Что такое самопознание? — 5 простых упражнений на самопознание

833307b0f04b382aab89ba680884586f.jpg

Виды самопознания. Способы самопознания

Виды самопознания могут быть различными. Здесь всё зависит от позиции, с которой смотрит оценивающий. Главные виды представлены следующим образом:

  • аналитический — связан с работой ума, ментальный план;
  • творческий — сфера чувств, эфирный и астральный план;
  • духовный — сакральная сфера, каузальный, буддхиальный и атмический план.

Каждый из этих 3-х видов состоит из подтипов, проявляющих себя через определённую функцию.

Аналитическое самопознание личности

Этот вид самопознания происходит как с помощью самоанализа, так и самонаблюдения. При самонаблюдении могут использоваться письменный анализ в виде дневников, прохождение тестов, приём автоматического письма — он довольно редок, но даёт отличные результаты, предоставляя возможность поглубже заглянуть в вашу психику. Можно даже говорить о первых встречах с подсознательным.

Другой способ — это самоисповедь. Быть честным по отношению к самому себе не так-то просто, как это может показаться. Внутренние, неподдающиеся контролю страхи обычно сковывают человека, что делает самоисповедь практически невозможной. Для того чтобы перейти через барьер страхов, нужно, как всегда в таких ситуациях, просто начать действовать — начать рассказывать себе о самом себе.

32b185befcb404a60e76c58a131e5f1e.jpg

Рефлексия отличается от исповеди тем, что вы не отчитываетесь перед самим собой, а просто рефлексируете о том, что происходит, стараясь давать меньше оценок. Хотя роль оценки и велика в использовании этого вида самоанализа, всё-таки не стоит её преувеличивать, иначе роль судьи может привести вас к излишней самокритике, а это, в свою очередь, скажется негативно на вашей самооценке.

Творческое самопознание человека

Под творческим самопознанием понимают такие его виды, когда мы начинаем познавать себя через отношения с другими, во взаимодействии, в том числе и с использованием приёмов игры, театра, совместной деятельности и мероприятий.

Один из примеров — это участие в драматических постановках. Выбрав роль в пьесе, человек «примеряет» на себя характер и привычки персонажа, он забывает себя на момент игры, и в этом состоит решающий фактор. Перевоплощение помогает человеку избавиться от многих комплексов, так как через игру происходит проживание определённых ситуаций и состояний, которые в реальной жизни вызывают дискомфорт. В результате роль даёт возможность перенестись в другое, «нереальное» пространство и уже в нём решать психологическую проблему, причём максимально естественно. Ведь играя по всем правилам «игры», человек должен стать другим, т. е. он не работает со своим комплексом, вместо этого он его проживает через данного персонажа.

Этот приём благотворно отражается на психику, потому что страх и неприятие внутренних блоков отпадают сами собой, — здесь театр, и вы в нём актёр, изображающий конкретного героя. Получается, что кроме эффекта глубокого самопонимания, завершающего процесс перевоплощения, этот способ выполняет и психотерапевтический эффект, делает человека более раскрепощённым и позволяет ему принять себя.

В какой степени игра в сценической постановке способствует раскрытию себя, так и другие совместные виды деятельности, как пение в хоре, участие в ретритах, групповые занятия йогой дают возможность человеку посмотреть на себя со стороны, обогащают его опыт жизни в социуме, предоставляют богатый материал для анализа и сравнения.

После такого рода занятий можно завершить день, воспользовавшись одним из приёмов аналитического самопознания, записав и проанализировав события в дневнике. Следует отметить, что любой вид познания себя, который бы вы ни выбрали, благоприятно сказывается на развитии ваших творческих способностей. Поэтому вы можете смело совмещать виды и способы, используемые вами для самопознания, ведь они позволят вашей индивидуальности раскрыться ещё больше, проникнуть в вашу истинную природу, помогут узнать, кем вы на самом деле являетесь.

