Что такое совесть? Определение понятие для сочинения.

imgonline-com-ua-resize-kgkgqqksls.png—> krugljash-na-primer.pngЧек лист «ЕГЭ-2021»22-02-2020, 01:13 —> Определение понятия «СОВЕСТЬ»для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения по русскому языку и литературе на тему: Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на темы: «Что такое совесть?, «Какую роль играет совесть в нравственном выборе?» Как связаны совесть и честь?

Совесть — это… Определение понятия, значение слова совесть

СОВЕСТЬ – это чувство моральной ответственности за своё поведение; внутренняя оценка своих поступков, нравственные принципы.

СОВЕСТЬ – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие морально должному.

СОВЕСТЬ – это внутренняя оценка человеком своего поведения, самооценка, постоянный мысленный разбор успехов и неудач, достойных и недостойных (умных и глупых, правильных и неправильных и т.п.) поступков.

Сочетаемость со словом «совесть»

Иметь совесть, мучает совесть, совесть говорит, потерять совесть, хватило совести, забыть о совести, отягощать совесть, взывать к чьей-либо совести, заговорила совесть, терзает совесть, грызёт совесть, совесть проснулась, пробудилась, позволяет совесть.Муки совести, угрызения совести, укоры совести, голос совести, суд совести, вопрос совести, остатки совести.

Эпитеты (прилагательные) к слову «совесть»

Спокойная совесть, чистая совесть, рабочая совесть, гражданская совесть.

Понятие «совесть»

Слово «совесть», видимо, происходит от «со-ведать», то есть «знать вместе с другими». Подразумевается знание о себе. Личность подконтрольна своей совести, которую не так-то просто «уговорить», «успокоить», если некто «слышит» ее осуждающий голос, испытывает угрызения совести. Можно попытаться заглушить в себе ее голос, можно на время «забыть» о ней, но полностью искоренить ее невозможно. Тот, кто живет не по совести, испытывает глубокий внутренний разлад, который, оставаясь даже неосознанным, так или иначе, нередко весьма серьезно, а иногда пагубно, сказывается на его душевном и телесном здоровье. 

Истоки совести

Феномен совести подтверждает, что нравственность является органической частью человеческой личности, и поэтому можно считать вполне обоснованным определение человека разумного вместе с тем как человека морального. Люди нравственны в разной степени, но вряд ли можно найти психически нормального человека, абсолютно лишенного каких-либо моральных начал. Органичность нравственности для человека ярко выражается в том, как проявляется переживание чувства стыда: он краснеет, ему становится жарко, душно, он не знает, куда себя деть, отводит глаза и т. п.  

Виды совести:

Э. Фромм выделял два вида совести: авторитарную (выражает нашу подчиненность внешнему авторитету) и гуманистическую («голос» самого человека, лучшего начала в нем). 

Функция (роль) совести

Драгоценным достоянием человечества является создание представлений о совести. Оно обязывает человека ставить себя на место своего ближнего, позволяет ему и даже понуждает его сделать все возможное для облегчения состояния и участи окружающих людей. Чувство совести обязывает человека осуществлять моральный самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, контролировать свои помыслы и действия, осуществлять строгую самооценку вплоть до состояния угрызения совести. 

Совесть — мерило сознательности. Разум дает один вариант поведения. Чувство — другой. И пусть разные побуждения руководят человеком в выборе решения или действия, раз в нравственном дуэте ведет совесть, исход будет правильным. 

Совесть обладает воспитательным воздействием, поскольку она заставляет человека быть требовательным по отношению к самому себе, не удовлетворяться наличным состоянием.

Совесть выполняет контролирующую функцию по отношению к любым поступкам и целям индивида, его поведению. Эта функция может выражается в угрызениях, укорах, сожалении по поводу уже содеянного или выступать активным волевым элементом морального сознания (предупредительная функция), удерживая индивида от совершения каких-л. поступков или заставляя его совершить какое-л. действие, поступок. Положительной ценностью обладает именно вторая, поскольку благодаря ей удается избежать зла, любых проявлений аморализма, не уронить собственного достоинства и чести. Она также может побуждать человека к совершению конкретных морально одобряемых поступков.

