Что такое рефлексия и рефлексивность — определение, виды и тренировка

«Познай самого себя» — это обращение к человеку, написанное на стене древнегреческого храма в Дельфах 2,5 тыс. лет назад, не утратило своей актуальности и в наши дни. Мы все стремимся стать лучше, благополучнее, успешнее, но как изменить себя, не зная своих способностей, возможностей, целей, идеалов? Самопознание – главное условие развития личности, а управляет познанием себя очень важный и сложный психический процесс, который называется рефлексия.

Рефлексия как психический процесс

Слова с корнем «рефлекс», происходящим от латинского reflexus (отраженный), в психологии используются часто. Самое распространенное, собственно, рефлекс – ответная реакция организма на любое воздействие. Но в отличие от врожденной, спонтанной реакции, рефлексия – процесс осознанный, требующий серьезных интеллектуальных усилий. И происходит это понятие от другого латинского слова – reflexio, что значит «оборачивание», «обращение назад».

Что такое рефлексия

Под рефлексией в психологии понимается осмысление и анализ человеком своего внутреннего мира: знаний и эмоций, целей и мотивов, поступков и установок. А также понимание и оценка отношения окружающих. Рефлексия – это не просто интеллектуальная, а довольно сложная духовная деятельность, связанная и с эмоциональной, и с оценочной сферами. Она не имеет отношения к врожденным реакциям и требует от человека владения определенными навыками самопознания и самооценки.

Рефлексия включает в себя также способность к самокритике, так как осмысление причин своих поступков и мыслей может привести к не самым приятным выводам. Данный процесс может быть весьма болезненным, но рефлексия необходима для нормального развития личности.

Две стороны рефлексии

Субъективно, то есть с точки зрения самого человека, рефлексия ощущается как сложный комплекс переживаний, в которых можно выделить два уровня:

  • когнитивный или познавательно-оценочный, он проявляется в осознании процессов и явлений своего внутреннего мира и соотнесение их с общепринятыми нормами, стандартами, требованиями;
  • эмоциональный уровень выражается в переживании определенного отношения к себе, содержанию своего сознания и своим действиям.

Наличие ярко выраженной эмоциональной стороны отличает рефлексию от рационального самоанализа.

Несомненно, приятно, обдумав свои поступки, воскликнуть: «Какой я молодец!» Но часто рефлексивный процесс приносит нам далеко не положительные эмоции: разочарование, чувство собственной неполноценности, стыд, угрызения совести и т. д. Поэтому нередко человек сознательно избегает рефлексии, стараясь не заглядывать к себе в душу, опасаясь того, что сможет там увидеть.

Но и психологи признают, что чрезмерное рефлексирование может превратиться в самокопание и самобичевание и стать источником неврозов и депрессии. Поэтому надо следить, чтобы эмоциональная сторона рефлексии не подавляла рациональную.

Формы и виды рефлексии

Рефлексия проявляется в разных сферах нашей деятельности и на разных уровнях самопознания, поэтому она отличается по характеру проявления. Во-первых, различают 5 формы рефлексии в зависимости от направленности сознания на ту или иную область психической деятельности:

  • Личностная рефлексия наиболее тесно связана с эмоционально-оценочной деятельностью. Эта форма осмысления внутреннего мира человека направлена на анализ значимых компонентов личности: целей и идеалов, способностей и возможностей, мотивов и потребностей.
  • Логическая рефлексия – наиболее рациональная форма, которая направлена на познавательные процессы и связана с анализом и оценкой особенностей мышления, внимания, памяти. Данная форма рефлексии играет важную роль в учебной деятельности.
  • Когнитивная рефлексия тоже чаще всего наблюдается в сфере познания и обучения, но в отличие от логической, направлена на анализ содержания и качества знаний и их соответствие требованиям общества (учителей, преподавателей). Эта рефлексия не только помогает в учебной деятельности, но и способствует расширению кругозора, а также играет важную роль в адекватной оценке своих профессиональных способностей и возможностей карьерного роста.
  • Межличностная рефлексия связана с осмыслением и оценкой наших отношений с другими людьми, анализом своей социальной деятельности, причин конфликтов.
  • Социальная рефлексия – особая форма, которая выражается в том, что человек понимает, как к нему относятся окружающие. Он не только осознает характер их оценок, но и способен корректировать свое поведение в соответствии с ними.