Духовное самопознание

Духовное самопознание — это отдельный вид, стоящий чуть поодаль, так как он отличен по своим методам. Выбирая для себя духовную традицию в качестве примера и образца для практики, человек определяет весь свой дальнейший путь развития и самосовершенствования. Те законы и понятия, на которых построена практика, позволят человеку наилучшим образом понять себя, проникнуть в самые глубокие пласты сознания и изменить себя радикальным образом.

Так, остановив свой выбор на йогической традиции, вы с каждым занятием начнёте больше вникать в суть тех позиций, на которых построено учение. Изучение истории возникновения, чтение текстов, связанных с практикой, и шастр, комментирующих оригинальные древние труды, позволят вам найти ответы на давно интересовавшие вопросы не только внутреннего характера, касающиеся вас как личности, но и о всеобщем устройстве бытия.

Усовершенствование мыслительного процесса через понимание шастр

Информация из первоисточников достоверна. Она не подвергалась множеству видоизменений. Всё, что вы получаете, — это концентрированное знание, сохранившееся через века, и теперь ваша задача понять его, пропустить через себя, привыкнуть к стилю изложения и обязательно начать применять на практике через личный опыт — садху.

Теория, знания, полученные из книг и семинаров, должны быть подвергнуты испытанию через практику в реальной жизни, только тогда вы по-настоящему осознаете всю правду и ту ценность, которую они в себе хранят.

В духовном виде самопознания есть ещё две составляющих: шабда и садху. Шабда — это звук, но звук, приходящий от учителя, того, кому вы полностью доверяете по конкретной теме. Этот человек может указать вам на то, каким образом вы можете подняться на пути саморазвития, через выполнение каких практик, чтение каких текстов помогут именно вам достичь желанного результата и понять себя.

Гуру, направляющий личный поиск

Учитель, ваш шикша-гуру, или на более продвинутых ступенях — дикша-гуру — направляют вас и ваше сознание по пути познания истинной сути вещей с помощью изучения текстов писаний — шастр, а вы через свой личный опыт — садху — применяете и проверяете полученные знания в жизни. Ничего не существует отдельно, абстрагированно одно от другого — всё связано как в мире, так и внутри вас.

Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей

Конфуций

Понятие самопознания

Внешний опыт и внутренняя жизнь взаимодействуют, их влияние друг на друга равноценно. Познавая себя, вы познаёте и всех других. Каждый человек станет для вас более понятным, вы найдёте логику в мироустройстве и порядке вещей. Тогда для вас наполнятся новым смыслом слова Гёте о том, что «человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир». Задумайтесь над этим. Внешнее и внутреннее едины. Вы часть мироздания, и одновременно вы и есть микрокосм.

Ценности в самопознании через практику йоги

Через духовные практики йоги и медитации человек приходит к познанию основных ценностей, к чему нужно стремиться и что исповедовать. Первая ступень йоги — яма — представляет свод ценностных правил, которым нужно следовать:

  • Ахимса — принцип ненасилия, также практикуемый через вегетарианскую систему питания;
  • Сатья – истинность и правдивость;
  • Астея — неворовство;
  • Брахмачарья — целомудрие и нераспущенность;
  • Апариграха — непривязанность к мирским благам, отказ от накопительства.

Через практику 2-й ступени аштанга-йоги человек живёт по принципам ниямы, где должны соблюдаться:

  • Шаучья — принцип внутренней и внешней чистоты;
  • Сантоша — практика скромности;
  • Тапас — выполнение аскез на духовном пути;
  • Свадхьяя — развитие мышления через чтение первоисточников;
  • Ишвара-пранидхана — Следование идеалу — высшему Разуму.

Так, имея сформированный список духовных жизненных ценностей, человек понимает, к чему стремиться и какими критериями правильности поступков ему нужно руководствоваться, идя по жизни.

Потребность в самопознании

Почему мы вообще задаёмся вопросом об истинности жизненного пути, смысле жизни, вечных ценностях? Как понять себя и других? Эти вопросы порождены потребностью в самопознании, а она присуща человеку, искателю, тому, кто не способен просто удовлетвориться одними материальными благами окружающего мира. Он постоянно в поиске, поэтому понятие смысла жизни выходит на первый план, потому что его невозможно обрести без понимания самого себя.