Требовательна и непреклонна совесть. Она велит осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков — анализировать, взвешивать, пропускать через фильтр разума свое поведение, желания, стремления. В таком рационализме, такой рассудочности мораль предшествует расчету, а не расчет морали. 

А если моральные критерии — основа, то это верная гарантия невозможности для человека ни приспособления к злу в любом его обличье, ни сделки с совестью, даже тогда, когда человек поставлен в крайне затруднительные ситуации. 

Совесть — одно из выражений нравственного самосознания и самочувствия личности. Совесть представляет собой своеобразный сплав рационального осознания, чувственного переживания и волевого усилия в психике человека. Совесть «включается» только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их («морально невинен»), то совесть в нем не может заговорить. Чтобы переживать по поводу собственного отступления от моральных ценностей, нужно их знать и принимать как личностно значимые. Совесть наиболее остро выражает ощущение моральной удовлетворенности или неудовлетворенности («чистая» и «нечистая» совесть), выступает в форме глубоких эмоциональных переживаний личности (угрызения совести, муки совести).

Совесть сформировала у людей чувства участливости, сострадания, милосердия.

Сознание совести занимает особую роль в духовной жизни, в поведении человека. Не случайно человеку непорядочному бросают такой упрек: “У тебя совести нет!”. Совесть в таких случаях становится синонимом всей морали. Конечно, нравственный мир человека не сводится только к сознанию совести. Но очевидно, что именно совесть во взаимодействии с долгом является, пожалуй, главным регулятором движений человеческой души, стимулирует многие ее другие нравственные чувства и устремления. Совесть человека отделяет доброе от злого, порождает чувство стыда за недостойные поступки, побуждает помнить о необходимости оставить о себе добрую славу. Совесть предполагает способность человека взглянуть на себя со стороны и оценить свои поступки с точки зрения других людей.

Тема совести в литературе (примеры)

В.К. Железников «Чучело»М.Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»Л.Н. Толстой «Война и мир»М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»А.С. Пушкин «Капитанская дочка»А.С. Грибоедов «Горе от ума»А.П. Чехов «Душечка»А.С. Пушкин «Евгений Онегин» и др.Аргументы на тему «Совесть» из литературы

Однако годы идут. Меняется понимание добра и зла. И рано или поздно мы начинаем на каком-то глубинном уровне понимать, что такое совесть. Нет, мы, быть может, и в словаре прочитаем, и учитель нам в школе что-то про совесть скажет, но это всё не то, это всё, что называется, от ума. А понимание совести должно идти от души, от сердца. И именно на каком-то глубинном уровне мы начинаем различать, что значит «жить по совести» и что значит — наоборот. Это истинное чувство, это истинное знание есть в каждом из нас. О нём не прочитаешь в книжках, это понимание либо есть, либо скрыто под слоем наших омрачений и заблуждений.

Первый раз совесть проявляется ещё в глубоком детстве, мы конечно не знаем, что это вот она и есть — совесть. Но мы её начинаем чувствовать. Это то чувство, когда, к примеру, пнув безобидного и беззащитного котёнка, нам потом весь день пакостно на душе. И ночью мы не можем заснуть. Мы ещё не понимаем, что с нами происходит, но важно, что это происходит.

Идут годы… И каждый из нас идёт своим путём. Кто-то в себе эту совесть давит. Пинает её как бездомную собачонку каждый раз, когда она пытается нас облаять или укусить в тот момент, когда мы совершаем недостойный поступок. А кто-то, напротив, совесть эту в себе взращивает, начинает прислушиваться к ней, начинает синхронизировать с её голосом всю свою жизнь. И такая совесть становится естественным состоянием человека, его природным пониманием того, что такое хорошо и что такое плохо.

Это не то понимание, которое порой бывает почерпнуто из каких-то умных книжек. «Книжное» понимание совести часто становится просто догмой, и такой человек всех, что называется, «под одну гребёнку»… У такого человека вместо совести какая-то книжно-религиозная формула, которая делит этот мир на чёрное и белое. И всё, что не похоже на чёрное, является белым, а всё, что не похоже на белое, — чёрным. Но этот мир многообразен, и в нём множество оттенков. Поэтому такая позиция по отношению к нему в корне не верна. Вот это важно понимать.

