Домашнее насилие. Виды, особенности поведения детей. Цикл насилия, влияние насилия по отношению к детям

В конвенции о правах ребенка сказано, что дети не должны подвергаться насилию. Однако многие родители, не зная об этом, сознательно или невольно унижают своих детей физически или морально. Насилие крайне отрицательно влияет на формирование детской психики и может послужить причиной развития серьезных психических и психологических расстройств.

1-nasilie.jpg

Дошкольники и школьники часто страдают от произвола взрослых

Понятие насилия над детьми

Насилие над детьми – это целенаправленное причинение вреда физическому или психическому здоровью, вызванное действиями взрослых, которые совершаются против воли несовершеннолетнего. Это причинение вреда опасно, прежде всего, своими далеко идущими последствиями, среди которых:

  • Нанесение малышу физических и моральных травм;
  • Формирование у ребенка фобий и других психических расстройств;
  • Побеги детей из дома, школ-интернатов и детских домов;
  • Агрессивное поведение подростков и школьников по отношению к сверстникам и младшим товарищам (в этом случае жестокие тинейджеры всего лишь копируют взрослых).

К сведению. Статистика утверждает, что каждый третий ребенок в России хоть раз выступал жертвой произвола взрослых. Это довольно большая цифра, внушающая серьезные опасения.

Причины агрессии родителей

Домашнее насилие — что это такое

У детского насилия в семье бывают разные причины. Обычно представители старшего поколения становятся агрессивными, потому что:

  • Ребенок изначально был ненужным и нежеланным в семье;
  • Взрослые страдают от фрустрации, вызванной материальными трудностями или эмоциональными проблемами;
  • Родители не могут смириться с какими-либо физическими или психическими особенностями ребенка (бьют его за то, что он «не такой, как все»);
  • Отец или мать крепко выпивает и, находясь в этом состоянии, совершает противоправные действия по отношению к собственным детям.

Последний вариант наиболее опасен, так как в этом случае ребенок рискует не только пострадать от побоев и унижения, но и пристраститься к спиртному по примеру старших.

2-1.jpg

Чаще всего демонстрируют агрессивное поведение родители, злоупотребляющие алкоголем

Признаки насилия над детьми

Психологическое насилие — что это такое

Есть несколько признаков насилия детей. Психолог может сделать вывод о том, что школьника (дошкольника) обижают дома, если он:

  • Часто приходит в школу или детский сад с синяками, следами побоев на лице (теле) и упорно отказывается отвечать на вопрос, кто это сделал;
  • Сам проявляет агрессию и насилие по отношению к младшим товарищам (животным) и считает такое поведение нормой;
  • Отличается замкнутостью и угрюмостью, ни с кем не дружит и никогда не приглашает одноклассников к себе домой;
  • Воспитывается в пьющей семье и часто пропускает школу без объяснения причин и медицинских справок.

Наличие хотя бы одного из этих признаков – повод поднять тревогу.

Виды насилия над детьми в семье

Перверзный нарциссизм — что это такое

Насилие в семье над детьми – частое явление в России, особенно в неблагополучных семьях. Есть несколько разновидностей родительского произвола:

  • Психологическое (эмоциональное) насилие;
  • Физическое;
  • Сексуальное как разновидность предыдущего типа;
  • Пренебрежение взрослых своими обязанностями по отношению к подрастающему поколению.

Все четыре разновидности опасны и способны нанести большой вред развитию дошкольника (школьника, подростка).

Эмоциональное или психологическое

Моральное унижение детей – не редкость даже в благополучных и обеспеченных семьях. Родители могут постоянно издеваться над ребенком, высмеивая его внешность, привычки, умственные способности. Школьнику могут постоянно внушать, что он – никчемное существо, которое ни на что не способно. Иногда взрослые целенаправленно пугают и травят детей или (в многодетных семьях) натравливают братьев и сестер друг на друга. Все это можно отнести к эмоциональному (психологическому) негативному воздействию.