Практика йоги и медитаций открывает путь к новым открытиям на дороге самопознания. В первую очередь эти занятия позволяют повысить ваш духовный уровень, так как изначально это были исключительно практики духовного постижения мира. С наступлением эры современности понимание этих дисциплин несколько видоизменилось, и на передний план вышел физический аспект, укрепление не только духа, но и тела.

Однако правильно понимая цели йоги и медитации как её составной части, можно продолжать практиковать йогические асаны, укрепляя здоровье и совершенствуясь духовно. Одно дополняет другое. Мир хоть и дуален, но две его части — физическую и духовную — можно гармонично воссоединить, пользуясь техниками йоги, воплощая в жизнь законы, предписываемые на первых 2-х ступенях восьмеричной системы.

Внутренний мир и самопознание

По сути сам смысл жизни не находится во вне. Он как раз внутри — во внутреннем мире человека. Как только мы в состоянии это осознать, жизнь и наше понимание её полностью меняются. Поэтому появляются монахи, которые продают свои феррари, и мы видим садху, расставшихся с прошлой жизнью, дабы полностью следовать духовным порывам, которые они в себе ощутили. Но тут не всё так просто.

Для таких людей следование по пути духовности — это не просто мимолетное, эмоционально окрашенное увлечение, это в первую очередь сознательное решение, продиктованное редкостными духовными потребностями. Их жизнь больше не определена законами современного общества, построенного на потреблении, они выбрали для себя маяком потребности внутреннего мира, и теперь вся их жизнь направляется изнутри. Они наблюдают за происходящим во внешнем мире, но теперь жизнь для них превратилась в медитацию, где сознание созерцает действия, но не участвует в них.

Результат самопознания. Процесс самопознания

В процессе самопознания любой человек становится до определённой степени садху, ведь он познаёт через личный опыт. Знания, почерпнутые из различных источников, применимы на практике, в результате приобретения нового опыта через духовное самосовершенствование человек выходит на более высокий уровень самоосознания. Он не только лучше понимает законы мира и взаимодействия с людьми, но сам всё больше ощущает себя частью этого мира, неразрывно связанным со всеми живыми существами и природой.

Недаром одна из целей метода медитации — это слияние с Абсолютом, растворение в нём. Человек понимает, что нет в жизни одиночества, всё взаимосвязано. Каждая часть мироздания зависит от целого, всё во всём. Процесс самопознания логически приводит к этому выводу. Вы можете понять это через логические умозаключения, дополненные духовными озарениями, полученными через опыт медитации.

Книги для самопознания

Для иллюстрации всего вышесказанного здесь будет дана подборка книг на тему саморазвития, которые можно использовать как для самостоятельной практики медитации и йоги, так и продолжая практиковать под руководством учителя. Для тех, кто только вступает на путь самосовершенствования, можно порекомендовать прочтение этих книг, и, возможно, они станут для вас отправной точкой в главном путешествии вашей жизни — дороге самопознания.

  • Патанджали «Йога-сутры»,
  • Сутры Буддизма,
  • Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы,
  • Свами Вивекананда «Раджа-йога»,
  • Парамаханса Йогананда «Автобиография йога»,
  • Свами Шивананда «Сила мысли»,
  • Свами Шивананда «Наука пранаямы»,
  • Шри Чинмой «Медитация»,
  • Махаси Саядо «Медитация Сатипаттхана Випассана».

Самое трудное — познать самого себя, самое лёгкое — давать советы другим

Фалес

У каждого в сознании присутствует заложенная от природы потребность познавать и развивать себя. К примеру, любая религия предопределяет поиски человеком значительных внутренних сил для реализации самых разных возможностей. Тогда и говорят о том, что самопознание — путь к просветлению. Необходимо выбрать жизненную дорогу, профессию, создать семью. Когда смысл существования становится понятным, индивидуум превращается в интересную личность. Это является залогом высокой самооценки, появления мотиваций и влечет повышение качества бытия. Процессы, подобные тому, как реализуется самопознание и развитие личности, осознаются, а не приобретаются. Человек начинает понимать свой внутренний мир и оценивать возможности.

