Что такое рефлексивная оценка

Опубликовано 15.03.2017 — 19:30 —

В статье рассказывается о тех методах и приёмах рефлексии, которые оптимальнее всего использовать на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
x-office-document.pngrefleksiya.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексивная техника оценивания

Оценивание — это неотъемлемая часть преподавания. Нет единицы для сравнения, эталона, с помощью которого можно было бы измерить и объективно оценить знания учащихся. Поэтому учитель не в состоянии правильно и беспристрастно оценить знания и труд ученика. Какова же оценочная система в современной школе?

Рефлексия –(reflexio –обращение назад) – способность человека  взглянуть на себя со стороны. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика. При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1)       физическую (успел – не успел);

2)       сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);

3)       интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4)       духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Таким образом, рефлексия может:

1)       выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);

2)       отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

3)       быть средством самопознания.  

Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.

 Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

 Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

 Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.

 Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

Возможные приёмы и методы рефлексии:

1. ПРИЁМ “РЮКЗАК”

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть — зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход».

Пример.

  • я научился составлять план текста
  • я разобрался в такой-то теме
  • я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.

2.ПРИЁМ «ДО-ПОСЛЕ»

Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.

Формирует:

  • умение прогнозировать события;
  • умение соотносить известные и неизвестные факты;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполянется часть «До», в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть «После» заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Далее ученик сравнивает содержание «До» и «После» и делает вывод.

Пример.

Вопрос «Чем дышат насекомые?»

«До» -Я думаю, что насекомые дышат с помощью трахей, так как хитиновый покров не позволяет дышать кожей.

«После» —Насекомые дышат ….

Вывод. Я прав (не прав), так как …

3.ПРИЁМ «МЫСЛИ ВО ВРЕМЕНИ»

Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.

Учитель называет ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые «приходят в голову» и связаны с заданным словом. По истечении времени. Ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.

  • Почему я записал именно эти слова?
  • О чем я думал, когда писал эти слова?
  • Чтобы я хотел в записях изменить?
  • Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?

4. ПРИЁМ “РАЙТИНГ”

Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником.

Формирует: умение объективно и регулярно оценивать свой труд.

Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.

Пример 1.

Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.

5. ПРИЁМ «ТЕЛЕГРАММА»

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

6. ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ

Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…  А особенно удалось…

Что я получил от этого дня (урока, праздника)?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учит6еля?

7. «ПОЧТА»

В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке.  «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.

8. «ТАБЛИЧКА»

Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии: Понятие-Знал-Узнал-Хочу узнать

9. ВОПРОСЫ

Задаются учителем  в конце урока с целью содержательной рефлексии:

  • Как бы вы назвали урок?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Зачем мы сегодня на уроке…?
  • Какова тема сегодняшнего урока?
  • Какова цель урока?
  • Чему посвятим следующий урок?
  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
  • Что для тебя было легко (трудно)?
  • Доволен ли ты своей работой?
  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

10. ДИСКУССИОННАЯ КАРТА

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагается ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

      «V» — ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

 «W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный

 «| »  — ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

 «+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный

 «0» — не ответил.

11. «КОМПЛИМЕНТ»

Чтобы закончить урок на положительной ноте, учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

12. «РЕФЛЕКСИВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ»

Можно использовать как длядомашних заданий, так и для работы (5-7 минут) в классе.

Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:

·         Сначала мы рассуждали так…

·         Потом мы столкнулись с проблемой

·         Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….

·         Мы увидели (поняли)…Значит…

·         Теперь мы будем…

Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

 — Что я делаю?

 — С какой целью?

 — Каковы результаты моей деятельности?

 — Как я этого достиг?

 — Можно ли сделать лучше?

 — Что я буду делать дальше?

 Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЦЕНОЧНЫЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ (таблицы, методика оценивания и техника выполнения контрольных испытаний – тестов, сценарий )

Данная разработка составлена на основе многолетних наблюдений и исследований по показателям физической подготовленности учащихся 2-11 классов. Для определения уровня физической подготовки у школьников…

picture-270049-1384385234.jpgРефлексивный отчет по использованию модуля программы «Оценивание обучения и оценивание для обучения»

В Программе курсов повышения квалификации педагогических кадров РК отражены 7 модулей, которые нацелены на формирование у учеников навыков обучения тому, как обучаться и как стать независимыми, самомо…

Рефлексивный отчет «Оценивание применения опроса учащихся»

Изучив тему о диалоговом обучении, я всерьез задумалась: «А правильно ли я веду урок!» Придя на урок, начинаю подготавливать класс к рабочей обстановке, потом объявляю тему урока, сообщаю цели, спраши…

Интересные техники оценивания учащихся

Как нестандартно и интересно оценить ответ ученика? Ответ на этот вопрос немного приоткроет данная презентация….

Методическая разработка плана-конспекта урока с использованием техники формирующего оценивания

В данном плане-конспекте урока представлены техники формирующего оценивания, как способ проверки готовности учащихся в основному-констатирующему….

Волейбол. Технология оценивания техники.

Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Как и всякий урок, урок физической культуры, занятие по волейболу, подразумевает оценивание з…

Техники оценивания на уроках математики в 5-6 классах

Техники оценивания на уроках математики в 5-6 классах…

  • Мне нравится
 

Что такое рефлексия и рефлексивность

«Reflecto» в переводе с латыни – «возвращение назад». Этот же термин на французском звучит как «reflexio»и и означает «обдумывание, размышление».

Изначально понятие рефлексии появилось в философии как инструмент наблюдения за внешним миром и способом познания человеческого бытия. Через анализ явлений, происходящих в природе и обществе, личность познает себя, ищет пути для выживания и самосовершенствования. Сегодня процесс рефлексирования изучается и используется в других отраслях, в социологии и психологии.

Рефлексия — это взгляд человека внутрь себя, анализ своих мыслей и действий и их переосмысление.

Но процесс этот не бездумный, а основанный на полученных знаниях и опыте, рассмотренный через собственные ошибки. Кроме того, в социологии это способность оценивать других людей, проводить сравнения между ними и собой.

Рефлексивность – это способность анализировать самого себя, выявлять мотивы собственных поступков с включением:

  • прошлых действий и событий;
  • успешных или неудачных результатов деятельности;
  • эмоционального состояния;
  • меняющихся во времени черт личности, характера.

Какая бывает рефлексия и зачем она нужна?

Рефлексия помогает осмысливать свои поступки, лучше понять себя и окружающих. Это позволяет человеку расти над собой, исправлять недостатки и развивать свои лучшие качества. В то же время рефлексия способна приносить страдания, если человек рефлексирует из-за неприятных событий и раз за разом испытывает негативные эмоции.

Выделяют разные виды рефлексии. Например, эмоциональная, интеллектуальная или личностная рефлексия — то есть познание особенностей своей личности, умственных способностей, переживаний. Научная рефлексия — это критическое исследование научного знания и методов. Философская рефлексия — размышления о смысле человеческого существования, об основах культуры.

Рефлексия в психологии

Признаком зрелой личности является способность принимать ответственность за свои поступки и ту жизнь, которую она имеет. Если человек постоянно винит в происходящем с ним окружающих и обстоятельства, он считается слабым. Поменять свое мировоззрение бывает сложно.

Как раз для таких целей и используется рефлексия в психологии. Как отдельная, самостоятельная тема в психологии, рефлексия выделена А. Буземаном. Этот ученый предположил, что данный процесс не что иное, как перемещение обстоятельств внешнего мира на себя.

В Российской науке проблемы рефлексии исследовали такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник. По их мнению, основой понятия является мышление, ведущие к самопониманию, способность найти мотивацию своих действий, ответы на вопросы о личностных характеристиках. Ученые впервые обозначили рефлексию как возможность «узнать истину про самого себя».

Сегодня рефлексия в числе основных направлений в психологии, используемых для расширения сознания клиента. К примеру, если человек находится в состоянии стресса по причине негативных ежедневных мыслей, но не понимает этого, то избавиться от плохого настроения ему не удастся. Прекратить страдание в данном случае можно только поняв глубинную причину упаднического настроя, и, определив шаги по ее устранению.

  1. Самоощущение человека в текущий момент времени. Что он испытывает: гнев, страх, стыд, вину, обиду и т.д.

  2. Слабое место в самосознании, которому причинен вред в результате произошедших событий. К примеру, завышенные ожидания относительно поведения супруга, других членов семьи, которые привели к появлению обиды.