К эмоциональному насилию можно отнести запугивание ребенка, его травлю и насмешки над ним

Физическое

Физические наказания – одна из разновидностей насилия. Особенно часто такое поведение демонстрируют отцы, но матери, использующие порку как главный метод воспитания, тоже встречаются. Физическое насилие опасно тем, что страдающие от него дети вырастают трусливыми, лживыми, жестокими, недоверчивыми. Обычно они озлоблены на весь мир и напоминают маленьких волчат.

Сексуальное

Детское насилие может быть сексуальным. Пожалуй, это самый страшный вид произвола взрослых. Для того чтобы ребенок не стал жертвой сексуального маньяка, главная задача родителей – научить его основным правилам безопасного поведения на улице, дома и в общественных местах (в частности, не вступать в разговоры с незнакомцами).

Внимание! В семьях, где мать вступила во второй и последующий брак, часто бывают случаи сексуальных домогательств отчима по отношению к падчерице (изнасилование или его попытки). Поэтому воспитателям и классным руководителям рекомендуется поставить такие семьи на особый контроль.

Пренебрежительное отношение

К сожалению, далеко не все отцы и матери знают, что отказ от создания ребенку надлежащих условий для жизни, учебы, образования – это тоже насилие, выраженное в пренебрежении своими родительскими обязанностями. Также к этой разновидности произвола следует отнести непредоставление ребенку своевременной медицинской помощи и отказ от плановых профосмотров в поликлинике.

Внимание! Согласно статье уголовного кодекса России (УК РФ), за бездействие отца или матери в случае, если здоровью или жизни сына (дочери) угрожает опасность, наступает уголовная ответственность точно так же, как и за халатные действия. Об этом должен знать каждый родитель.

Последствия физических наказаний

Дошкольник или дошкольник, которого часто наказывают физически, перестает понимать разумные доводы. С таким ребенком невозможно договориться, он понимает только силу и считает авторитетом только тех, кто может ударить. Именно из-за этих последствий специалисты по детской психологии категорически запрещают использовать в качестве наказания ремень.

Физические наказания приносят душевные страдания

Дети, которых часто бьют, обычно вырастают или жестокими (и потом сами бьют своих чад) или запуганными, легко поддающимися чужому влиянию из-за боязни расправы. Оба варианта развития являются отклонениями от нормы. Также постоянные физические наказания могут привести к периодическим всплескам немотивированной агрессии в домашней обстановке, школе, детском саду. Этот психологический фактор нельзя упускать из вида.

Ни в коем случае нельзя проявлять равнодушие, если находящийся рядом ребенок или подросток страдает от произвола со стороны взрослых. Надо делать все возможное, чтобы ситуация больше не повторилась. В этом случае необходимо серьезно поговорить с его родителями (родственниками), объяснив недопустимость насилия и возможные риски, которые вытекают из такого поведения. Если разговор не увенчался успехом, долг неравнодушного гражданина – обращаться  в органы опеки. Представители власти посетят неблагополучную семью и объяснят родителям, какие права имеет их ребенок.

Домашнее насилие.Виды домашнего насилия.  Особенности поведения детей подвергающихся насилию в семье. Что такое цикличность насилия.Влияние насилия по  отношению к  детям. 

Домашнее насилие, также семейное или бытовое насилие — это повторяющееся насилие одного партнёра или родственника по отношению к другому, в первую очередь внутри семьи. Может выражаться в форме физическогопсихологическогосексуального и экономического насилия. Домашнее насилие часто сопровождается насилием над детьми и жестоким обращением с животными.

  • Физическое насилие — прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, как то: нанесение увечий, тяжких телесных повреждений, побои, пинки, шлепки, толчки, пощечины, бросание объектов и т. п. Телесное наказание в семье является одной из форм домашнего насилия. К физическому насилию причисляется уклонение от оказания первой медицинской помощи, депривация сна, лишение возможности отправления жизненно-важных функций (например, отказ в душе и туалете), привлечение к использованию алкоголя и наркотиков против желания жертвы. Нанесение физического вреда другим членам семьи и животным с целью психологического воздействия на жертву определяется как косвенная форма физического насилия.

Выделяют следующие формы физического насилия:

• избиение;

• пощечины, подзатыльники, шлепки;

• порка;

• нанесение травм, ожогов;

• вырывание волос;

• фиксация в неудобной позе

• укусы;

• изоляция (запирание в кладовке, туалете и т. п.);

преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды);

• грубое нарушение режима дня;

• обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос);

• сильное встряхивание грудных детей.