Содержание1Что такое Самопознание2Значение самопознания в жизни человека3Виды самопознания4Методы и техники самопознания4.1Личностный рост4.2Самоконцепция4.3Временные этапы5Самопознание как процесс развития личности

Что такое Самопознание

Процесс постижения индивидуумом самого себя называют самопознанием. Человек осмысливает свою личность, способности, как физические, так и психические, собственное «Я». Все это начинается в младенческом возрасте и находит реализацию по ходу всей жизненной деятельности. В качестве результатов самопознания выступают обеспечение целостности личности, а также ее развитие.

Целесообразно проследить, как оно формируется, чтобы разобраться в аспектах данного понятия. А именно: процесс проходит этапы по ходу отображения внешнего окружения при осознании человеком своей уникальности. Три уровня соответствуют стольким же сферам, в рамках которых организована личность (ступени самопознания). 

1. Биологический: познание себя, как отдельного организма.

2. Социальный, отражающий способность изучать, приобретать умение соответствовать нормам поведения.

3. Личностный, связанный с возможностью делать выбор, организовывать бытие, поведение. А также это способность принимать решения.

Самопознание и развитие личности представляют собой категории, отвечающие за успешную реализацию человека по результатам деятельности. Индивидуум оценивает себя, приобретает возможность быть при этом объективным, формирует отношения к своему «Я», как объекту познания. Развитие осуществляется при наличии умения улучшать свою потенцию своими силами. Оно сопровождается стремлением добиваться наивысших достижений и уровней.

Самопознание и саморазвитие личности описывается характеристиками, составляющими научную концепцию в психологии. Конкретно это:

  • психическое здоровье;
  • потенциал личности, способный на оптимальную реализацию;
  • психическая зрелость и внутренняя гармония.

Данные аспекты действуют, как одно целое при взаимосвязи между ними. Результатом можно считать эффективность, с которой реализуется процесс самопознания. Он начинается с детского возраста и продолжается всю жизнь. А расцвет приходится на юные годы, характеризующиеся ненасытным умом, жаждой впечатлений.

Значение самопознания в жизни человека

В молодости человек ставит перед собой высокие цели, осознавая, что самосознание — путь к просветлению. Приобретая общественный статус, обязанности и ответственность, личность может растерять благородство порывов, дающих ранее смысл жизни. А само бытие становится обыденностью. В такой момент важно умение находить положительные аспекты там, где ранее наблюдался лишь негатив. Это дает дополнительные силы, чтобы принять это свойств и играет весьма большую роль при совершенствовании себя. Человек, осознающий себя, как личность, знаком с собственными характеристиками, отличиями от других, может проводить сравнения. Все это улучшит понимание того, что самопознание — путь к просветлению.

Виды самопознания

Процесс познания себя происходит последовательно, при прохождении следующих этапов:

  • поиск и нахождение какого-либо качества личности;
  • фиксирование его в сознании;
  • анализ, оценка и принятие.

Различают следующие виды самопознания, соответствующие способам его реализации.

  • Наблюдение за собой, мыслями, поведением.
  • Анализ по отношению к предметам и характеристикам, обнаруженным при самонаблюдении. Устанавливаются связи между причинами и следствиями.
  • Сравнение себя с другими, сопоставление с эталонами.
  • Моделирование собственной личности путем отображения характерных черт и отношений.
  • Обнаружение противоположностей качеств и осознание их.

Путь самопознания приходит к последнему этапу в стадии проанализированных характеристик. Ведь качества могут включать в себя как хорошие, так и плохие стороны. Принято также разделять процесс на три основных вида:

  • аналитический, относящийся к функции ума и ментальности;
  • творческий, в котором выражаются чувства;
  • духовный, выражающий концепцию, что самопознание — путь к просветлению.