Во-вторых, мы способны анализировать и свой прошлый опыт, и предвидеть возможное развитие событий, поэтому выделяют два вида рефлексии, связанные с временным аспектом оценочной деятельности:

  • Ретроспективная рефлексия – это осмысление того, что уже произошло, оценка своих поступков, побед и поражений, анализ их причин и извлечение уроков на будущее. Такая рефлексия играет важную роль в организации деятельности, поскольку учась на своих ошибках, человек избегает многих проблем.
  • Перспективная рефлексия – это предвидение возможных результатов действий и оценка своих возможностей при разных вариантах развития событий. Без этого вида рефлексии невозможно планирование деятельности и выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Совершенно очевидно, что рефлексия – важный психический процесс, который необходим человеку для того, чтобы добиться успеха, стать той личностью, которой он сам может гордиться, а не испытывать комплекс неудачника.

Функции рефлексии

ExternalLink_shutterstock_524270287-730x488.jpg

Рефлексия – это эффективный способ понять самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны и использовать в деятельности свои способности с максимальной пользой. Например, если я знаю, что у меня более развита зрительная память, то, запоминая информацию, я не буду полагаться на слух, а запишу данные, чтобы подключить зрительное восприятие. Знающий о своей вспыльчивости и повышенной конфликтности человек постарается найти способ снизить их уровень, например, с помощью тренингов или обратившись к психотерапевту.

Однако рефлексия не только дает нам необходимые в жизни знания о себе, но и выполняет еще ряд важных функций:

  • Познавательная функция состоит в самопознании и самоанализе, без нее человек не может создать в своем сознании образ «Я» или «Я-концепцию». Эта система представлений о себе самом – важная часть нашей личности.
  • Функция развития проявляется в создании целей и установок, направленных на преобразование личности, накопление знаний, развитие умений и способностей. Эта функция рефлексии обеспечивает личностный рост человека в любом возрасте.
  • Регулятивная функция. Оценка своих потребностей, мотивов и последствий поступков создает условия для регулирования поведения. Негативные эмоции, которые человек испытывает, понимая, что он поступил неправильно, заставляют его избегать в будущем таких поступков. И в то же время удовлетворение от своей деятельности и успехов создает очень позитивную эмоциональную обстановку.
  • Смыслотворческая функция. Человеческое поведение, в отличие от импульсивного поведения животных, осмыслено. То есть совершая поступок, человек может ответить на вопрос: почему он так поступил, хотя, бывает, понять свои истинные мотивы удается не сразу. Эта осмысленность невозможна без рефлексивной деятельности.
  • Функция проектирования и моделирования. Анализ прошлого опыта и своих способностей позволяет проектировать деятельность. Создание модели успешного будущего, как необходимое условие для саморазвития, предполагает активное использование рефлексии.

Следует отметить также, что рефлексия играет очень важную роль в обучении, поэтому она значима в учебном процессе. Основная функция, которую она выполняет в образовании – контроль содержания собственных знаний и регулирование процесса их усвоения.

Развитие рефлексии

Рефлексия доступна любому человеку, но так как это интеллектуальная деятельность, то она требует развития соответствующих навыков. К ним относятся следующие:

  • самоидентификация или осознание собственного «Я» и выделение себя из социального окружения;
  • навыки социальной рефлексии, то есть способность взглянуть на себя со стороны, глазами других людей;
  • самоанализ как осмысление своих индивидуально-личностных качеств, особенностей характера, способностей, эмоциональной сферы;
  • самооценка и сопоставление своих качеств с требованиями общества, идеалами, нормами и т. д.;
  • самокритика – способность не только оценить свои поступки, но и признаться самому себе в своих ошибках, недобросовестности, некомпетентности, грубости и т. д.

Возрастные этапы развития рефлексии

ExternalLink_shutterstock_735075019-730x487.jpg

Развитие способности к рефлексивной деятельности начинается в раннем детстве, и первый ее этап приходится на 3 года. Именно тогда ребенок впервые осознает себя как субъекта деятельности и стремится доказать это всем окружающим, нередко проявляя упрямство и неповиновение. В это же время малыш начинает усваивать социальные нормы и учиться подстраивать свое поведение под требования взрослых. Но пока еще ребенку недоступны ни самоанализ, ни самооценка, ни тем более самокритика.

Второй этап начинается в младших классах школы и тесно связан с развитием рефлексии в сфере учебной деятельности. В возрасте 6-10 лет ребенок овладевает навыками социальной рефлексии и элементами самоанализа.

Третий этап – подростковый возраст (11-15 лет) – важный период формирования личности, когда закладываются основы навыка самооценки. Развитие самоанализа в этом возрасте нередко приводит к чрезмерной рефлексии и вызывает сильные негативные эмоции у детей, которые остро ощущают недовольство своей внешностью, успехами, популярностью у сверстников и т. д. Это осложняется эмоциональностью и неустойчивостью нервной системы подростков. Правильное развитие рефлексивной деятельности в этом возрасте во многом зависит от поддержки взрослых.

