают действовать мышечная система и вестибулярный аппарат.

За время выполнения упражнений происходит частичное их запоминание. При многократном повторении движений в будущем действия выполняются автоматически с любой скоростью, так как поступивший сигнал мгновенно включает те же отделы головного мозга.

Функции

Двигательная память обеспечивает человека полноценным существованием, способствует развитию координации движений, снимает нервное напряжение и тонизирует мускулатуру. Основные её функции прослеживаются в быту, обучении и профессиональной деятельности.

  • Бытовые навыки человек совершенствует на протяжении всей жизни. Их освоение начинается с младенчества. Чёткие и согласованные действия помогают малышу обслуживать себя, выполнять гигиенические процедуры, пользоваться столовыми приборами. Процесс овладевания движениями постоянен. Иной раз взрослому надо научиться пользоваться бытовым прибором: посудомоечной машиной, кофеваркой и т.д.

Если новая техника напоминает предыдущую, то действуют старые нейронные связи, и человек автоматически воспроизводит нужные движения. Незнакомая модель корректирует моторную память, приводит её в соответствие с новой инструкцией.

При болезни Альцгеймера теряются ранее установленные нейронные связи. Моторная память перестаёт работать, и человек больше не может обслуживать себя.

dvigatelnaya-pamyat-harakteristika-i-osobennosti-razvitiya-4.jpg
  • Данный вид памяти важен для процесса обучения. Двигательные и речевые анализаторы находятся рядом. Для хорошего освоения речи и письма необходимо развивать мелкую моторику рук у детей. Двигательная память активизируется при вышивании, шитье мягких игрушек, изготовлении поделок из природных материалов, макаронных аппликаций, картин из круп и т.п. Комплексы физических упражнений, правила командных игр способствуют формированию двигательной памяти.

Детская центральная нервная система пластична, поэтому ребёнку легче, чем взрослому овладевать движениями.

dvigatelnaya-pamyat-harakteristika-i-osobennosti-razvitiya-5.jpg
  • Невозможно освоение многих профессий без использования двигательной памяти. Некоторые специальности требуют выполнения точных, тонких и сложных действий. Электрики, акробаты, каскадёры, танцоры обязаны постоянно совершенствовать двигательную память, иначе достичь значительных успехов в профессиональной деятельности невозможно. От неверного движения рук иных специалистов зависит жизнь человека. Страшно представить хирурга, сапёра, машиниста поезда или лётчика с плохой моторной памятью.
dvigatelnaya-pamyat-harakteristika-i-osobennosti-razvitiya-6.jpg

Развитие

Развивать моторную память крайне важно. Нередко двигательные навыки помогают сохранить здоровье и жизнь человеку, умеющему правильно сгруппироваться при падении. В гололедицу он безопасно приземляется, тем самым уберегает себя от серьёзных травм.

Психологи приводят в пример случаи выживания автомобилистов, попавших в экстремальную ситуацию на дороге. Там нет времени на обдумывание плана действий. Водитель машинально выворачивает руль в нужном направлении при виде мчащегося по встречной полосе автомобиля.

Уделять внимание двигательной памяти нужно с раннего возраста. Ребёнку крайне важно развить правильную моторику. Есть множество игр на её развитие. Дошкольникам предлагают повторять простые движения за взрослыми. Можно завязать малышу глаза и провести его по простому маршруту, а потом предложить пройти тем же путём без повязки. Очень хорошо приобщать детей к играм с конкретными правилами: «Найди себе пару», «Ручеёк», «У медведя во бору».

В качестве гимнастики для рук неплохо использовать вязание, вышивание, рисование, лепку, резьбу по дереву. Можно играть с членами семьи в показ и воспроизведение движений. Вначале один демонстрирует какие-то действия, а партнёр воспроизводит их в точности. Потом тот добавляет к изображённому новые движения, которые в совокупности с первоначальными действиями должен показать первый игрок, добавив очередное движение. Проигрывает сбившийся с правильного воспроизведения и забывший последовательность действий.

dvigatelnaya-pamyat-harakteristika-i-osobennosti-razvitiya-9.jpg

Для закрепления в памяти каких-то определённых движений нужно неоднократно производить одно и то же действие. Желательно повторять его не менее 100 раз. Правильное его выполнение доводится до автоматизма. Это же относится и к заданиям на смену положения.

  • Упражнение «гриб – поляна» выполняется кистями и пальцами рук. Плечами двигать не стоит. Задействуют только предплечья. Одну руку, которая символизирует гриб, сжимают в кулак и выставляют вперёд. Она направлена вверх. Раскрытая ладонь другой руки означает полянку, которую следует поместить непосредственно под грибок. Затем быстро прямую ладонь переводят в положение над сжатым кулаком. Во время смены одного символа другим темп постепенно ускоряется.
  • При выполнении следующего упражнения предлагается вообразить два огромных колеса. Нужно вытянуть руки и начать вращать воображаемые колёса в разных направлениях. Одной рукой представляемый обруч двигают на себя, второй рукой – по направлению от себя. Затем человек выполняет обороты в противоположную сторону.

Чем быстрее происходит смена направления, тем лучше.

Используемые источники:
  • https://b-trainika.com/blog/dvigatelnaya-razvitie-dvigatelnoj/
  • https://iqclub.ru/blog/2017/06/dvigatelnaya-pamyat-i-ee-razvitie/
  • https://srazu.pro/vospriyatie/dvigatelnaya-pamyat-cheloveka.html
  • https://ponervam.ru/dvigatelnaya-pamyat.html
  • https://vplate.ru/pamyat/dvigatelnaya/

Скажите что-нибудь