Что такое профессиональная деформация

ТолкованиеПеревод
Профессиональная деформация
b>Профессиональная деформация(от лат. deformatio)  — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности, и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.

В научной и специальной литературе нет единого подхода к определению содержания понятия «профессиональная деформация». Трудности раскрытия ее природы обусловлены, прежде всего, сложностью структуры и многообразием связей между формами проявления деформации в процессе профессиональной деятельности и их личностной сущностью.

Впервые термин «профессиональная деформация» ввел Питирим Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Профессиональную деформацию описывали в своих работах такие ученые, как С. Г. Геллерштейн (1930), А. К. Маркова (1996), Э. Ф. Зеер (1999, 2003). Профессор Р. Конечный и доктор М. Боухал (60-е годы ХХ века) считали, что склонность к деформации наблюдается у определенных профессий, «представители которых обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью».

Связь с профессией

Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, руководители, депутаты, социальные работники, педагоги, медики, продавцы, сами психологи.[1] Для них профдеформация может выражаться в формальном, функциональном отношении к людям.[2] Как в сфере социономических профессий, так и в технических профессиях профдеформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей — в авторитарности и категоричности суждений; у психологов, психотерапевтов — в стремлении манипулировать другим человеком, навязывать определенную картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека; у программистов — в тенденции искать ошибки в различных жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации.[3]

У управленцев профессиональная деформация может проявляться как рост агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, приводя к падению (или утрате) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию, вплоть до потери вкуса к жизни.[2]

Проявления

Частными случаями, способами проявления профессиональной деформации являются: административный восторг, синдром эмоционального «выгорания», управленческая эрозия.[2]

Выделяют несколько способов систематизации проявлений деформации личности:

  1. Первая систематизация
    1. Должностная деформация — руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное. Встречается чаще всего.
    2. Адаптивная деформация — пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения. При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.
    3. Профессиональная деградация — крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.
  2. Систематизация Эвальда Фридриховича Зеера:
    1. Общепрофессиональные деформации — деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов — синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).
    2. Специальные профессиональные деформации — деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя — правовая подозрительность; у оперативного работника — актуальная агрессивность; у адвоката — профессиональная изворотливость; у прокурора — обвинительность.
    3. Профессионально-типологические деформации — деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате — складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:
      1. Деформации профессиональной направленности личности — искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям
      2. Деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей (организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и других) — комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм.
      3. Деформации, обусловленные чертами характера — ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность.
    4. Индивидуальные деформации — деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций (сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, и другие).

Причины

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, — это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности. Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

Стереотипы

  1. Стереотип «начальник должен быть жестким, твердым, настойчивым» меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя ее на режим угрозы наказанием за проступок, приказное общение.
  2. Стереотип «начальник всегда прав» отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.
  3. Стереотип догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведет к внутриличностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому.
  4. Стереотип «маленького человека» ведет к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.
  5. Стереотип «оптимального» ролевого поведения часто выступает как механизм приспособительного поведения к определенным служебным ситуациям и конкретным профессиональным действиям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для получения показаний от подозреваемого и т. д.
  6. Стереотип «нахождения виновного» оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т. п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективности деятельности уходит на задний план, и ее недостатки не вскрываются.

В обыденной речи

В общем, не профессиональном словоупотреблении термин профессиональная деформация используется в более слабом смысле, указывая (нередко с иронией) лишь на некое влияние профессиональных привычек на поведение людей в частной жизни, перенос специфически профессиональных стереотипов и установок на поведение вне работы.

13-ый СанЪ: Суть термина «Профессиональная деформация личности» мне была непонятна в полной мере даже после выступления на конференции в академии с данной темой. Но когда пришедший ко мне в гости друг-фотограф на мою просьбу «снять куртку» в прихожей, взял и сфотографировал ее(!), — все сразу же встало на свои места…http://bash.im/quote/395628

Профилактика и преодоление

Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Необходимо осваивать техники управления сознанием, развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой, укреплять силу воли, а главное, не зацикливаться на стереотипах, стандартах, шаблонах и действовать по ситуации, в реальном времени, исходя из непосредственных условий.