Четвертый этап – ранняя юность (16-20 лет). При правильном формировании личности способность к рефлексии и управление ей проявляется в этом возрасте уже в полную меру. Поэтому развивающиеся навыки самокритики не мешают рационально и здраво оценивать свои возможности.

Но и в более старшем возрасте продолжается обогащение опыта рефлексивной деятельности за счет освоения новых видов деятельности, установления новых отношений и социальных связей.

Как развить рефлексию у взрослых

Если вы ощущаете недостаток этого качества и понимаете необходимость более глубокого самопознания и самооценки, то эти способности можно развивать в любом возрасте. Развитие рефлексии лучше начинать… с рефлексии. То есть с ответа на следующие вопросы:

  1. Зачем вам нужна рефлексия, что вы хотите добиться с ее помощью?
  2. Почему вам мешает отсутствие у вас знаний о своем внутреннем мире?
  3. Какие аспекты или стороны своего «Я» вы хотели бы узнать получше?
  4. Почему, с вашей точки зрения, вы не занимаетесь рефлексией и не включаете ее в деятельность?

Последний пункт особенно важен, потому что нередко познание себя сдерживается особым психологическим барьером. Человеку бывает страшно заглянуть в свою душу, и он неосознанно сопротивляется необходимости анализировать свои поступки, их мотивы, их влияние на окружающих. Так спокойнее и не приходится испытывать стыд и муки совести. В этом случае можно посоветовать такое небольшое упражнение.

Встаньте перед зеркалом, посмотрите на свое отражение и улыбнитесь. Улыбка должна быть искренней, ведь вы видите самого близкого вам человека, перед которым у вас не должно быть никаких тайн и секретов. Скажите себе: «Привет! Ты – это я. Все, что у тебя есть, принадлежит мне. И хорошее, и плохое, и радость побед, и горечь поражений. Все это ценный и очень нужный опыт. Я хочу знать его, я хочу использовать его. Не стыдно совершать ошибки, стыдно ничего о них не знать. Осознав их, я смогу все-все исправить и стать лучше». Это упражнение позволит вам избавиться от страха перед самоанализом.

Заниматься развитием рефлексии нужно ежедневно, например, вечером, анализируя все, что произошло за день, и свои мысли, чувства, принятые решения, совершенные поступки. В этом случае очень помогает ведение дневника. Это не только дисциплинирует и упорядочивает рефлексивный процесс, но и помогает избавиться от негатива. Ведь вы из своего сознания переносите на бумагу все тяжелые мысли, сомнения, страхи, неуверенность и тем самым освобождаетесь от них.

Но не следует слишком увлекаться самокопанием, выискивая негатив. Настройте себя на то, что положительного, позитивного всегда больше, ищите этот позитив, анализируя прошедший день, снова переживайте его. Поругав себя за ошибку или небрежность, обязательно полюбуйтесь своим хорошим поступком, любым своим успехом, пусть на первый взгляд он кажется не слишком значительным. И не забывайте хвалить себя.

Психология личности Автор статьи: Иван Иванович ИвановИванов И. И. —> Содержание статьи:

Рефлексия является особенным качеством, присущим только человеку. В отличие от других представителей животного мира мы обладаем способностью оценивать свои поступки и происходящие вокруг нас процессы, отслеживать психологическое состояние и делать выводы. О том, как рефлексировать правильно, без ущерба для психики расскажем в этой статье.

Что такое рефлексия и рефлексивность

«Reflecto» в переводе с латыни – «возвращение назад». Этот же термин на французском звучит как «reflexio»и и означает «обдумывание, размышление».

Изначально понятие рефлексии появилось в философии как инструмент наблюдения за внешним миром и способом познания человеческого бытия. Через анализ явлений, происходящих в природе и обществе, личность познает себя, ищет пути для выживания и самосовершенствования. Сегодня процесс рефлексирования изучается и используется в других отраслях, в социологии и психологии.

Рефлексия — это взгляд человека внутрь себя, анализ своих мыслей и действий и их переосмысление.

Но процесс этот не бездумный, а основанный на полученных знаниях и опыте, рассмотренный через собственные ошибки. Кроме того, в социологии это способность оценивать других людей, проводить сравнения между ними и собой.

Рефлексивность – это способность анализировать самого себя, выявлять мотивы собственных поступков с включением:

  • прошлых действий и событий;
  • успешных или неудачных результатов деятельности;
  • эмоционального состояния;
  • меняющихся во времени черт личности, характера.