  3. Возможность использования ситуации, а также возникших трудностей с выгодой для себя.

Психологическая рефлексия функционирует в следующих направлениях:

  • Контроль сознания, включающий в себя осознание собственных мыслей и поступков, действий. Формирование логичности мышления.
  • Понимание своих сильных и слабых сторон — самокритика. Умение признать взаимосвязь между происходящими событиями, успехами, неудачами и произведенными действиями.
  • Нахождения ключей к решению сложным проблем и задач. Умение планировать свои шаги к достижению целей.
  • Избавление от разрушительных, деструктивных установок и мыслеформ.
  • Нахождение возможностей для принятия продуманных, верных, полезных решений.
  • Аккумуляция и выявление латентных способностей, талантов и ресурсов.

Рефлексия и рефлексировать. Примеры употребления

Синонимы к слову рефлексировать — анализировать, размышлять, раздумывать, копаться в себе, заниматься самоанализом, осмысливать.

Есть чувства и мысли, которые никак не поддаются рефлексии, даже у человека, как я, изуродованного ею. Л.Н. Толстой. Записные книжки (1853-1857)

— У вас рефлексия берет верх над природой и страстью, — сказал он, — вы барышня, замуж хотите! И.А. Гончаров. Обрыв (1869)

Совершенно согласен с Вами, что чрезмерная рефлексия — вещь опасная, но что же делать. В.Г. Короленко. Письма (1887)

Мне слабо верилось, что за ореховыми панелями, в полированной поверхности которых отражался огонек сигары Чапаева, спит красная солдатня, но я старался не рефлексировать по этому поводу. Виктор Пелевин. «Чапаев и пустота» (1996)

Если в момент секса рефлексировать о том, что секс так или иначе закончится, — у тебя обвиснет. Сергей Шаргунов. «Ура!» (2003)

Травматолог сразу догадался, что пациент попался рефлексирующий, нервный, даже истеричный. Маша Трауб. «Бриллиантовые руки» // «Огонек», 2014

Рефлексировать — это думать, логически размышлять, анализировать действия и поступки, познавать самого себя.

Стоит ли понимать свою личность? Конечно, да. Если человек не разобрался в себе, он ведом другими и проживает чужую жизнь. Низкая самооценка, комплексы, чувство вины сидят глубоко внутри и мешают дальнейшему развитию. Их нужно найти и обезвредить.

Рефлексируя, мы учимся:

  • Рационально думать.
  • Останавливать мыслительный «мусор».
  1. Следует обдумать мотивы поступков, а не сами поступки. К примеру, супруг изменивший жене, может осознать свое предательство и поклясться больше так не делать. Но если мужчина не поймет, что толкнуло его на измену, никакая сила от повтора ошибки его не удержит, поскольку мотивы потребности в походе «налево» останутся не проработанными.

  2. «Пилить опилки», как говорил Д. Карнеги. Это значит постоянно перемалывать в голове прошлые грехи и неудачи, придумывая возможно иные последствия того, что уже свершилось. Что было, того уже нет, думайте о текущем моменте, стройте планы на будущее.

  3. Культивировать чувство вины. Да, ошиблись, да получили за это свой урок. Нет смысла ругать себя за то, что исправить уже нельзя. Все не без греха.

  4. Отвечать за весь мир. Процессы в мире происходят и помимо нашей воли. Не следует брать на себя ответственность за то, на что мы не в силах повлиять.

Если следовать изложенным правилам, то рефлексировать не только можно, но и полезно.

Понятие саморефлексии

Саморефлескию часто отождествляют с рефлексией. Отчасти это верно. Разница между понятиями в том, что приставка «само» свидетельствуют об отражении самого себя, а не только внешнего мира, событий и других людей.

Молодые люди поступают на обучение престижным профессиям, а душа тянется к творческим изыскам. В результате профессия не приносит удовлетворения, зато родители довольны! Человек проживает не интересную жизнь, подавляя имеющиеся таланты.

Есть и другая сторона. В гипертрофированных случаях, человек постоянно прислушивается к эмоциям. Он зацикливается на личностных переживаниях и становится невротиком, не видя внешнего мира, который прекрасен. Человек перестает получать удовольствие от жизни, постоянно анализируя собственное состояние.

Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела. Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания).

Зафиксированы случаи, когда женщины находят у себя все признаки беременности, а разубедить в этом их способны только результаты повторных лабораторных обследований (например, УЗИ). Конечно, если есть подозрения на заболевание, необходимо пройти медицинский осмотр. Но когда человек понимает, что его опасения надуманны, следует уходить от сосредоточения на личных ощущениях, игнорировать их.

Формы и виды рефлексии

Мы описали рефлексию как сложный процесс, направленный и внутрь себя, и во внешний мир, приводящий к выгоде для личности, или, напротив к ее разрушению. Рассмотрим какие формы и виды самоанализа существуют в психологии.

С точки зрения влияния на дальнейшее состояние человека:

  • Правильный конструктивный самоанализ, позволяющий разобраться в себе, сделать логичные выводы и не наступать повторно на знакомые грабли.
  • Вредный деструктивный самоанализ, приводящий к невротическим расстройствам и глубокому зацикливанию на проблемах, зачастую мнимых. В таких ситуациях культивируется чувство вины, беспомощности и безысходности. Человек нуждается в помощи специалиста.

С учетом временных периодов рефлексия бывает:

  • Событийная или ситуационная. Индивид проводит анализ проблемы, имеющей место в настоящем времени, «здесь и сейчас».
  • Ретроспекционная, обращенная в прошлое. Человек оценивает уже минувшие события и свои действия, делает выводы об их правильности и своевременности.
  • Перспективная, обращенная к будущим событиям. Индивидом планируются дальнейшие действия и события, исходя из самоанализа.

Исходя из объекта исследования процесс можно разделить на такие формы как:

  • Саморефлексия, обращение к собственному внутреннему миру, личным переживаниям и эмоциям.
  • Коммуникативная. При этой форме размышления посвящены другим людям, взаимодействию с друзьями, родственниками, коллегами. Человек пытается проанализировать отношения и взаимодействия.
  • Саногенная – разновидность самоанализа, при котором осуществляется предметное изучение сильных эмоций, поиск средств для минимизации или исключения излишних страданий и переживаний.
  • Интеллектуальная. Внимание личности сосредоточено на применении знаний, навыков, возможностях их использования в материальном мире.

Сочетание форм рефлексии в заданных условиях дает наилучшие результаты, всегда необходимо комбинировать способы анализа под конкретную ситуацию.

Как развить рефлексию

Лучший способ приобрести какой-либо навык – это начать его практиковать. Для развития рефлексии нужно начать ей заниматься.

Как это делать?

  • Пытайтесь понять какие чувства вы испытываете в текущий момент. Привычка внимательно относится к возникающим радости, гневу, тоске и связывать их с происходящими событиями или коммуникациями с определенными людьми.
  • Отслеживайте истории, в которых реагируете слишком резко, болезненно. Если определенные события задевают особенно сильно, нужно понять, что является спусковым крючком.
  • Если заметили, что в процессе обдумывания чего-либо испытали тоску, тягостные эмоции, то лучше самокопание прекратить и вернуться к истокам проблемы чуть позже. Высокочувствительным людям без помощи специалиста не обойтись.
  • Откажитесь от тотального контроля действительности. Рефлексия не повод раскладывать материальный мир по полочкам. Дайте возможность жизни течь и вне вашего участия.
  • Вечером можно «прокрутить» в голове прожитый день, все его плюсы и минусы, сформировать планы на завтра.
  • Для развития рефлексии возьмите за правило размышлять систематически над любым интересным Вам явлением или объектом.