Значение слова «совесть»

Можно долго рассуждать о том, что совестью не является. Но что же значит это слово — совесть. Что такое совесть? Каково её определение? Каково происхождение слова «совесть»? В самом слове — ключ к разгадке этого загадочного явления, которое нельзя ни увидеть, ни пощупать, ни изучить с точки зрения науки.

Слово «совесть» состоит из двух слов: «со» и «весть». Это означает — «совместная весть». И возникает вопрос: совместная с кем? Версий может быть много, но как один из вариантов — совместная со Вселенной, со всеми живыми существами в ней. А слово «весть» можно интерпретировать как «знание». Таким образом, слово «совесть» означает «совместное со Вселенной знание».

Знание о чём? Да всё о том же — о добре и зле, о нравственном поведении, о мироустройстве — список можно продолжать бесконечно, но всё это лишь словесные формулы, умственные концепции, философия. А совесть, как уже было сказано, это не книжная формула, а истинное неизменное качество человеческой души.

Порой о человеке говорят: «Ни стыда, ни совести». А можно встретить и ещё более интересный вариант, когда человек этим даже гордится. Одно время были очень модные футболки с надписью «Ни стыда, ни совести. Ничего лишнего». Так и хочется добавить — «ни мозгов». В самом деле, в современном обществе совесть для большинства давно стала балластом. Потому что она противоречит тем общепринятым концепциям, которые в современном обществе активно насаждаются. К примеру, будет ли совесть помощником на пути человеку, которую принял жизненную парадигму «бери от жизни всё» или вдохновился лозунгом «иди по головам»? Вопрос риторический.

Чтобы следовать подобным идеям, совесть нужно задавить ещё в раннем детстве. И по этому пути, к сожалению, сегодня идёт большинство. Какой результат они получат? Догадаться несложно. Как правило, подходя к пожилому возрасту, такие люди либо «прозревают», но зачастую бывает уже слишком поздно, либо ещё более худший вариант — даже к старости не накапливают никакой жизненной мудрости. Такие люди становятся брюзжащими стариками, которые ненавидят всех и вся и винят окружающий мир в своих проблемах. А проблема-то в том, что изначально был выбран тупиковый путь развития — «ни стыда, ни совести».

Пословицы о совести

Наши предки знали о том, насколько важна совесть в нашей жизни и отразили это знание в весьма красноречивых пословицах:

  • Совесть без зубов, а загрызёт.
  • Совесть потеряешь — другой не купишь.
  • За совесть да честь — хоть голову снесть.
  • В ком стыд, в том и совесть.
  • Совесть — глаз народа.
  • У него стыда — что волос на камне.
  • Деньги потеряешь — можно нажить. А совесть потеряешь — беду узнаешь.
  • Платье чёрненько, да совесть беленька.
  • От человека утаишь — а от совести не утаишь.
  • Совесть не повесть: в архив не сдашь.
  • Без рук, без ног — калека, без совести — полчеловека.
  • Совесть потеряешь — другой не купишь.
  • Совесть спать не даёт.
  • Стыд под каблук, а совесть под подошву.
  • Добрая совесть злому ненавистна.
  • Когда совесть раздавали, его дома не было.
  • Злая совесть стоит палача

Нужна ли совесть в современном мире?

Как уже сказано выше, в современном обществе людям навязываются такие тенденции и мотивации, которые с совестью просто жизненно несовместимы. Поэтому выбор у человека, прямо скажем, невелик — либо отбросить такой «балласт», как совесть, и «брать от жизни всё», как ему советуют со всех возможных экранов, или же избрать путь «белой вороны» и, сохранив совесть, пожертвовать репутацией «адекватного» и «нормального» человека. Какой выбор сделать — каждый решает сам. Каждый расставляет свои приоритеты и, что не менее важно понимать — каждый получает в итоге ровно тот результат, который заслуживает.

Если человек живёт по совести, он создаёт причины для того, чтобы и с ним поступали аналогично. Именно об этом гласит золотое правило нравственности: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Потому что именно так всё работает в этом мире — всё то, что мы транслируем в мир, — ровно столько же мы получаем и в ответ.

Поэтому взращивать в себе совесть или давить её в себе — это выбор каждого человека. Но важно понимать последствия этого выбора. Никто не желает страданий. Никто не хочет быть несчастным, больным, презираемым. Но люди своим поведением создают причины для своих собственных страданий. Как этого избежать?