Степень рефлексии у каждого человека разная и зависит от уровня знаний, интеллекта, воспитания. Кто-то непрерывно размышляет над своими поступками и их мотивами, а кто-то не задумывается о них вовсе. Большую роль при этом играет и желание человека осознать свои заблуждения и ошибки, способность к самокритике и потребность в сравнении себя с окружающими людьми.

Рефлексия в психологии

Признаком зрелой личности является способность принимать ответственность за свои поступки и ту жизнь, которую она имеет. Если человек постоянно винит в происходящем с ним окружающих и обстоятельства, он считается слабым. Поменять свое мировоззрение бывает сложно.

Как раз для таких целей и используется рефлексия в психологии. Как отдельная, самостоятельная тема в психологии, рефлексия выделена А. Буземаном. Этот ученый предположил, что данный процесс не что иное, как перемещение обстоятельств внешнего мира на себя.

В Российской науке проблемы рефлексии исследовали такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник. По их мнению, основой понятия является мышление, ведущие к самопониманию, способность найти мотивацию своих действий, ответы на вопросы о личностных характеристиках. Ученые впервые обозначили рефлексию как возможность «узнать истину про самого себя».

Сегодня рефлексия в числе основных направлений в психологии, используемых для расширения сознания клиента. К примеру, если человек находится в состоянии стресса по причине негативных ежедневных мыслей, но не понимает этого, то избавиться от плохого настроения ему не удастся. Прекратить страдание в данном случае можно только поняв глубинную причину упаднического настроя, и, определив шаги по ее устранению.

Осознанным решением можно прекратить поток ненужных мыслеформ и принять себя в состоянии «здесь и сейчас». Специалист призывает взглянуть на себя «со стороны», как — будто, на героя сериала с экрана телевизора. Целью хорошего психолога является обучение самостоятельному самоанализу, получения ответов на мучающие вопросы. В рамках психологии рефлексия и самоанализ-идентичные понятия.

При разборе определенной ситуации или поступка необходимо осознать и проработать следующие моменты:

  1. Самоощущение человека в текущий момент времени. Что он испытывает: гнев, страх, стыд, вину, обиду и т.д.

  2. Слабое место в самосознании, которому причинен вред в результате произошедших событий. К примеру, завышенные ожидания относительно поведения супруга, других членов семьи, которые привели к появлению обиды.

  3. Возможность использования ситуации, а также возникших трудностей с выгодой для себя.

Рефлексия способствует пониманию того, как человек воспринимается со стороны, а не только для самоанализа. Итог рефлективности — самоанализ, формирование желаемых личностных характеристик, понимание связи между поступками и результатами.

Психологическая рефлексия функционирует в следующих направлениях:

  • Контроль сознания, включающий в себя осознание собственных мыслей и поступков, действий. Формирование логичности мышления.
  • Понимание своих сильных и слабых сторон — самокритика. Умение признать взаимосвязь между происходящими событиями, успехами, неудачами и произведенными действиями.
  • Нахождения ключей к решению сложным проблем и задач. Умение планировать свои шаги к достижению целей.
  • Избавление от разрушительных, деструктивных установок и мыслеформ.
  • Нахождение возможностей для принятия продуманных, верных, полезных решений.
  • Аккумуляция и выявление латентных способностей, талантов и ресурсов.

В психологии есть мнение, что рефлексия — это не всегда хорошо. На практике известны случаи, когда самокопание, избыточные размышления приводили к негативным последствиям («горе от ума», «многие знания-многие скорби»). По этой причине важно научиться рефлексировать грамотно, желательно при сопровождении опытного специалиста.

Понятие саморефлексии

Саморефлескию часто отождествляют с рефлексией. Отчасти это верно. Разница между понятиями в том, что приставка «само» свидетельствуют об отражении самого себя, а не только внешнего мира, событий и других людей.

Саморефлексирующие люди постоянно прислушиваются к собственным чувствам и эмоциям, пытаются их анализировать. Подобные упражнения очень полезны для понимания собственного «я», личных желаний и потребностей. Как часто мы ориентируемся на ожидания других людей, ищем оценку своих поступков со стороны. В итоге — остаются не реализованными собственные мечты и внутренние потребности.

Молодые люди поступают на обучение престижным профессиям, а душа тянется к творческим изыскам. В результате профессия не приносит удовлетворения, зато родители довольны! Человек проживает не интересную жизнь, подавляя имеющиеся таланты.