Физическое насилие также может проявляться в форме бездействия родителей или лиц, их заменяющих, то есть умышленного оставления ребенка в опасной или неблагоприятной обстановке.

  • Сексуальное насилие, в том числе над детьми.Любой контакт или взаимодействие, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Влияние на ребёнка:

•        Ребёнок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные познания или действия

•        Может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым

•        Может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий

•        Может жаловаться на физическое нездоровье

  • Эмоциональное (психологическое) насилие — унижение, оскорбление, контроль поведения, изоляция, ограничение круга общения жертвы, «промывание мозгов», допросшантаж, угрозы причинения насилия.

Существуют следующие формы психического насилия:

вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение; унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения»;

− отвержение подавление всякой воли ребёнка;

Длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;

принуждение к одиночеству (изоляция) – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка;

необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде;

терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития;

развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению;

формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка;

воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды,

чувства, желания.

  • Экономическое насилие — контроль над финансовыми и прочими ресурсами семьи, выделение жертве денег на «содержание», вымогательство, принуждение к вымогательству. Сюда также относятся запрет на получение образования и/или трудоустройство, и намеренная растрата финансовых средств семьи с целью создания напряженной обстановки.

К особенностям поведения детей младшего возраста (до 3-х лет),

подвергшимся физическому насилию, относятся:

− малоподвижность, слабая реакция на внешние стимулы (у грудных детей);

− боязнь родителей или взрослых;

− постоянная настороженность;

− плаксивость, капризность;

− печальный внешний вид, редкое проявление радости;

—  агрессивность.

Дети дошкольного возраста проявляют:

− пассивность, смирение с происходящим;

− чрезмерную уступчивость, заискивающее поведение;

− псевдовзрослое поведение;

− агрессивность;

− жестокость по отношению к животным;

− лживость и воровство

Циклический характер домашнего насилия.

Теория о циклическом характере домашнего насилия была представлена в 1970-е годы американской исследовательницей Ленор Уолкер (англ. Lenore Walker) , но на сегодняшний день не является общепринятой. Согласно её концепции, домашнее насилие — это повторяющийся с увеличением частоты цикл действий, включающий в себя 4 стадии:

1. Нарастание напряжения в семье. Возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи. На этой стадии жертва старается утихомирить агрессора.

2. Насильственный инцидент. Происходит вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием.

3. Примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на жертву, иногда отрицает произошедшее или убеждает жертву в преувеличении событий («раздувании из мухи слона»).

4. Спокойный период в отношениях («медовый месяц»). Насильственный инцидент забыт, обидчик прощён. Фаза называется «медовый месяц» потому, что качество отношений между партнёрами на этой стадии возвращается к первоначальному.

Насилие в отношении детей

Чтобы понять эту проблему более глубоко, важно понимать, как стереотипное воспитание мальчиков и девочек формирует затем отношения в семье. И как это приводит к тому, что в семье может возникать насилие.

Воспитание мальчиков и девочек в детстве определяется довольно жесткими гендерными ролями. Мальчику с детства говорят: «Ты должен быть сильным», «Ты не должен быть эмоциональным», «Ты не должен плакать, жаловаться», «Ты должен уметь дать сдачи». Девочке говорят: «Ты не должна бегать», «Ты не должна быть активной», «Ты должна быть покорной, приятной, угождать». К чему это приводит во взрослой жизни? Девочка, которая воспитана приятной, покорной, будет все время стараться угождать и подстраиваться под обидчика. Мальчик, понимая, что его роль является такой доминирующей, агрессивной, из защитника очень быстро переходит в агрессора.

Конечно, это идет часто из родительской семьи. То есть это не возникает просто на пустом месте. Как правило, обидчики, которые в своей семье начинают применять насилие, — это дети, являвшиеся свидетелями насилия. То есть этот мальчик чаще всего видел, как его отец оскорбляет, обижает, избивает мать. И девочка, скорее всего, видела такое же поведение в своей семье. И она видела, как мать терпит, пытается это скрывать, чтобы сохранить семью.