После получения навыков рефлексии, можно задать себе несколько вопросов и дать на них честные ответы:

  • Подумайте, есть ли что-то в прошлом, к чему бы стоило вернуться и пытаться начать заново. Это может быть семья, работа, увлечения, друзья и т.д. Иногда возврат к прошлому означает начало нового этапа.
  • Четко установите для себя, что приносит удовольствие и делает счастливым. Это и будет стратегической целью, которой следует посвятить дальнейшую жизнь.
  • Если та точка, в который Вы находитесь сейчас не устраивает, определите действия, которые нужно предпринять для выхода из нее. Не скатывайтесь к самобичеванию или списанию всех проблем на внешние обстоятельства.
  • Правдиво ответьте себе на вопрос, что Вы делаете неправильно. Не следует заламывать руки с вопросом: «за что мне это?». Примите ответственность за неудачи на свой счет. Где была ошибка, недоработка? Правда может неприятной, не без нее сложно что-то поправить.
  • Если в вопросе Вы потерпели неудачу, проанализируйте, все ли возможное было предпринято или можно попробовать что-то еще.
  • Анализируйте поступки с точки зрения достижения цели. Это не значит, что нельзя быть спонтанным и нужно продумывать каждый шаг. Однако в условиях дефицита времени расстановка приоритетов становится необходимой.

Есть мнение, что цель жизни в самой жизни, получении от нее удовольствия и тех вещей, которые соответствуют нашим внутренним потребностям. Рефлексируйте с умом, добивайтесь желаемого и будьте счастливы!

рефлексиясуществительное

Словарь Ушакова

рефлексия

рефлексия, рефлексии, мн. нет, жен. (лат. reflexio — отклонение; Размышление).

1. Отражение света на поверхности предмета (физ.).

2. Размышление, внутренняя сосредоточенность, склонность анализировать свои переживания (псих.). В характере шекспировского Гамлета рефлексия преобладает над действием.

Культурология. Словарь-справочник

рефлексия

(лат.reflexio – обращение назад)

1) размышление, самонаблюдение, самопознание;

2) (филос.) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Педагогический терминологический словарь

рефлексия

(от позднелат. reflexio — обращение назад, рефлексия)

1. размышление, самонаблюдение.

2. В философии — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов. По мере развития цивилизации мышление становится все более и более логичным. Это объясняется тем, что традиционный материал, передаваемый каждому индивидууму, полнее и тщательнее продуман и разработан. Желание понимать свои собственные чувства и действия и разъяснить себе тайны мира обнаруживается очень рано; на всех ступенях культуры человек начинает размышлять о мотивах своих поступков. Однако для многих из этих поступков не может существовать никаких сознательных мотивов. Именно поэтому для обычных действий подыскиваются вторичные объяснения, совершенно не касающиеся их исторического происхождения, но представляющие собой выводы, основанные на имеющихся у данного народа общих знаниях. Существование таких вторичных объяснений является одним из важнейших антропологических явлений. Тем не менее, очень многие люди сначала совершают поступки, а затем пытаются их оправдать. Обучение Р. чрезвычайно важно для решения задач умственного воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 239)

важный механизм продуктивного мышления; особая организация процессов понимания происходящего в широком системном контексте (включающая оценку ситуации и действий, нахождения приемов и операций решения задач); процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида и других людей, включенных в решение задач. поэтому рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане (переживание, самоотчет одного индивида), так и во внешнем (как коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения).

Кроме того, рефлексия может быть направлена на предмет деятельности, на саму деятельность, на действия или индивида, или других людей, на их взаимодействия.

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. — Новосибирск, 2001. С. 132)

Словарь лингвистических терминов

рефлексия

1. (поз.-лат. reflexio обращение назад)

Размышление, самонаблюдение; осмысление собственных действий;

в лингвистике: языковая Р. – осмысление собственной речевой деятельности.

2. Тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В Новейшем словаре иностранных слов и выражений (2002) рефлексия трактуется как размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление человеком собственных действий и их законов [с. 700]. Как специальная проблема, рефлексия изучается более двух тысяч лет. Ее изучение восходит к античной философии.

Ученые по-разному трактовали рефлексию:

1) Сократ акцентировал в качестве исходных задачи самопознания;

2) Платон и Аристотель трактовали рефлексию как атрибут божественного разума, через который в его совокупности с мышлением проявляется единство мыслимого и мысли;

3) в средние века рефлексию рассматривали как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его «умной энергии»;

4) у Декарта рефлексия выступает как основной методологический принцип философии, нацеленный на переход к предметному рассмотрению сознания, наряду с переходом к самопознанию, т.е. к саморефлексии. Считалось, что в таком случае человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, являющегося центром окружающего мира;

5) в истории рефлексии как особого понятия выделяются: эмпирическая, логическая, трансцендентальная и абсолютная стадия эволюции:

а)эмпирическая рефлексия связана с именем Локка, она носит чувственный, эмпирический психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта;

б)логическая рефлексия была обоснована Лейбницем, который, анализируя различение умопостигаемого и чувственного мира, рассматривал рефлексию как интеллектуальный процесс, связанный со всеобщим знанием и всеобщими истинами;

в) трансцендентальная рефлексия синтезировала логическую и эмпирическую трактовки в трансцендентальном единстве апперцепции: Я мыслю. Кант писал о том, что рефлексия есть такое состояние души, при котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия;

г) у Гегеля рефлексия представляет собой абсолютную негативность. Абсолютная трактовка рефлексии – первая критика философии рефлексии. В движении к всеобщему рефлексия снимает свои собственные моменты. Действительным субъектом рефлексии становится понятие, которое как полагает, так и снимает моменты рефлексии;

6) феноменологический метод Гуссерля ориентировался на исследование интенциональной структуры сознания;

7) в конце 19 в., в 20 в. появляются критика и возможные варианты преодоления философии рефлексии (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.);

8) в психологии и социологии были предложены специфические версии. В психологии рефлексия – процесс самопознания индивидом внутренних состояний и актов;

9) в социологии и социальной психологии рефлексия выступает: как знание и понимание субъектом (социальным актором) самого себя; осознание им того, как он оценивается другими индивидами – то, что изучается концепцией «отраженного», или «зеркального» Я; способность мысленного восприятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет рефлексии (предмет изучения феноменологической социологии, этнометодологии и др.). В данном случае рефлексия понимается как процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции);

10) в теории дискурс-анализа разработана теория символического интеракционизма; интеракционизм, коммуникация, культура – взаимосвязанные компоненты теории, так как отношение между коммуникацией и культурой указывает на взаимосвязь различных информационных средств и структур, коммуникативных систем, форм культуры и идеологии определенного исторического периода и реального жизненного опыта, переживаний участников интеракции;

11) в литературоведении учение о рефлексии имеет принципиальное значение для анализа поведения героев, персонажей художественных произведений;

12) в критике языка понятия рефлексия и саморефлексия языковой системы являются составной частью учения о языке;

13) изучение синергетических процессов в языковой системе, а также в лингвистике может оказаться перспективным в случае использования философии рефлексии;

14) одним из объектов исследования истории и философии науки, в частности, истории и философии языкознания является рефлексия как тип научного мышления и, в частности, как тип лингвистического мышления;

в плане современной научной методологии возможна разработка рефлексии как метода общенаучного и частного исследования.

Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология

рефлексия

Тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» (2002) рефлексия трактуется как размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление человеком собственных действий и их законов» [с. 700]. Как специальная проблема, рефлексия изучается более двух тысяч лет. Ее изучение восходит к античной философии. Ученые по-разному трактовали рефлексию:

1) Сократ акцентировал в качестве исходных задачи самопознания;

2) Платон и Аристотель трактовали рефлексию как атрибут божественного разума, через который в его совокупности с мышлением проявляется единство мыслимого и мысли;

3) в средние века рефлексию рассматривали как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его «умной энергии»;

4) у Декарта рефлексия выступает как основной методологический принцип философии, нацеленный на переход к предметному рассмотрению сознания, наряду с переходом к самопознанию, т.е. к саморефлексии. Считалось, что в таком случае человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, являющегося центром окружающего мира;

5) в истории рефлексии как особого понятия выделяются: эмпирическая, логическая, трансцендентальная и абсолютная стадия эволюции: а) эмпирическая рефлексия связана с именем Локка, она носит чувственный, эмпирический психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта; б) логическая рефлексия была обоснована Лейбницем, который, анализируя различение умопостигаемого и чувственного мира, рассматривал рефлексию как интеллектуальный процесс, связанный со всеобщим знанием и всеобщими истинами; в) трансцендентальная рефлексия синтезировала логическую и эмпирическую трактовки в «трансцендентальном единстве апперцепции»: «Я мыслю». Кант писал о том, что рефлексия есть такое состояние души, при котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия»; г) у Гегеля рефлексия представляет собой абсолютную негативность. Абсолютная трактовка рефлексии – первая критика философии рефлексии. В движении к всеобщему рефлексия снимает свои собственные моменты. Действительным субъектом рефлексии становится понятие, которое как полагает, так и снимает моменты рефлексии;