Есть и другая сторона. В гипертрофированных случаях, человек постоянно прислушивается к эмоциям. Он зацикливается на личностных переживаниях и становится невротиком, не видя внешнего мира, который прекрасен. Человек перестает получать удовольствие от жизни, постоянно анализируя собственное состояние.

В таком случае важно вовремя выйти «из себя» наружу, сделать глубокий вдох, ощутить материальные вещи: стол, пол, стену, руки, ноги, звуки и запахи.

Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела. Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания).

Зафиксированы случаи, когда женщины находят у себя все признаки беременности, а разубедить в этом их способны только результаты повторных лабораторных обследований (например, УЗИ). Конечно, если есть подозрения на заболевание, необходимо пройти медицинский осмотр. Но когда человек понимает, что его опасения надуманны, следует уходить от сосредоточения на личных ощущениях, игнорировать их.

Формы и виды рефлексии

Мы описали рефлексию как сложный процесс, направленный и внутрь себя, и во внешний мир, приводящий к выгоде для личности, или, напротив к ее разрушению. Рассмотрим какие формы и виды самоанализа существуют в психологии.

С точки зрения влияния на дальнейшее состояние человека:

  • Правильный конструктивный самоанализ, позволяющий разобраться в себе, сделать логичные выводы и не наступать повторно на знакомые грабли.
  • Вредный деструктивный самоанализ, приводящий к невротическим расстройствам и глубокому зацикливанию на проблемах, зачастую мнимых. В таких ситуациях культивируется чувство вины, беспомощности и безысходности. Человек нуждается в помощи специалиста.

С учетом временных периодов рефлексия бывает:

  • Событийная или ситуационная. Индивид проводит анализ проблемы, имеющей место в настоящем времени, «здесь и сейчас».
  • Ретроспекционная, обращенная в прошлое. Человек оценивает уже минувшие события и свои действия, делает выводы об их правильности и своевременности.
  • Перспективная, обращенная к будущим событиям. Индивидом планируются дальнейшие действия и события, исходя из самоанализа.

Исходя из объекта исследования процесс можно разделить на такие формы как:

  • Саморефлексия, обращение к собственному внутреннему миру, личным переживаниям и эмоциям.
  • Коммуникативная. При этой форме размышления посвящены другим людям, взаимодействию с друзьями, родственниками, коллегами. Человек пытается проанализировать отношения и взаимодействия.
  • Саногенная – разновидность самоанализа, при котором осуществляется предметное изучение сильных эмоций, поиск средств для минимизации или исключения излишних страданий и переживаний.
  • Интеллектуальная. Внимание личности сосредоточено на применении знаний, навыков, возможностях их использования в материальном мире.

Сочетание форм рефлексии в заданных условиях дает наилучшие результаты, всегда необходимо комбинировать способы анализа под конкретную ситуацию.

Что значит рефлексировать

Рефлексировать — это думать, логически размышлять, анализировать действия и поступки, познавать самого себя.

Стоит ли понимать свою личность? Конечно, да. Если человек не разобрался в себе, он ведом другими и проживает чужую жизнь. Низкая самооценка, комплексы, чувство вины сидят глубоко внутри и мешают дальнейшему развитию. Их нужно найти и обезвредить.

Рефлексируя, мы учимся:

  • Рационально думать.
  • Останавливать мыслительный «мусор».

Низкий уровень самоанализа — это путь к свершению одинаковых ошибок и промахов на протяжении всей жизни. На бытовом уровне, зачастую понятие рефлексирующего человека связано с такими определениями как: «нервничать», «переживать», «излишне волноваться». Поэтому в любом действии важна мера и разумность.

Необходимо трезво и спокойно подходить к своему внутреннему миру, не позволяя эмоциям захлестнуть доводы разума. Умеющий рефлексировать человек – психоаналитик сам себе, не каждый на это способен.

Чтобы «самокопаться» с пользой для дела необходимо избежать следующих ошибок:

  1. Следует обдумать мотивы поступков, а не сами поступки. К примеру, супруг изменивший жене, может осознать свое предательство и поклясться больше так не делать. Но если мужчина не поймет, что толкнуло его на измену, никакая сила от повтора ошибки его не удержит, поскольку мотивы потребности в походе «налево» останутся не проработанными.

  2. «Пилить опилки», как говорил Д. Карнеги. Это значит постоянно перемалывать в голове прошлые грехи и неудачи, придумывая возможно иные последствия того, что уже свершилось. Что было, того уже нет, думайте о текущем моменте, стройте планы на будущее.

  3. Культивировать чувство вины. Да, ошиблись, да получили за это свой урок. Нет смысла ругать себя за то, что исправить уже нельзя. Все не без греха.