Насилие в отношении детей бывает прямым, то есть когда дети подвергаются напрямую насилию, истязаниям, избиениям, наказаниям. А бывает косвенным. То есть это именно когда дети бывают свидетелями насилия в своей семье.

В моей практике был случай, когда ко мне пришла женщина, прожившая в ситуации насилия 26 лет. Ее направила ко мне взрослая дочь, которая слышала где-то мое выступление. И когда эта женщина пришла, она была совершенно растеряна. Потому что 26 лет она думала, что скрывает от своих детей то, что происходит в ее семье, и сохраняет семью ради детей. Но только выросшая дочь и взрослый сын сказали: «Мам, не надо было терпеть, мы все это видели, все знали, и нам было очень тяжело с этим жить».

Дети, свидетели насилия, подвергаются тому же уровню травмы, психологической травмы, которому подвергаются сами пострадавшие женщины. И, вырастая, могут либо (вот здесь 50 на 50 процентов) применять такие же способы поведения в своей семье, либо, наоборот, жестко относиться к любым проявлениям насилия.

Что такое родители для детей? Это фактически их вселенная. И поэтому дети по-другому не могут никак воспринимать этот мир. То есть они его воспринимают не через то, что мы им говорим, а через то, как мы себя ведем. И копируют это поведение. В одном из случаев в суде мы встретились с мужчиной, который подвергал насилию сначала только свою жену, потом и троих детей. После суда он подошел и сказал: «Вы не понимаете, я вырос в такой семье. Мой отец избивал мою мать». И вот если бы у него была возможность хотя бы об этом с кем-то поговорить, когда он был ребенком, может быть, его судьба и судьба его семьи была бы другой.

Если вы знаете, например, детей, живущих в такой ситуации, то очень важно с ними говорить об этом. Потому что для детей, которые видят ситуацию насилия в своей семье, очень важно понимать, что не весь мир такой. Что не все взрослые ведут себя агрессивно. Что не все мужчины доминируют и вот так жестко ведут себя в своей семье. И что отец — это не наказание, а забота, поддержка. И благополучная семья — это не материально благополучная семья, а та, где дети чувствуют себя в безопасности.

Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:

  • Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста
  • Импульсивность, взрывчатость, вредные привычки, злость
  • Недостаточная способность к контролю собственного поведения;
  • Низкая самооценка и повышенная тревожность;
  • Попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков)
  • Депрессии, печаль, беспомощность, безнадёжность
  • Неумение устанавливать доверительные, эмоционально-теплые отношения;
  • Трудности в общении со сверстниками.

В большинстве случаев психического насилия имеют место словесные оскорбления ребенка, его негативная оценка со стороны родителей. Неизбежным следствием такой позиции значимых взрослых становится низкая самооценка ребенка. Отсутствие эмоционального контакта с родителями вынуждает его искать альтернативные способы получения эмоций: от бегства в мир фантазий до антиобщественного поведения и агрессии, направленной либо на окружающих, либо на себя. Однако таким путем не всем детям удается стабилизировать свое эмоциональное состояние, поэтому у них нередко встречаются аффективные нарушения (депрессия, тревога).

Чувства и поведение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поведение может вызывать определенные чувства, но эти же чувства могут вызвать то же самое поведение, в результате чего возникает замкнутый круг, движение по которому ведет к нарастанию поведенческих и эмоциональных расстройств, углублению социальной дезадаптации ребенка. Важную роль в становлении этого порочного круга играет убеждение ребенка в собственной вине, в том, что причиной насилия было его «неправильное» поведение.