Примечания

  1. См. проф-деформация у прокуроров или у других лиц.
  2. 123Управление персоналом. Словарь-справочник
  3. Психология профессионализма // Маркова А. К. «Знание», 1996

Литература

  • Психология профессионализма // Маркова А. К. М.: «Знание», 1996
  • Профессиональная деформация личности // Безносов С. П. СПб.: Речь, 2004. — 272с ISBN 5-9268-0258-X
  • Зеер Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1997

Ссылки

Другие книги по запросу «Профессиональная деформация» >>

Профессиональная деформация – что это такое простыми словами

Профессиональная деформация (с лат. deformatio — «искажение»)личностное когнитивное искажение, которое развилось вследствие особенностей и области профессиональной деятельности.

Деформация берет свое начало в рабочей обстановке, в которой индивид пребывает в течение длительного периода времени и отражается на всех аспектах личности, включая:

  • мировосприятие;
  • черты характера;
  • жизненные приоритеты;
  • сферу коммуникации;
  • поведенческие паттерны.

Под влиянием факторов профессии, индивидом вырабатываются обязательные правила поведения в трудовой атмосфере, которые в дальнейшем выходят за рамки работы и начинают проявляться в поведении в обыденной обстановке.

Причины возникновения профдеформации

Несмотря на то, что восприятие атмосферы субъективно для каждого работника, существуют общие для всех причины, которые могут стать следствием развития искажений. К ним относят:

  • Повышенную рабочую нагрузку и слишком высокие требования управляющих. Работа без выходных, ненормированный рабочий день, задания на дом или невозможность взять отпуск негативно сказываются на психологическом здоровье каждого.
  • Отсутствие адекватной нагрузки. Чувство вседозволенности и отсутствие дисциплины среди сотрудников столь же пагубно, как и обратное.
  • Плохие условия труда. Случаи превышения полномочий со стороны начальства, отсутствие комфорта, плохая координация отделов или ограничение личностного пространства вызывают нервозность и раздражительность сотрудников.
  • Отсутствие мотивации работать. Причины этому могут быть разные. К примеру, некомпетентность сотрудников и начальства или недостаточная заработная плата.
  • Неправильно выбранная профессия. Если сфера деятельности не близка и не интересна работнику, тот будет испытывать чувство собственной ненужности и бессмысленности выполнения заданий.

Признаки развития профдеформации

Явные проявления признаков профессиональной деформации идентичны эмоциональному выгоранию индивида:

  • Апатичность и пребывание в депрессии. Работник более не видит смысла в личностном росте, саморазвитии или даже уходе за своим здоровьем и внешностью
  • Постепенное снижение продуктивности и энтузиазма. В работе все чаще начинают появляться ошибки, падает работоспособность и само желание работать.
  • Проявления агрессии. Проходит четкое разграничение личности на модель поведения на работе и вне её. Если во время отдыха, человек может вести себя полностью нормально, иметь хорошее, иногда даже сверх обычного настроение, то на работе он становится максимально раздражителен. Эмоциональные срывы случаются по малейшему поводу, а страдает от них не только индивид, но и его окружение.

Предотвращение искажений

Задача не допустить развитие профессиональных искажений лежит как на плечах работодателя, так и самого работника.

Начальник, со своей стороны, обязан анализировать свое поведение и отношение к подчиненным. Обращать внимание на продуктивность работников, уметь замечать, наблюдается ли тенденция к её возрастанию или снижению.

Мерами по предотвращению деформации может стать расширение или сокращение штата, совместное времяпрепровождение вне работы, мотивирующиепрограммы и системы бонусов.

Поскольку серьезная деформация личности сулит развитие более серьезных психических заболеваний, в первую очередь работник сам должен следить за состоянием своего здоровья.

Предотвратить появление симптомов выгорания может своевременный физический и ментальный отдых и улучшение условий работы своими силами. Если признаки деформации заметны долгое время, может быть поднят вопрос о длительном отпуске или смене работы.

Профессиональная деформация у работников разных сфер

С профессиональной деформацией сталкиваются не все. Наибольший процент людей с такими искажениями насчитывается среди работников системы здравоохранения, служащих уголовно-исполнительной системы, педагогов и полицейских.

Врачам свойственно близко принимать трагедию каждого отдельного пациента. Особенно, если от вмешательства доктора напрямую зависит жизнь больного.

Это является источником постоянного стресса и развития искажений. Медработникам важно понять, что выбор профессии не обязывает их работать сутки напролет, ведь спасти всех людей на Земле не в их силах.