  4. Отвечать за весь мир. Процессы в мире происходят и помимо нашей воли. Не следует брать на себя ответственность за то, на что мы не в силах повлиять.

Если следовать изложенным правилам, то рефлексировать не только можно, но и полезно.

Как развить рефлексию

Лучший способ приобрести какой-либо навык – это начать его практиковать. Для развития рефлексии нужно начать ей заниматься.

Как это делать?

  • Пытайтесь понять какие чувства вы испытываете в текущий момент. Привычка внимательно относится к возникающим радости, гневу, тоске и связывать их с происходящими событиями или коммуникациями с определенными людьми.
  • Отслеживайте истории, в которых реагируете слишком резко, болезненно. Если определенные события задевают особенно сильно, нужно понять, что является спусковым крючком.
  • Если заметили, что в процессе обдумывания чего-либо испытали тоску, тягостные эмоции, то лучше самокопание прекратить и вернуться к истокам проблемы чуть позже. Высокочувствительным людям без помощи специалиста не обойтись.
  • Откажитесь от тотального контроля действительности. Рефлексия не повод раскладывать материальный мир по полочкам. Дайте возможность жизни течь и вне вашего участия.
  • Вечером можно «прокрутить» в голове прожитый день, все его плюсы и минусы, сформировать планы на завтра.
  • Для развития рефлексии возьмите за правило размышлять систематически над любым интересным Вам явлением или объектом.

После получения навыков рефлексии, можно задать себе несколько вопросов и дать на них честные ответы:

  • Подумайте, есть ли что-то в прошлом, к чему бы стоило вернуться и пытаться начать заново. Это может быть семья, работа, увлечения, друзья и т.д. Иногда возврат к прошлому означает начало нового этапа.
  • Четко установите для себя, что приносит удовольствие и делает счастливым. Это и будет стратегической целью, которой следует посвятить дальнейшую жизнь.
  • Если та точка, в который Вы находитесь сейчас не устраивает, определите действия, которые нужно предпринять для выхода из нее. Не скатывайтесь к самобичеванию или списанию всех проблем на внешние обстоятельства.
  • Правдиво ответьте себе на вопрос, что Вы делаете неправильно. Не следует заламывать руки с вопросом: «за что мне это?». Примите ответственность за неудачи на свой счет. Где была ошибка, недоработка? Правда может неприятной, не без нее сложно что-то поправить.
  • Если в вопросе Вы потерпели неудачу, проанализируйте, все ли возможное было предпринято или можно попробовать что-то еще.
  • Анализируйте поступки с точки зрения достижения цели. Это не значит, что нельзя быть спонтанным и нужно продумывать каждый шаг. Однако в условиях дефицита времени расстановка приоритетов становится необходимой.

Есть мнение, что цель жизни в самой жизни, получении от нее удовольствия и тех вещей, которые соответствуют нашим внутренним потребностям. Рефлексируйте с умом, добивайтесь желаемого и будьте счастливы!

Смотреть видео

Один из признаков, отличающих человека разумного от других живых существ, – это рефлексия. Человек развивается как личность благодаря умению понимать себя. А точнее, каков его внутренний мир.

В основе осознания своих чувств и переживаний лежит формула «Я – есть», хотя правильнее было бы сказать «Я есть такой!». В результате такого самонаблюдения приходит самопознание, и человек понимает причины своих внутренних проблем.

Начальное определение рефлексия получила благодаря философии. Представители этой науки так характеризовали мыслительную деятельность человека и считали это самым важным свойством сознания.

Что такое рефлексия как психический процесс?

Термин «рефлексия» (с ударением на второй слог) происходит от латинского слова reflexio, что означает «отражаю», «обращение назад».

che.jpegЧеслав МирскийВ психологии есть мнение, что личность только в том случае может считаться полноценно развитой, если для индивида будут понятны границы его собственного «Я».

Рефлексия изучается несколькими науками, каждая из которых дает свое определение этого явления. В научном понимании это умение критически оценивать научные изыскания, в результате чего находится истина.

В психологии рефлексия это способность индивида:

  • сосредотачиваться на своих мыслях;
  • анализировать свое поведение;
  • оценивать свои поступки;
  • понимать свои ощущения и эмоции;
  • критически относиться к себе.

По словам Пьера де Шардена, рефлексия предполагает наличие знаний о себе и их осознание.

Авторы психологического словаря дают определение этого явления как мыслительного процесса, когда человек познает себя путем анализа своих чувств, переживаний, поведения и различных состояний.

Перу Сократа принадлежат слова «Познай самого себя!» Этот лозунг был написан на стене храма и стал призывом к исследованию человека. Несмотря на то, что понятие рефлексии – предмет изучения нескольких наук, наиболее часто его применяют в философии и психологии.