Есть только один способ — с раннего детства взращивать в себе совесть. Но это не значит, что если это не делать с детства, то уже ничего не исправить. Благие дела делать никогда не поздно. Поэтому в любой момент можно изменить вектор своего развития. Главное, чтобы было искренне желание. И если это желание есть, важно пробудить в глубине своей души эту самую совесть.

Постарайтесь вспомнить те свои первые детские переживания, когда вы совершили что-то плохое. Вспомните, как вы боялись расстроить маму плохими поступками или как вам было стыдно, когда вы грубо ответили кому-то или с кем-то несправедливо поступили.

Совесть — это естественное состояние каждого человека, и в детстве оно проявляется у всех без исключения. И лишь потом социум начинает нас шлифовать, и, если мы проявляем слабость и подстраиваемся под общепринятые деструктивные тенденции, наша совесть начинает подавать голос всё реже и реже. Но мы сами задавили её в себе. И задача каждого человека — вновь эту совесть в себе пробудить.

Почему совесть хранит и оберегает общечеловеческие ценности? На самом деле, совесть — это гарантия гармоничной жизни в этом мире. Все благие дела и все достойные поступки совершаются теми людьми, которые взрастили в себе совесть. И все безнравственные поступки, всё зло совершается на земле тем, кто эту совесть, естественное состояние человека, в себе подавил.

Совесть — это, по сути, единственное, что ведёт человека к совершенству. Это единственное, что позволяет ему сохранять свою человеческую природу. Единственное, что отличает его от животного. Поэтому взращивать в себе совесть — это единственный путь, достойный звания Человека. А отсутствие совести неизбежно ведёт к деградации. Потому что, если у человека нет глубинного понимания того, что такое хорошо и что такое плохо, то он неизбежно будет потакать своим животным инстинктам, которые, на самом деле, очень сильны в нас, и только совесть позволяет нам их контролировать. А если нет совести, то нет и никаких «тормозов». А что случается с машиной без тормозов? Думайте сами.

Понятие совести в психологии

Совесть изучают разные науки: философия, этика, социология, психология. Для нас особый интерес представляет психологическая теория. Многие психологи посвятили свои исследования проблеме совести, но особый вклад внес швейцарский психиатр и педагог Карл Густав Юнг.

Согласно его определению, совесть – это способность личности критически относиться к нравственности поступков и мыслей. Это сознательное следование внутренней системе ценностей. Совесть связана с сознанием и самосознанием личности, а также волевой саморегуляцией.

Совесть состоит из двух уровней: субъективные и объективные ценностные суждения. Совесть начинает мучить в том случае, если нарушаются субъективные ценности. То есть то, что личность соотносит с собой, что плохо и хорошо для нее. Если нарушаются объективные ценности, то есть аморально поступает кто-то другой, то человек может испытывать злость, разочарование, сожаление, но не будет страдать от чувства вины.

Совесть принимает разные формы:

  • дополнение рефлексии;
  • аффективная реакция в процессе протекания психических процессов (например, чувство страха, которое возникает в ситуации, когда ситуация противоречит ценностям индивида);
  • сновидения.

Голос совести не всегда осознается самим человеком. Внутренний контролер может заговорить во снах или намекать при помощи беспокойства, страха, тревоги, чувства вины. А постоянные разногласия с совестью, сознательное и бессознательное ее игнорирование приводит к неврозам и психосоматическим расстройствам.

Интересный факт: совесть – продукт социального в человеке. У животных совести нет.

Совесть есть у всех людей?

Совесть – это механизм моральной оценки действий, поступков и слов индивида. Сравнение происходит с внутренней системой ценностей. Именно поэтому попытки пристыдить шумную молодежь или призвать алкоголика к совести оказываются бесполезными. Вы не вызовете чувство стыда, если корень проблемы, причина разговора не представляет для человека ценности.

Таким образом, совесть и мораль отличается от человека к человеку. На формирование внутренней системы ценностей влияет стиль семейного воспитания, условия развития, социальная среда развития, состояние общества, уровень интеллекта, индивидуально-психологические особенности личности, общественная культура. Совесть – это отражение внутренних убеждений и ценностей личности, ее внутреннего мира.