 Насилие нередко встречается в семьях, где внешне всё хорошо. Нечасто можно увидеть домашнее насилие над детьми – любые действия или бездействие родителей или других взрослых, в результате которых наносится вред физическому и психическому здоровью ребёнка, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию, а также нарушаются права ребёнка.         Факторы уязвимости детей:1 – отсутствие информации о домашнем насилии у родителей и детей; Ребёнок, с которым постоянно жестоко обращаются, не представляет себе, что может быть иначе. Он воспринимает происходящее как норму. Родители также не рассматривают телесные наказания, семейные скандалы как формы насилия  в отношении детей.2 – бессилие и зависимость детей; Ребёнок зависит от родителей, авторитет которых для детей непререкаем. Маленький ребёнок не способен спрятаться от насилия. Но он испытывает страх от того, что его могут наказать, ударить, или от того, что видит, как папа бьёт маму. Ребёнок не в состоянии понять, почему самые дорогие люди причиняют боль ему или друг другу.3 – изолированность детей;   Дети часто не знают, что могут рассказать о своих проблемах другим взрослым. Факты свидетельствуют:  число несовершеннолетних, пострадавших  и погибших от насилия со стороны родителей, растёт с каждым годом. Воспитательные традиции большинства семей допускают использование в сложных ситуациях ремня, криков, угроз  или побоев. Они считают нормой  битьё детей. Те же принимают эстафету зла  и  даже не пытаются прервать её. Определить масштабы насилия над детьми достаточно сложно. Родители, призванные защищать своих детей, часто молчат и не сообщают  случаев жестокого обращения в семье. Соседи, родственники также молчат об этом. Зачастую становится известно о насилии, когда дети приходят с травмами или когда поведение их становится непонятным…Виды насилия, их проявление и последствия:
  • психологическое (эмоциональное);
  • неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка.
 Насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно. Плохие отношения, непонимание между взрослыми и детьми часто порождает «цепочку» осложнений у современных детей.Физическое насилие – это избиение, подзатыльники, щепки, удары, прижигание горячим, удушение, утопление, вовлечение ребёнка в употребление алкоголя, наркотиков, а также отравляющих веществ или  медицинских препаратов, вызывающих одурманивание. Мы ужасаемся, когда видим или слышим о том, что детей утопили, сожгли, бросили. Но не обращаем внимания на то, как мать дёргает ребёнка за руку или даёт ему подзатыльник. А ведь это насилие.Последствия физического насилия для ребёнка: ближайшие, отдалённые. Ближайшие – характерные физические травмы и повреждения, а также изменения в эмоциональном состоянии ребёнка. Страх. У маленького ребёнка из-за того, что он не знает, когда его будут бить в следующий раз, развиваются симптомы, обусловленные стрессом: тревога, головная боль, психосоматические расстройства. Для него характерна повышенная возбудимость, ожидание нападения, страх перед болью. Страх может проявляться в стремлении куда-то бежать, прятаться, а также в излишней заторможенности, внешнем безразличии. В любом случае ребёнок может быть охвачен тревогой, гневом. Депрессия и суицидальное поведение. Дети постарше могут впадать в депрессию, могут чувствовать себя никчемными, становятся агрессивными к родственникам, сверстникам. Результатом могут стать увечья, суицид. Побег из дома.  Дети оказываются на улице, могут попасть в криминальную среду. Отдалённые – различные заболевания, нарушения физического и психического здоровья. Агрессивность и жестокость к окружающим. Дети способны применить насилие к любым другим людям с разными взглядами, расой. Даже просто к прохожим. Асоциальное поведение.  Результатом пережитой травмы может стать не только агрессивность, но и чрезмерная пассивность, отсутствие способности к самозащите. Эти дети нередко становятся жертвами преступления (порнография, торговля людьми). Трудности в общении. Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социализации. Решение своих проблем чаще всего они находят в асоциальной среде. Трудности в построении будущих семейных отношений.  Люди, подвергавшиеся семейному насилию, не в состоянии проявлять заботу по отношению к взрослым. В большинстве своём проявляют насилие к членам семьи.  Психологическое (эмоциональное) насилие постоянное вербальное или невербальное оскорбления ребёнка, обвинения, угрозы и унижения со стороны родителей. Это и демонстрация нелюбви и неприязни, предъявляемые ребёнку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Психологическое насилие очень распространено. Наверно, нет ни одного человека, который бы ему не подвергался. Мы назовём несколько основных способов поведения родителей, которые считаются психологическим насилием над ребёнком.
  • эмоциональная отгороженность. Родители отмахиваются от ребёнка, когда тот хочет им что-то рассказать;
  • враждебное отношение. Используют ребёнка в качестве «козла отпущения». Часты выражения типа «Лучше бы ты не родился», «от тебя одни неприятности». Такие родители никогда не целуют и не обнимают своих детей;
  • Противоречивая реакция на поступки ребёнка со стороны родителей: один – одно, другой – другое. Или: сегодня – так, а завтра – иначе.