Нужно ценить свою психику и больше отдыхать. Смена в это время не будет пустовать, ответственность за нее возьмет другой врач.

Подход к работе сотрудников судов, следственных изоляторов и полицейских имеет много общего. Перед ними то и дело возникают неразрешимые дилеммы морального характера.

В таком случае правильнее всего работать строго в соответствии с предписанными законами. Важно выработать иммунитет, позволяющий без вреда для психики переносить рабочие моменты так, чтобы они не отражались на личности вне профессиональной деятельности.

Педагоги сегодня как никто страдают от отсутствия должного уважения и достойной оплаты. Это сказывается на поведении внутри коллектива.

Начинается конкуренция за классы, дополнительные часы. Бумажная работа перекладывается с более опытных работников на плечи молодых.

Цените свой и чужой труд, старайтесь решать конфликты в зародыше и не позволяйте особенностям профессии разрушить ваше здоровье.

Замечали ли вы, что некоторые профессии видны невооруженным глазом? Стоит посмотреть на человека с выраженным цинизмом и сарказмом и можно предположить, что перед нами врач. Юрист всегда найдет, что сказать из опыта или припомнит какую-нибудь статью. Учитель старается все как можно подробнее объяснить, научить. Диктор обладает хорошо поставленной, быстрой и четкой речью. Психологи задают много вопросов и хотят как можно глубже вас «копнуть».

Что это такое

К сожалению, часто можно услышать чью-то историю болезни, начинающуюся со слов «Мой отец был военным, потому дома царила жесткая дисциплина…». Но так не должно быть, это и есть пример профессиональной деформации.

Впервые феномен профессиональных деформаций был описан в 60-х годах XX века. Начиналось все с изучения профессии учителя. На сегодняшний день известно, что чаще профессиональные деформации возникают в профессиях типа «человек-человек» (социономических профессиях). Это обусловлено тесным взаимодействием, обоюдным влиянием специалиста и клиентов на личности друг друга.

В таких профессиях отношение специалиста к клиенту должно быть:

  • как к равному участнику взаимодействия;
  • нравственное;
  • уважительное и гуманное;
  • но без лишней жалости и нервозности, чтобы сохранить собственное психическое здоровье.

Еще больше из этой категории деформациям подвержены профессии, которые наделены повышенной властью и слабым контролем, например, врачи, надсмотрщики в тюрьмах.

Профессиональные деформации вытекают из профессиональной адаптации. Так, например, врачу необходимо научиться некой эмоциональной холодности в отношении людей. Но иногда эта холодность поглощает человека, тогда он становится подобием машины (робота) везде, в любых сферах жизни, а не только в профессиональной. Ну, а к пациенту в итоге врач обращается как к объекту, а не субъекту.

Рассмотрим особенности деформаций на примере профессии психолога:

  • отождествление пациентов с их диагнозами и разговоры только в этом контексте («самая странная социофобия на моей практике»), употребление жаргонных слов;
  • общение с клиентами и их родственниками с нескрываемым раздражением, демонстрацией занятости и важности;
  • оскорбления клиентов по их диагнозам, синдромам и симптома («этот психопат»).

Очевидно, что это негативные деформации, не имеющие ничего общего ни с этическим профессиональным кодексом, ни с элементарными нормами общечеловеческой морали.

Можно ли заметить профессиональные деформации? Да, если человек осознает переживания и не заглушает их. Ощущается это как рассогласованность в Я-концепции и во взаимоотношениях с людьми. Если человек говорит от своего лица («Я устал за сегодня»), а не обвиняя других («Меня достали и утомили эти клиенты»), переживает и рефлексирует по этому поводу, то есть шанс выявить деформации и избавиться от них.

Профессиональные деформации не возникают за короткий промежуток времени, на это уходят годы. В результате профессиональной деятельности меняется:

  • активность специалиста;
  • уровень энергетических запасов;
  • активность психомоторных реакций;
  • структура отношений с окружающими людьми;
  • позиция относительно профессиональных вопросов.

Кроме того, меняется устойчивость психики и организма в отношении внешних раздражителей. Отмечается угасание или ослабление позитивных психических свойств. В совокупности это опасно профессиональным выгоранием и профессиональными деформациями личности.

Профессиональные деформации встречаются у всех людей, но не всегда они характеризуются как проблемные и требующие корректировки. Важен уровень выраженности деформаций и их влияние на жизнедеятельность человека как личности, гражданина и члена семьи.