Применение той или иной разновидности зависит от позиции, взглядов и мировоззрения. Этапы самопознания в виде вышеперечисленных способов помогают понять свой внутренний мир. А также познавать людей.

Методы и техники самопознания

Процесс самопознания осуществляется с применением следующих средств.

  • Самоотчет. К примеру, ведение дневника, фиксирующего перемены.
  • Ознакомление с фильмами, литературой, где фигурируют образы, с которыми можно сопоставить себя, развивая собственную духовность.
  • Изучение основ психологии, как личностной, так и социальной, знакомство с проверочными тестами. Научный подход приведет к грамотности, правильной оценке личностного роста.
  • Психологическое консультирование со специалистами поможет выявить ошибки и решить проблемы.
  • Мероприятия, связанные с тренингами по психологии дают стимул и помогают организовать самопознание личности.

Что это дает? Приходит осознание цели — достижение состояния счастья в повседневности. А также понимание своего предназначения. Процесс самопознания, реализующийся специальными средствами, — это те формы, в которых осуществляет свою деятельность психолог.1. Консультирование в частном порядке. При этом составляется индивидуальный план для клиента. А последний получает возможность раскрыться по максимуму, осознать проблематику, отыскать ресурсы для реализации возможных решений. 2. Работа с группами по типу психологического тренинга. Между членами выстраиваются отношения, при которых процесс самопознания и изучения психологии окружающих приобретает интенсивность.

Изучение человеком себя начинается с момента, когда он обнаруживает различия с другими людьми. Примеры индивидуальных особенностей — характер, поведенческие факторы, выбранные жизненные цели. В какой период нужно избирать отдельный от других путь самопознания, чтобы двигаться оп нему? Необходимо пройти этапы самонаблюдения, сравнения и моделирования личности. После чего следует объединить антиподы с негативным и положительным аспектами и познать других людей, обладая способностью сравнивать и оценивать.

Этапы помогут открыть в себе новое, укрепить самооценку. Выбрав методы самопознания, имеем возможность воспользоваться средствами, с помощью которых:

  • продолжается усовершенствование духовности, внутреннего «Я»;
  • реализуется самопроверка;
  • осознается важность подобной деятельности.

Путь самопознания предполагает использование различных техник, применяющихся в виде этапов или теорий. Перечислим некоторые из них.

Личностный рост

Данная концепция считается этапом либо необходимым процессом. Многие постигают внутренний мир, приобретают духовность посредством религии, единения с Божеством. Этот способ предполагает смирение, изучение правил жизни по священным писаниям: Библии, Корану, иным источникам. Самопознание и саморазвитие личности становится первостепенной задачей. В духовных книгах весьма простым языком излагаются пути нахождения своего предназначения. Написанные тысячелетия назад, они весьма актуальны и на сегодняшний день.

Суждения о самопознании здесь отражают:

  • стремление быть здоровым;
  • развитие возможностей;
  • объединение природы и духа.

Данные аспекты объединены в единое целое в ходе повествования. Дети с рождения наполняют свою психику всем, что видят, учатся и приобретают способность отличать себя среди других. Мировоззрение формируется с трехлетнего возраста, после чего этапы самопознания реализуются в виде возникновения характера с принципами. А затем вырабатывается культура поведения. Появляются чувства, аналитическое мышление, осознание окружения и событий. Этот перечень шагов называется личностным ростом.

Самоконцепция

Система методов, именуемая эзотерической, предполагает формирование тройственного «Я». Особенности самопознания при этом заключаются в отражении этих неповторимых образов, составляющих личность, трактующих понятия мыслей, мечтаний, устремлений к идеалу. Самоконцепция (или «Я» — концепция) проповедует семейственность, культуру в поведении и общечеловеческие ценности в самопознании.