Виды

Рефлексия имеет разную направленность. На основании исследований выделяют такие виды рефлексии:

СитуативнаяЧеловек может анализировать происходящее с нимРетроспективнаяСпособность человека оценивать свой прошлый опыт с учетом всех ошибок, умение делать выводыПерспективнаяУмение прогнозировать свои действия, составлять планы

Формы

Характер проявления этого феномена определяет его форму. В зависимости от того, на какую область психической деятельности человека направлено его сознание во время этого психического процесса, выделяют такие формы рефлексии:

  1. Личностная. Осмысление и оценка внутреннего мира человека: идеалов, возможностей, потребностей и мотивов.
  2. Логическая. Анализ и оценка всего, что связано с процессами мышления, памятью и вниманием; важна для процесса обучения.
  3. Межличностная. Оценка отношений между людьми в разных ситуациях, анализ своей социальной деятельности, причин конфликтных ситуаций.
  4. Когнитивная. Анализ содержания и уровня полученных знаний; расширение кругозора, оценка собственных профессиональных навыков и возможностей развития карьеры.
  5. Социальная. Возможность осознавать отношение к индивиду окружающих, в результате чего он может корректировать свое поведение.

Роль рефлексии в психологии и повседневной жизни

che.jpegЧеслав МирскийРефлексия нужна каждому человеку. Это помогает достичь высот в профессии и взаимодействии с окружающими людьми.

В жизни важно научиться адекватно оценивать себя и стремиться стать лучше. Зная свои сильные и слабые стороны, легче адаптироваться в разных жизненных ситуациях.

Например, если человек знает, что он может быть несдержан, но хочет произвести хорошее впечатление и стать лучше, он попытается избежать конфликтных ситуаций, работая над собой. Для этого есть разные способы: посещать психотерапевта, читать книги по психологии, проходить тренинги.

Этот необходимый психический процесс выполняет важные функции:

  1. Познавательную. Желание изучать себя и анализировать свои действия. Эта функция помогает формированию в сознании индивида Я-концепции.
  2. Развивающая. Преобразовывает личность, создает установки для личностного роста, развития способностей.
  3. Регулятивная. Помогает регулировать свое поведение, совершенствовать характер, избавляться от пороков.
  4. Смыслотворческая. С помощью такой функции человек осмысленно совершает любое действие, может объяснить смысл своих поступков.
  5. Проектирования. Создание перспективы на основе анализа действий в прошлом с целью самосовершенствования.
  6. Обучающая. Делает возможным контроль уровня своих знаний и регуляцию образовательного процесса в плане усвоения нового материала.

Способность к рефлексии

На вопрос, имеет ли каждый человек такую способность, нельзя ответить утвердительно. Но развить в себе такое качество вполне возможно. По словам А.В.Карпова, если индивид может воссоздавать и подвергать анализу свои или чужие мысли, выделять в высказывании ключевые моменты и их последовательность, а затем их объективировать, то у него развита эта психологическая установка.

Что же на самом деле влияет на способность человека к рефлексии? Это:

  • умение находить выход из сложных ситуаций;
  • способность решать важные жизненные задачи;
  • желание переосмысливать свое поведение.

Развитие рефлексии

Развить в себе рефлексию может тот, кто стремится к самосовершенствованию. Она возможна при развитии таких навыков:

  1. Осознание того, какое место человек занимает в социальном окружении (самоидентификация).
  2. Умение посмотреть на себя со стороны, глазами окружающих.
  3. Анализ своих действий и качеств, их оценка и сопоставление с уровнем требований современного общества.
  4. Самокритика (умение признавать собственные промахи и недостатки).
Что для вас самое сложное?Самоидентификация33.33%Умение посмотреть на себя со стороны29.17%Сопоставление своих действий с уровнем требований общества 12.5%Самокритика25%Проголосовало: 24

Этапы развития

che.jpegЧеслав МирскийРазвитие многих человеческих способностей начинаются в раннем детстве. Рефлексивная деятельность – не исключение.

Первый этап начинается примерно в 3 года. В этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как субъекта деятельности и пытается всеми для него возможными способами доказать это взрослым. Он только начинает усваивать новые для него правила жизни в социуме. Но пока не может ни оценивать свои поступки, ни анализировать их. Ему пока недоступна самокритика.

Второй этап охватывает период обучения в младшей школе и частично в среднем звене (от 6 до 10 лет). В это время ребенок активно учится и овладевает навыками самоанализа и социальной рефлексии.