  • неспособность признать, что ребёнок – это самостоятельная личность. Дети имеют право на собственное мнение и личное пространство. Часто случается так, что они любят рисовать, а  их отдают в музыкальную школу.
  • изоляция. Не дают играть со сверстниками, не дают возможности получать опыт нормального социального общения.
  • угрозы и запугивания. Взрослые  постоянно оскорбляют и запугивают ребёнка: «пожалуются на тебя в детском саду – выдеру ремнём».
  • игнорирование.  Нет эмоционального контакта. Не обращают внимания на ребёнка.
  • Что-то не так ребёнок делает – выбрасываются любимые игрушки.
  • запрет на встречи с одним из родителей после развода.
Последствия психологического насилия для ребёнка:
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные проблемы. Не может рассказать о своих чувствах, понять чувства другого;
  • проблемы в построении отношений.  Ребёнок не испытывает доверия к людям;
  •  в частности, насилия в киберпространстве. Ребёнок уходит в сеть потому, что чувствует себя неуютно дома.
Сексуальное насилие – самый страшный вид насилия, который заключается в том, что ребёнок используется взрослым для получения сексуального удовлетворения.         Формы сексуального насилия:
  • демонстрация взрослым человеком ребёнку своих половых органов;
  • ласки и прикосновение к половым органам ребёнка;
  • сексуальные игры и половой акт с ребёнком;
  • демонстрация или просмотр с ребёнком порнографических материалов;
  • вовлечение ребёнка в изготовление порнографической продукции;
  • вовлечение ребёнка в занятия проституцией.
  Обычно от сексуального насилия страдают дети до 12 лет, чаще всего в возрасте 3-7 лет.  Ребёнок не понимает, что с ним происходит,  боится рассказать близким. К тому же насилие происходит чаще всего со стороны близких, родственников (инцест). Если родители никогда не говорили с ребёнком, как надо вести себя в подобных ситуациях, дети верят тому, что слышат, тем более, что насильниками могут быть отец, дедушка, дядя. Проблема инцеста носит скрытый характер. Мать отказывается верить ребёнку: «всё – ложь». Мать верит ребёнку, но никому об этом не рассказывает, боится, что посадят отца.Последствия сексуального насилия:Ближайшие:
  • хотят заняться сексом;
  • невозможно получить то, что хочешь, если не вести себя сексуально;
  • взрослые способны причинить боль, а родители могут не встать на защиту;
  • мир – это ужасное место, где твои чувства никто не принимает в расчёт.
 Отдалённые:
  • посттравматическое стрессовое расстройство (воспоминания, сны);
  • саморазрушающее поведение.  Злоупотребление алкоголем, наркотиками. Членовредительство себе, суицид;
  • состояние сверхбдительности или, наоборот, мнимой беспомощности перед возможной опасностью;
  • неспособность налаживать и поддерживать близкие отношения.
     ПОМОЩЬ ДЕТЯМ:         Если детям верят и принимают адекватные меры, в большинстве случаев можно предотвратить последствия насилия для психического здоровья.  Как защитить ребёнка от сексуального насилия? Лучший способ защитить детей – это вооружить их знаниями. Учить детей правилам безопасности надо постоянно, меняя формы и подходы по мере взросления ребёнка. Надо объяснять детям, что «нормальные» прикосновения отличаются от «ненормальных». Если взрослые прикасаются к детям, об этом надо сразу же сказать близким людям. Необходимо объяснять, какими приёмами может пользоваться взрослый, чтобы вовлечь ребёнка в сексуальные действия («это будет наш секрет»). Если ребёнок пострадал от сексуального насилия, надо обязательно обратиться к специалисту, который может помочь и ему, и родителям. Ни в коем случае не стоит самостоятельно заниматься расследованием – об этом надо сообщить в правоохранительные органы.Существует ещё один вид насилия над ребёнком. Неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка нежелание  или неспособность родителей удовлетворять нужды ребёнка, связанные с развитием его физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.Формы неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка:
  • оставление ребёнка без присмотра;
  • неудовлетворение потребностей ребёнка в питании, одежде, жилье и медицинской помощи;
  • образования (не ходит в школу, присматривает за маленькими детьми).
Последствия неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка:
  • детство из радостного превращается в тягостное существование;
  • недостаток внимания и заботы способен привести к задержке физического и психического развития.
Общие последствия всех видов насилия:
  • нарушение физического развития;
  • нарушение психического и эмоционального развития;
  • снижение самооценки;
  • нарушение интеллектуального развития;
  • проблемы с социализацией.
     Четыре заповеди мудрого родителя:
  • пытаться сделать из своего ребёнка самого-самого – неблагодарное занятие;
  • не сравнивайте ребёнка вслух с другими детьми;
  • не шантажируйте ребёнка;
  • никогда не выясняйте отношения с ребёнком при свидетелях.
ВНИМАНИЕ! Хотелось бы напомнить всем родителям о самых простых, но очень необходимых способах выражения родительской любви:
  • называйте ребёнка ласковыми именами;
  • как можно больше ласкайте своего ребёнка;
  • разговаривайте с ребёнком, чтобы его глаза были на уровне ваших глаз.
Опубликовано 07.10.2020 — 13:11 —