При выражении души («Я») в материальном мире преследуется цель создать идеального человека. Самопознание направлено на достижение этого. Недостатки нейтрализуются в пользу всестороннего развития мировоззрения. Хотя с ними продолжается борьба. Появляется мотивация. Некоторая конкретная личность используется, как эталон. Подобные методы самопознания предполагают стирание черты между собой и данным идеалом. Общечеловеческие ценности в данном случае предполагают нахождение своего предназначения при реализации своей уникальности. Оценки и контроль по отношению к себе исключают позицию ниже других. Общественный вес и самоуважение будут увеличиваться при приближении к идеалу.

Временные этапы

Особенности самопознания в методике применения временных этапов заключаются в отражении сущности индивидуума по отношению к различным периодам. Человек определяется в жизни и ощущает себя частью планеты. Самопознание и саморазвитие личности предполагает прохождение следующих этапов.

Самопознание как процесс развития личности

Общечеловеческие ценности в развитии и самопознании имеют тенденцию к приобретению на протяжении жизни. Разработан целый ряд теорий и подходов, предполагающих готовность личности к этому процессу, включающих поэтапное прохождение его стадий. Сначала ребенок учится отличать себя от других. Формируясь с возрастом, он вырабатывает убеждения относительно себя. А также находит мотивацию, побуждающую к развитию себя, улучшению жизни.

Самопознание определяет культуру поведения, специфику мышления и чувств. В результате каждый может создавать сценарий бытия и улучшать его, изменяя способы реализации сознания.

Главная / Психологические понятия

foto_samopoznanie.jpgСамопознание – это процесс постижения личностью самой себя. Через самопознание человек осмысливает себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои психологические и физические способности. Самопознание является психическим процессом, который обеспечивает целостность, единство и развитие личности. Зарождается этот процесс в младенчестве и реализовывается на протяжении всей жизнедеятельности.

Чтобы понять, что такое самопознание, следует  проследить основные аспекты его формирования. Процесс самопознания формируется поэтапно по мере отображения внешнего мира и постепенного познания самого себя, как уникальной персоны.

Самопознание личности включает три уровня, которые соответствуют трем сферам организации индивида. На биологическом уровне совершается познание себя, как отдельного, автономного организма. Социальный уровень выражает способность к изучению, овладению умениями и освоению норм поведения в обществе. Личностный уровень представляет способность осуществлять выбор, принимать решения, согласовывать свое поведение, организовывать свою жизнь.

Самопознание и развитие личности

Самопознание и развитие личности – это категории, которыми обеспечивается успешность и результативность самореализации человека.

Самопознание личности – это оценивание человеком самого себя, способность объективно взглянуть на себя и умение отнестись к себе, как объекту познания.

Развитие обозначает умение совершенствовать свои потенциальные возможности собственными силами, чтобы достигнуть наивысшего уровня развития.

В психологии существует научная концепция, согласно которой процесс самопознания имеет некоторые смысловые характеристики, представленные определенными аспектами: здоровье человека (психологическое и психическое); личностный потенциал (оптимальная реализация потенциала); гармония (внутреннего мира и психологическая зрелость). Все эти аспекты взаимодействуют и работают целостно, обусловливая высокую эффективность самопознания личности.

Самопознание, как и саморазвитие личности, довольно продолжительные во времени процессы. Они осуществляются в течение целой сознательной жизни индивида.

Начинается самопознание с раннего возраста. Дети развиваются, познают, на что они способны, учатся отличать себя от других объектов внешнего мира, знакомятся с окружающим миром с помощью механизмов подражания. Психика малыша раннего возраста настолько восприимчива, что он, как губка впитывает буквально все, что происходит вокруг него, всю информацию о предметах и процессах, при этом, не делая различия в содержании (нужна ли ему подобного рода информация, что плохое, что хорошее и что именно ему необходимо). Ребёнок начинает осознавать смысл предметов и разделять воспринятую информацию, когда саморазвитие личности становится еще более сформированным, примерно после трехлетнего возраста.

Существует много различных теоретических подходов и концепций саморазвития человека. Например, самоконцепция, она предполагает способность и готовность человека к процессу саморазвития.