Модель деформаций, или факторы, вызывающие их

На возникновение профессиональных деформаций оказывают влияние как внешние факторы, так и внутренние. К внешним относится все то, что регламентирует профессиональную деятельность:

  • нахождение в какой-либо структуре, иерархии;
  • выполнение обязанностей, социального заказа;
  • инструкции, учебники, методички.

Если специалист принимает инструкции как единственную истину, то тем самым принуждает себя к деформациям и формальному (функциональному) отношению к другим людям (клиентам). При таком дифференцированном отношении к человеку (только в рамках диагностик, методик, классификаций) специалист, естественно, изменяет свое сознание.

В итоге если специалистом руководит только «как надо», «что должно быть», «я лучше знаю», «так должно быть», то сознание его становится неподвижным и стереотипным. Не секрет, что теория всегда очень отличается от практики. И если специалист применяет что-то, не анализируя реальные условия жизни конкретного человека, а слепо следуя учебникам, то тут недалеко не только до профессиональных деформаций личности, но и до непрофессионализма.

Кроме этого, влияют и индивидуально-личностные особенности человека. Вероятность возникновения профессиональных деформаций выше у людей:

  • с неподвижными нервными процессами;
  • узостью профессии и ее культивированием;
  • склонностью к формированию жестких стереотипов поведения;
  • рефлексией;
  • низким уровнем интеллекта;
  • чрезмерной самокритичностью;
  • нравственными пробелами воспитания.

Чем больше человек подвержен созданию и следованию стереотипам, тем сложнее ему усваивать что-то новое, мыслить иначе, видеть проблемы и решать их. Все мировоззрение в итоге вертится только вокруг профессии. Нет других интересов или хобби, а если и есть, то ходит он туда с коллегами и говорит о работе.

Очень часто профессиональным деформациям предшествуют психологические механизмы защиты, которые человек вынужден включать, чтобы сохранить свое «Я». К наиболее популярным механизмам относится:

  • отрицание,
  • вытеснение,
  • проекция,
  • рационализация,
  • идентификация,
  • отчуждение.

Чем выше эмоциональное напряжение на работе, тем больше вероятность развития деформаций. Эмоциональная обстановка в свою очередь очень часто угнетается по мере роста стажа труда.

Деформации могут быть следствием эмоционального выгорания. Это неустойчивое психическое состояние, возникающее на фоне повышенной эмоциональности на работе и сопровождающееся раздражением, тревожностью, перевозбуждением и нервными срывами. Как следствие – усталость от работы, неудовлетворенность, потеря перспектив роста, профессиональные деструкции (деформации) личности.

Виды деформаций

ExternalLink_shutterstock_397276030-730x504.jpg

Принято выделять 3 типа деформаций:

  1. Общепрофессиональные деформации. Возникают под продолжительным влиянием условий труда и особенностей самой деятельности.
  2. Типологические деформации. Возникают в результате взаимного влияния особенностей личности и трудовой деятельности, узкой направленности профессии.
  3. Индивидуальные деформации. Возникают на основе индивидуально-личностных особенностей, интересов, потребностей, способностей, мотивов.

Кроме того, все деформации делятся на деструктивные и конструктивные. Например, усвоение пунктуальности и исполнительности во всем – полезная деформация, но ее переход в педантизм, требовательность (самотребовательность) и раздражение от нерасторопности других – деструктивные деформации.

Существует и еще одна популярная классификация (Э. Ф. Зеер):

  1. Общепрофессиональные деформации. Типичные для какой-либо профессии деформации. Например, подозрительность охранников.
  2. Специальные профессиональные деформации. Изменения в рамках узкой специализации, например, обвинительность прокурора, изворотливость адвоката.
  3. Профессионально-типологические деформации. Комплекс особенностей профессии и личности. В рамках этого можно выделить три группы деформаций: профессиональной направленности (изменение мировоззрения, ценностей, мотивов), способностей (постепенно развиваются синдромы типа превосходства или нарциссизма), черт характера (усиление каких-либо черт, например, властолюбие).
  4. Индивидуальные деформации. Подразумевают развитие под влиянием особенностей профессии сверхкачеств или акцентуаций характера (трудоголизм, сверхобязательность).

Что интересно: деформации могут отражаться не только на личности, но и на человеке как индивиде. Например, спортсмены отличаются физической развитой формой, а военные – идеальной осанкой. Но это скорее положительные деформации. Среди отрицательных можно отметить психосоматические заболевания.