Совесть отличается, но она есть у всех здоровых людей. Чего нельзя сказать о психопатах. Так называют людей с асоциальным расстройством личности. Такие люди не умеют сочувствовать, у них нет эмпатии, они не признают эмоции и потребности других людей. Для психопата существует только он сам и его цели. У них нет совести.

Что такое угрызения совести, чем опасны

Муки совести – это недовольство человека собой, разочарование в самом себе, чувство вины и страх. Возникает в ответ на действия, противоречащие внутреннему миру личности. Постоянные угрызения совести снижают самооценку, лишают человека самоуважения и даже могут загнать в депрессию.

Совесть – часть души (психики человека). Если мы живем в гармонии со своими ценностями, то испытываем удовлетворение. Если же постоянно нарушаем собственные установки, то мучаемся и страдаем. Совесть – это нравственное сознание личности. В нем хранятся стандарты хорошего и плохого, правильного и неправильного. Оно же отвечает за реакцию на соответствие или противоречие действий личности или другого человека и нравственных ценностей.

Нравственное сознание: развитие

Нравственное сознание начинает формироваться в дошкольном возрасте, но пик его становления приходится на подростковые годы. В структуру нравственного сознания входит:

  • вынесение нравственных суждений;
  • осознание нравственных ценностей;
  • принятие нравственных решений;
  • понимание возможных последствий решений и действий;
  • ответственность за свои действия и их последствия.

Нравственность, или совесть человека, отражается на трех уровнях:

  • мысли (суждения, представления, понятия);
  • отношение к чему-либо и кому-либо (оценка, эмоции и переживания, соответствие слов и дела);
  • поведение (опыт, сознательные поступки и действия).

Нравственное сознание развивается в процессе социализации личности. В частности на его становление оказывает влияние нравственное воспитание в семье и школе.

Нравственное сознание состоит из двух уровней: общее и личное. На первом уровне расположены нормы, традиции, обычаи общества и семьи, в которых живет человек. На втором уровне расположены личные принципы и убеждения индивида. Как правило, общее сознание плавно переходит в личное. Однако если человек меняет окружение или страну, то могут возникнуть противоречия между внутренними убеждениями (опытом) и настоящим. Из этого и вытекают конфликты, споры о моральности и аморальности чего-либо.

Нравственное сознание – динамичное образование. Ценности, убеждения и установки личности могут меняться. Более того, они видоизменяются и трансформируются постоянно по мере взросления человека и развития личности. Так что пробудить совесть, как и усыпить ее, вполне реально. Для этого нужны соответствующие условия и люди, транслирующие иные ценности.

Франсуа Шифляр (1825—1901), «Совесть» — иллюстрация к одноимённому стихотворению Виктора Гюго

Со́весть — психический (когнитивный) процесс, вызывающий эмоции и рациональные ассоциации, основанные на моральной философии или системе ценностей личности. Зачастую совесть является причиной появления чувства вины или «угрызений совести», раскаяния, когда человек совершает поступок, противоречащий его моральным ценностям. Моральные ценности индивида и их несоответствие семейным, социальным, культурным и историческим представлениям о морали служат предметом изучения в психологии. Степень, в которой совесть определяет суждение о моральной стороне действия перед его совершением, и вопрос о том, основаны ли (или должны быть основаны) такие моральные суждения на разуме, породили споры в философии. Они представлены в сопоставлении теорий современных западных философов с теориями философов периода романтизма и других идейных направлений, появившихся с конца эпохи Возрождения.

В религиозных представлениях совесть обычно рассматривается в связи с моралью, присущей всем людям, исходящей от благотворной Вселенной и/или божественной сущности. Различные особенности той или иной религии, связанные с ритуалами, мифологией, доктринами, правом и так далее, не обязательно согласуются с эмпирическими, эмоциональными, духовными или созерцательными соображениями о происхождении и функционировании совести[1]. Общепринятые светские или научные взгляды рассматривают способность к совести как, вероятно, генетически детерминированную, а её формирование у субъекта — как воздействие на него окружающей культуры[2].

Обычно используемой метафорой для совести служит определение «внутренний голос», восходящее к философии Сократа, для которой характерно использование термина «даймоний» (внутренний голос, который в решающий момент предостерегает человека от совершения поступка, угрожающего его благополучию)[3].

Совесть является понятием в национальном и международном праве (например, свобода совести)[4]. Она послужила темой для многих выдающихся произведений искусства, включая литературу, музыку и кинематограф.