Третий этап — возраст с 11 до 15 лет считается подростковым. Это период, когда дети начинают критически относиться к себе: она недовольны своей внешностью, уровнем усвоения знаний. Нервная система подростков отличается неустойчивостью, что выражается в излишней эмоциональности, перепадах настроения. Именно в этом возрасте особенно важно, чтобы взрослые поддерживали своего ребенка. Это способствует адекватному развитию навыков рефлексии.

Четвертый этап – юность, он длится от 16 до 20 лет. Юноши и девушки этого возраста в полной мере проявляют способность к объективной оценке своей деятельности. Эта способность совершенствуется с накопленным опытом по мере освоения новых видов деятельности.

Развитие у взрослых

Недостаток этого явления может проявиться в любом возрасте. Взрослые люди осознают, чего им не хватает. Например, умения сдерживать себя в критических ситуациях или правильно распределять время. Улучшить свои навыки можно. Но это каждодневная работа над собой. Нужно к этому быть готовым.

Если взрослый человек решил самосовершенствоваться, он должен понять, что именно он хочет и почему у него это не получается. Найти причину неудач – половина дела. После теоретической части можно приступать к практической.

Пусть ежедневным ритуалом станет по вечерам анализировать свое поведение в течение дня, а также мысли и чувства. Полезно завести блокнот, куда записывать все положительные и отрицательные моменты прожитого дня.

Перенося в блокнот пережитые негативные ощущения, можно избавиться от страхов или сомнений. Анализируя каждый этап дня, можно скорректировать свои дальнейшие действия, если ситуация будет похожей.

Полезно в мыслях попытаться восстановить неприятную ситуацию. Но ее финал должен быть другим – измененным в лучшую сторону. Важно оценивать также свои положительные качества и поступки, хваля себя за них. Но делать это нужно без фанатизма, иначе можно «поймать звезду» и стать «нарциссом».

Отсутствие рефлексии

Если у человека проблемы с мышлением, восприятием окружающего мира и себя в нем, то говорят, что у него отсутствует рефлексия. В таком случае он может воспринимать окружающее как опасность для себя и пытаться всеми способами защититься от всех и вся. Часто такие люди становятся закрытыми для своих близких. Попытки других людей (родственников, психологов, учителей) помочь им терпят неудачу.

Иногда у человека может возникнуть ощущение пустоты, депрессивное настроение. Он становится пассивным, отрешенным от внешнего мира. У него отсутствуют всяческие интересы и мотивы.

В современной педагогике есть мнение, что человек с отсутствующей рефлексией не может быть полноценным субъектом процесса обучения. Поэтому в таком случае говорить о личностно ориентированном воспитании и обучении нельзя. В связи с этим остро встает проблема еще с начальной школы обращать внимание на развитие у детей способности к рефлексии.

Примеры рефлексии из жизни

Самый простой пример: поведение разных людей в очередях. Для одних это пытка, для других – нормальное времяпрепровождение, общение с окружающими. При виде очереди каждый решает для себя, будет ли он стоять или уйдет. Но среди тех, кто будет стоять, есть слишком агрессивные, эмоциональные, а есть тихие, незаметные.

При высоком уровне рефлексии человек не будет в своих неудачах обвинять внешние обстоятельства.

Другой пример рефлексии: учитель анализирует проведенный урок. Это нужно для улучшения качества обучения. Не всегда удается воплотить все задуманное за 45 минут. Поэтому использование разных методов и приемов позволит в будущем избежать ошибок.

che.jpegЧеслав МирскийВажно обращению к рефлексии нужно учить и детей. Ребенок должен понимать, какие знания ему пригодятся в будущем. Если он научится правильно оценивать свои действия, то обучение станет интереснее. Человеку свойственно совершать ошибки. Рефлексия помогает сделать так, чтобы их было меньше. Рефлексируя, человек внутренне растет, совершенствуется. Для этого не нужно скрываться от внешнего мира. Следует анализировать действия, эмоции, искать причины конфликтов и делать правильные выводы.Читайте также2a2e177a91b4f2a_225x150.jpg
Что такое девиантное поведение и как оно проявляется
6 37619b8debcbf48_225x150.jpg
Как лечить невроз гортани
bc1bafc7c219acb_225x150.jpg
Что такое невралгия тройничного нерва и чем ее лечить
Используемые источники:
  • https://psychologist.tips/2386-refleksiya-chto-eto-v-psihologii-opredelenie-i-formy.html
  • https://psylogik.ru/40-refleksija-chto-jeto-takoe.html
  • https://eustress.ru/nevroz/refleksiya

Скажите что-нибудь