6) феноменологический метод Гуссерля ориентировался на исследование интенциональной структуры сознания;

7) в конце 19 в., в 20 в. появляются критика и возможные варианты преодоления философии рефлексии (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.);

8) в психологии и социологии были предложены специфические версии. В психологии рефлексия – процесс самопознания индивидом внутренних состояний и актов;

9) в социологии и социальной психологии рефлексия выступает: как знание и понимание субъектом (социальным актором) самого себя; осознание им того, как он оценивается другими индивидами – то, что изучается концепцией «отраженного», или «зеркального» Я); способность мысленного восприятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет рефлексии (предмет изучения феноменологической социологии, этнометодологии и др.). В данном случае рефлексия понимается как процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции);

10) в теории дискурс-анализа разработана теория символического интеракционизма; интеракционизм, коммуникация, культура – взаимосвязанные компоненты теории, так как отношение между коммуникацией и культурой указывает на взаимосвязь различных информационных средств и структур, коммуникативных систем, форм культуры и идеологии определенного исторического периода и реального жизненного опыта, переживаний участников интеракции;

11) в литературоведении учение о рефлексии имеет принципиальное значение для анализа поведения героев, персонажей художественных произведений;

12) в критике языка понятия рефлексия и саморефлексия языковой системы являются составной частью учения о языке;

13) изучение синергетических процессов в языковой системе, а также в лингвистике может оказаться перспективным в случае использования философии рефлексии;

14) одним из объектов исследования истории и философии науки, в частности, истории и философии языкознания является рефлексия как тип научного мышления и, в частности, как тип лингвистического мышления; в плане современной научной методологии возможна разработка рефлексии как метода общенаучного и частного исследования.

Криминалистическая энциклопедия

рефлексия

(позднелат. reflexio — обращение назад)

обращенность сознания человека на самого себя, свой внутренний мир, на свои качества, состояние, на самонаблюдение и самопознание. Когда Р. касается предмета совместной деятельности, развивается особая ее форма — предметно-рефлексивные отношения. В криминалистике они ел ужат базой для предвидения поведения и действий участников уголовного процесса, противостоящих расследованию, а также основанием для разработки и выбора тех или иных тактических приемов, определения направлений розыска лиц и предметов и т. п.

Тезаурус русской деловой лексики

рефлексия

Syn:размышление, дума

Энциклопедический словарь

рефлексия

(от позднелат. reflexio — обращение назад),

  1. размышление, самонаблюдение, самопознание.
  2. В философии — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Словарь Ожегова

рефлексия

РЕФЛЕКСИЯ, и, ж. (книжн.). Размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. Склонность к рефлексии.

| прил. рефлексивный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

рефлексия
  1. ж. Склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии.
  2. ж. То же, что:рефлекс (2*).

Словарь медицинских терминов

рефлексия

форма теоретической деятельности, заключающаяся в осмыслении собственных психических процессов (эмоций, влечений, мыслей и др.) или действий.

Большая Советская Энциклопедия

рефлексия

(от позднелат. reflexio ≈ обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание Р. определено предметно-чувственной деятельностью: Р. в конечном счёте есть осознание практики , предметного мира культуры. В этом смысле Р. есть метод философии, а диалектика ≈ Р. разума.

Добавить свое значениеПредложите свой вариант значения к слову рефлексия

Значения слов синонимов к слову рефлексия

Синонимы к слову рефлексия

  • дума
  • медитация
  • мысль
  • мышление
  • помысел
  • раздумье
  • размышление
  • самоанализ
  • самонаблюдение
  • самопознание
  • ум
  • философствование
  • дум
  • думы
  • мыслей
Все синонимы к слову рефлексия

Ударение в слове рефлексия

Больше информации о слове рефлексия

Используемые источники:
  • https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2017/03/15/refleksivnye-tehniki-otsenivaniya
  • https://home-teplo.ru/takoe-refleksivnaya-otsenka/
  • https://znachenie-slova.ru/рефлексия

Скажите что-нибудь