Этимология

В русском языке XI—XVII веков известно слово «съвѣсть» со значениями «совесть, разумение, понимание, знание, согласие, указание, чистота». В таком виде оно появляется в словаре Берынды 1627 года, форма «совѣсть» зафиксирована с 1704 года. Происходит от церк.-слав.съвѣсть, которое построено как калька от ср.-греч.συνειδησις («совесть, сознание») и συνειδος («совесть, сознание, совместное знание»). Образовано с помощью суффикса «-ть» от основы глагола *съвěдěти («знать, разуметь»)[5][6][7].

Возникновение совести

Весьма различно понимают возникновение совести. Это различие может быть сведено к двум противоположным теориям:

Примечания

  1. Ninian Smart. The World’s Religions: Old Traditions and Modern Transformations. Cambridge University Press. 1989. pp. 10-21.
  2. Peter Winch. Moral Integrity. Basil Blackwell. Oxford. 1968
  3. Rosemary Moore. The Light in Their Consciences: The Early Quakers in Britain 1646—1666. Pennsylvania State University Press, University Park, PA. 2000. ISBN 978-0-271-01988-8
  4. United Nations. Universal Declaration of Human Rights, G.A. res. 217A (III), U.N. Doc A/810 at 71 (1948). http://www.un.org/en/documents/udhr/.
  5. Этимологический онлайн-словарь русского языка Макса Фасмера
  6. П. Я. Черных Историко-этимологический словарь современного русского языка. — М. : Русский язык, 1999. — Т. 2. — С. 184.
  7. А. Шапошников Этимологический словарь современного русского языка. — М. : Наука, 2010. — Т. 2. — С. 346—347.
  8. А. В. Горбатов «Годы и войны»
  9. Бааль Сулам, Введение в Каббалу, пп. 1-16
  10. Одна заповедь
  11. Что такое совесть? Взгляд иудаизма (рус.), Имрей Ноам. Дата обращения 3 сентября 2018.
  12. Информационное письмо от 21.06.1967 № 2-ЦУОК-4 «Об опыте массово-политической работы в подразделениях военизированной охраны Белорусской ж.д.»

Литература

  • Апресян Р. Г. Совесть // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Аапресяна, А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. С. 449—451.
  • Апресян Р. Г.Совесть // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Совесть // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 537. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5.
  • Совесть // Василенко Л. И. Краткий религиозно-философский словарь. — М.: Истина и Жизнь, 1996. — 256 с.
  • Гусейнов А. А. Язык и совесть. М., 1996.
  • Дробницкий О. Г.Совесть // Философская энциклопедия : в 5 т / глав. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — Т. 5 : Сигнальные системы — Яшты. — 740 с. — 60 500 экз.
  • Совесть // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 614. — 840 с. — 150 000 экз.
  • Под редакцией А.А. Ивина.Совесть // Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики (рус.). — 2004. // Философия: Энциклопедический словарь. / Под ред. А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.
  • Совесть (недоступная ссылка)Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010. — 957 с. (Psychology). ISBN 978-5-17-063584-9 (Psychology)
  • Зимар Г. «Совесть и её свобода». — СПб., 1904.
  • Глава «Культура и совесть» // Лихачёв Д. С. Русская культура. — М.: Искусство, 2000. — 440 с.
  • Назаретян А. П. «Совесть в пространстве культурно-исторического бытия (полемические заметки)» // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С. 152—160.
  • Радлов Э. Л.Совесть // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ярхо В. Н.Была ли у древних греков совесть? (К изображению человека в аттической трагедии) // Античность и современность. — М., 1972. С. 251—263.
Большая каталанская · Большая российская · Брокгауза и Ефрона · Малый Брокгауза и Ефрона · В. Даля · Britannica (онлайн)
Нормативный контрольMicrosoft: 10180917 · NDL: 00569868
Эта страница в последний раз была отредактирована 17 февраля 2021 в 12:01. Используемые источники:
  • https://primersoch.ru/opredsoch/310-sovest.html
  • https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/sovest-ballast-ili-neobkhodimost/
  • https://psychologist.tips/4659-sovest-chto-eto-problema-sovesti-v-psihologii.html
  • https://wiki2.org/ru/совесть