Жестокое обращение с детьми, не может быть допустимым ни при каких обстоятельствах, а уверенность в том, что применение насилия идет на пользу интересам ребенка, крайне ошибочна и даже преступна. 

Скачать:

ВложениеРазмер
17.07.2017_zhestokoe_obrashchenie_s_detmi_prichiny.docx_image4.jpg

В группу повышенного риска попадают семьи, в которых присутствует сразу несколько факторов, причем на практике именно так и происходит: трудно найти семью алкоголиков или наркоманов, обладающих стабильным заработком и высокими моральными устоями.

Но, к сожалению, внешнее благополучие далеко не всегда является гарантией уважительного отношения к ребенку внутри семьи — нередко насилие, особенно психологическое, применяют к своим детям и вполне образованные люди и, что прискорбнее всего, не видят в этом ничего плохого или противоестественного.

Насилие над детьми в семье: виды

Под категорию «жестокое обращение с детьми» подпадает любое насилие по отношению к ребенку со стороны родителей или тех, на кого их функции возложены законом (например, опекунов или попечителей, воспитателей детских домов и пр.), а также других более взрослых членов семьи. При этом оно необязательно должно выражаться в применении телесных наказаний или в виде сексуального домогательства — психологическое насилие ничуть не менее опасно.17.07.2017_zhestokoe_obrashchenie_s_detmi_prichiny.docx_image5.jpg

Недопустимость жестокого обращения с детьми юридически закреплена как на международном, так и на всероссийском уровне: статья 19 «Конвенции о правах ребенка» обязывает все участвующие в ней государства (к которым с 1990 года относится СССР, а с 1999 года — Россия как правопреемник Советского Союза) принимать все возможные меры по защите детей от любых форм насилия.

В Российском же законодательстве ответственность за подобные действия предусмотрена множеством отраслей права: уголовным, семейным, административным и пр.

Физическое насилие

Побои (как однократные, так и систематические), нанесение телесных повреждений, любое другое физическое воздействие на ребенка, а также намеренное лишение его пищи, воды и возможности отправлять естественные надобности, прочие издевательства и истязания — все это квалифицируется как насилие, независимо от тяжести последствий, которая влияет лишь на меру ответственности.17.07.2017_zhestokoe_obrashchenie_s_detmi_prichiny.docx_image2.jpg

Сексуальное насилие

Под ним понимаются домогательства, имеющие сексуальную подоплеку, вовлечение ребенка в совершение действий соответствующего характера, демонстрация половых органов или любых произведений порнографического содержания (иллюстраций, книг, фильмов, видеороликов и пр.).

Важно: ребенок, не достигший 16 лет, обладает тотальной половой неприкосновенностью. Поэтому его согласие на участие в подобных действиях не означает отсутствие в них насильственной составляющей. В силу возраста и особенностей психики, дети и подростки не способны осознать недопустимость подобного поведения по отношению к ним, а также степень причиняемого вреда.