В процессе возрастного формирования человек создает ряд собственных убеждений относительно себя самого и находит такой личностный мотив, который становится основным побуждением к саморазвитию и определяет поведение человека. Относительно этого мотива создается определенное содержание размышлений и чувств человека, вырабатывается специфика его поведения, личностное отношение к окружающему миру и мировоззрение. Из данной теории следует, что каждый индивид создает собственный жизненный сценарий и может его совершенствовать через изменение сознания и способа мышления.

Теория самоконцепции закладывает структуру личности, заключающуюся в тройственности образа человеческого «Я».

«Я» — идеальное – составляет четкое представление человека о его уникальности, его личных особенностях, мечтах, идеалах и надеждах. «Я» — идеальное является интегрированным образом идеального человека для конкретной личности. Такой идеал совмещает в себе самые лучшие качества, желаемые черты характера, оптимальные поведенческие паттерны и жизненные ценности.

«Я» — реальное – это собственный образ человека, то, как он видит себя, каким он есть на самом деле в действительности. Это своего рода внутреннее зеркало, отражающее настоящую личность, ее поведение, мировоззрение и прочее.

Как сам человек оценивает себя, отображает уровень его самооценки, дает ощущение себя привлекательным или выражает неудовлетворенность собой. Зависимо от уровня самооценки, она или поддерживает индивидуальность или загоняет человека в рамки, чем причиняет большой личностный дискомфорт.

Саморазвитие человека в представленной концепции происходит, как процесс взаимодействия и интеграции всех компонентов «Я».

Начальный этап предусматривает создание собственного идеального образа совершенного человека по определенным характеристикам, что дает возможность максимально точно увидеть задания саморазвития и подобрать для этого необходимые оптимальные методики. Мышление саморазвивающегося человека направлено на то, чтобы хотя бы в пределах 15 минут каждый день анализировать собственное мнение. Таким образом, постепенно развивается представление о способах, пользуясь которыми можно приблизиться к желаемому идеалу (как нужно вести себя, с кем общаться, что делать). Если человек соблюдает все эти правила и задачи, то он все больше близится к своему идеалу, и понемногу уменьшается расстояние между «Я» — идеальное и «Я» — реальное. Компонент «Я, как оцениваю себя сам» поможет увидеть в правильном ли направлении движется человек.

Самопознание и развитие человека – это два неразрывных между собой процесса, происходящих в личности. Когда человек не понимает и не воспринимает себя, как уникальную личность, он не сможет конструктивным образом саморазвиваться, не будет знать, в каком направлении ему двигаться и соответственной мотивации у него тоже не будет.

Самопознание возникает и развивается по мере того, как человек созревает и взрослеет, также под воздействием того, как развиваются психические функции и расширяются контакты с окружающим миром.

Самопознание и самооценка также имеют тесную связь и вместе влияют на процесс саморазвития. Существуют три главные мотивы, через которые человек обращается к самооценке: понимание себя; рост собственной значимости; самоконтроль. Уровень самооценки также имеет связь со степенью удовлетворенности человека самим собой и тем, чем он занимается.

Адекватная самооценка соответствует действительным возможностям, и способствует лучшему саморазвитию человека, искаженная самооценка препятствует этому.

Самооценка повышается, если человек добивается успеха в каком-то деле или в результате снижения требований к идеалу. Если реализовывается самопознание и самооценка личности адекватная, у человека сложится положительный образ самого себя, чем, если бы человек был с низкой самооценкой и придавал почти всем своим качествам негативную оценку.

Чтобы понять, что такое самопознание, нужно рассмотреть этот процесс поэтапно.

Процесс самопознания имеет несколько этапов. На этапе первичного самопознания происходит самопознание человека с помощью других людей. Такое самопознание рецептивное и конструирующее. Здесь человек доверчиво воспринимает мнение окружающих, создается его «Я-концепция», которая формируется под влиянием оценок и суждений окружающих. На этом этапе могут произойти проблемы несоответствия взглядов окружающих людей и самого человека.