Эмоциональное (психическое) насилие

Это самый сложно доказуемый вид жестокого обращения с детьми, но в то же время самый часто применяющихся в семьях. Особенно это касается ячеек общества с пониженным культурным уровнем. Психическое насилие может принимать следующие формы:

  • высказывание в адрес ребенка угроз (в том числе в виде шантажа — например, угроза причинения побоев в случае невыполнения требований родителей, непослушания, низкой успеваемости и пр.);
  • оскорбление, унижение достоинства (обзывательства, грубая критика и пр.);
  • демонстрация пренебрежения как к самому ребенку, так и к его нуждам и интересам (в том числе ограничение без объективной мотивации общения ребенка со сверстниками, отказ в обеспечении условий для развития и пр.).

Несмотря на кажущуюся незначительность последствий эмоционального насилия по сравнению с физическим или сексуальным, результатом психологического воздействия нередко становится формирование у ребенка патологических и прочих негативных черт характера, смещение системы ценностей, возникновение сложностей в социализации.17.07.2017_zhestokoe_obrashchenie_s_detmi_prichiny.docx_image1.jpg

Психологическое насилие над детьми 

Опасность жестокого обращения с детьми, выраженного в применении психологического насилия, нередко вызывает сомнения. Однако последствия его могут принимать глобальный и порой необратимый характер:

  • формирование у ребенка негативных жизненных установок;
  • задержка умственного, психического или речевого развития;
  • возникновение сложностей при адаптации в обществе и снижение коммуникативных навыков;
  • снижение способности к обучению;
  • утрата уважительного отношения к родителям;
  • патологические изменения психики, трудно поддающиеся коррекции.

Все это практически неизменно приводит к полной или частичной асоциализации, признаки которой все сильнее проявляются по мере взросления ребенка. Впоследствии попытки самоутвердиться нередко приводят к плачевным результатам — криминализации, алкоголизму, наркомании и пр.

Кроме того, ребенок, выросший в атмосфере непрерывного давления и насилия (это относится к любому его виду), воспринимает такую модель поведения родителей как норму и впоследствии реализовывает ее в собственной семье.

Подготовила: Т.А. Бутаева, социальный педагог

17.07.2017_zhestokoe_obrashchenie_s_detmi_prichiny.docx_image3.jpg

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-284610-1512851699.jpgпроект «Эмоциональное насилие и его последствия для ребенка» с психопрофилактической программой «Развитие навыков коммуникативного поведения родителей как средства профилактики эмоционального насилия над детьми».

Эмоциональное насилие является одна из актуальнейших проблем современности, практика последних лет показывает переосмысление данного вопроса и выработку нового подхода к существующей проблеме связанно…

Психологическое насилие над детьми в семье.

Психологическое насилие над детьми в семье  Все привыкли считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Казалось бы,…

picture-593516-1424008964.jpgКОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Домашнее насилие над детьми»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙДомашнее насилие над детьми: причины  Насилие над детьми в семье: виды Защита детей от насилия: телефон доверия, обращение в специальные службы…

picture-703456-1450872965.jpgВлияние домашнего насилия на психику ребенка

В основе данной публикации положены идеи Сыроед Н.С., взятые из книги «Насилие в семье»…

Домашние насилие

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Домашнее насилие над детьми: причины

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙДомашнее насилие над детьми: причины…

Папка-передвижка «Причины домашнего насилия над детьми»

Основные причины жестокого обращения с детьми носят социальный характер. Особенно это касается физического и сексуального видов насилия, которые чаще всего практикуются в семьях, где не принято считат…

  • Мне нравится
  Используемые источники:
  • https://srazu.pro/vozrostnaya/nasilie-nad-detmi.html
  • https://ds61brest.schools.by/pages/domashnee-nasilie-vidy-osobennosti-povedenija-detej-tsikl-nasilija-vlijanie-nasilija-po-otnosheniju-k-detjam
  • https://novsad26.schools.by/pages/nasilie-nad-detmi-v-seme
  • https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/10/07/domashnee-nasilie-nad-detmi-prichiny

Скажите что-нибудь