После первичного самопознания, вторым этапом является кризис первичного самопознания. На этом этапе появляются несогласованные суждения о личности, которые исходят от окружающих людей, возникают внутренние изменения, не вписывающиеся в привычный образ личностного «Я» – все это обуславливает возникновение когнитивного диссонанса, который также требует разрешения. Возможно, самопознание, как познание самого себя, а не другими возникает именно от встречи с опытом, который не входит в привычную «Я-концепцию». Также кризис приводит к тому, что изменяется роль мнения других в самопознании. Личность больше не ориентируется на суждения других и человек переходит к самоопределению.

Третьим этапом самопознания является вторичное самопознание. Этот этап представлен изменением представлений личности о себе. Здесь процесс самопознания достаточно активен, поскольку человек научился полностью определять себя сам. Мнение других теперь играет пассивную роль, поскольку человек отдает предпочтение собственным представлениям. Такое познание реконструирующее, поскольку «Я-концепция» переопределяется на базе существующего представления, и человек ставит под сомнение истинность привычной конструкции, он переделывает себя соответственно собственного плана.

Виды самопознания

Процесс самопознания можно представить в виде очередности следующих действий: выявление в себе какого-то личностного качества, фиксация этого качества в сознании, анализ, оценивание и принятие качества. Если человеку свойственна высокая эмоциональность и непринятие себя, у него могут развиться комплексы, а сам процесс превратится в «самокопание». Поэтому важно, чтобы в самопознании, также как и в других процессах, соблюдались определенные рамки.

Процессы самопознания и саморазвития становятся еще более эффективными, если человек обладает знаниями об основах психологии личности и психологии чувств.

Существуют такие способы самопознания личности: самонаблюдение (наблюдение за своим поведением и мыслями, внутренними процессами); самоанализ (анализируются те вещи, которые обнаружились в результате самонаблюдения, определяются причинно-следственные связи, человек анализирует те характеристики, которые ему открылись); сравнение (сопоставление себя с другими людьми, с идеалами, образцами); моделирование личности (человек моделирует собственную личность, через отображения своих отдельных характеристик и отношений с другими, используя знаки и символы); осознание противоположностей (человек осознаёт наличие противоположностей какого-нибудь качества или поведенческой характеристики).

Последний способ (осознание противоположностей) используется на поздних этапах самопознания, когда личностная характеристика выделенная и анализированная. Отдельные личностные качества человека одновременно могут иметь положительную и негативную стороны. Если человек научился находить положительную сторону характеристики, в которой ранее видел только негатив, то болезненность ее принятия будет меньшей, а человек будет чувствовать себя сильнее. Этот последний момент очень важен, потому что самопринятие имеет очень большое значение в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании.

Способы самопознания способствуют не только лучшему пониманию человеком себя самого, но и познавать других людей. Если человек осознает себя, как личность, наделяет себя определенными характеристиками, он также сможет сравнить себя с другими, чтобы хорошо понимать, в чем заключается его отличие от других.

Выделяют следующие средства самопознания человека: самоотчёт (например, в виде дневника); просмотр фильмов, чтение литературы с обращением внимания на психологические образы героев, сопоставление себя с этими героями; изучение психологии личности, социальной психологии; прохождение психологических тестов.

Существуют также специальные средства самопознания, которые составляют различные формы деятельности психолога: индивидуальное консультирование, где психолог грамотно составляет индивидуальный план работы с клиентом, в результате применения которого, клиент способен максимально раскрыться, понять проблемы и найти внутренние ресурсы для разрешения этих проблем; групповая работа в рамках социально-психологического тренинга, в котором отношения строятся таким образом, что в группе происходит интенсификация процессов самопознания и познания других.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Используемые источники:
  • https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/samopoznanie-puteshestvie-v-glubiny-vnutrennego-mira/
  • https://myself-development.ru/protsess-samopoznaniya-v-razvitii-lichnosti/
  • https://psihomed.com/samopoznanie/

Скажите что-нибудь