На практике разграничить сферу работы (одних норм) и жизни (других норм) практически невозможно. Потому люди тяжелых профессий (полицейские, сотрудники специальных служб и МВД, палачи, психиатры и психологи) нередко сами оказываются в плену психических расстройств, заболеваний, угнетающих состояний и даже подвержены суициду.

Конечно, нельзя нарушать из-за общих принципов трудовые инструкции, как и регулярно подавлять усвоенные личностью общественные нормы. Потому можно заключить, что неправильно выбранная профессия – предвестник деформаций.

Профилактика деформаций

Таким образом, профессиональные деформации – это изменения в познавательных процессах личности и дезорганизация ее психологии. В контексте проблемы деформаций обычно говорят о деструктивных изменениях, снижающих работоспособность человека, понижающих продуктивность, вызывающих развитие негативных личностных черт и признаков в поведении. В широком смысле профессиональная деформация – след (положительный или отрицательный), который оставляет человеку профессия.

Признаки профессиональных деформаций:

  • возведение своей профессии в абсолют (единственная достойная форма активности);
  • ригидность в поведении (невозможность менять поведение вне работы);
  • следование определенным поведенческим стереотипам и профессиональным ролям;
  • снижение работоспособности, ухудшение производительности;
  • усталость;
  • утрата знаний, навыков и способов выполнения работы (обеднение репертуара).

При ухудшении трудовой деятельности обязательно происходит и замедление развития личности, так как она развивается только в условиях активности и какой-либо деятельности, для взрослого человека – трудовой.

Особую роль в проявлении и профилактике деформаций играет направленность личности. Важно иметь развитую систему морально-нравственных качеств и норм. Их носитель – человек и продукты культуры. Но именно нравственные нормы, к которым человек обращается в сложных ситуациях выбора или ситуациях, которые не прописывает частный профессиональный кодекс, оказывают регулирующее влияние на деятельность.

Очевидно, что развивать нравственные качества (долг, ответственность, честность) можно только самостоятельно, читая книги, просматривая фильмы, занимаясь социальной деятельностью. То есть нужно формировать в себе моральную воспитанность.

Риск развития деформаций возрастает, если ценности (моральные убеждения и требования) человека как личности и как субъекта профессии, то есть общественная мораль и профессиональная, расходятся. Если такие ситуации возникают часто, а человек отдает предпочтение нормам профессии, то личностные деформации не заставят себя ждать. Ярким примером такого противоречия может быть противостояние общественного убеждения «не убей» и исполнители смертных приговоров, либо случая эвтаназии в медицине или ситуации выбора, кого спасать, если есть шанс спасти лишь одного человека.

Если подобный выбор изначально делается легко, то человеку не стоит бояться деформаций, ведь нормы профессии уже соответствуют его личностному самосознанию. Если же выбор непросто делать ни в первый год работы, ни через 5 лет, то возрастает стрессовое влияние профессии. В таком случае стоит обучиться техникам саморегуляции или сменить сферу деятельности.

Интересно с точки зрения профилактики деформаций и расстройств выглядит практика в Греции, которую используют в отношении осуществляющих смертный приговор людей. Там узаконен расстрел как форма смертельного приговора. Так вот, исполняют его несколько человек, а патроны им выдают наполовину боевые, а наполовину холостые. Таким образом, ни у одного исполнителя нет четкого ощущения себя как палача.

Однако практически для любой профессии важно умение переключаться с одной роли на другую, разграничивать семью и работу. Для этого нужно:

  • вырабатывать гибкость мышления;
  • развивать артистичные умения;
  • расширять способы общения с людьми;
  • учиться менять восприятие людей.

В противном случае и дома, и на работе возникают конфликты, травмы, разногласия, а сам человек страдает от деформаций.

9 539

Мы часто используем это слово, рассуждая о том, что чрезмерные нагрузки (в спорте или учебе) могут сломать психику ребенка, или о том, как деформируют личность ситуация неуспеха, уход в виртуальную реальность, воспитание в неполной семье – да мало ли что еще. Экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова объясняет, как возникают деформации и с чем они связаны.

690x380_0xc0a8392b_6489225491509026835.jpeg
«Замужем» за двумя: невыдуманная история643 98910 признаков, что вы встретили родственную душу765 33530 самых искренних фраз, чтобы сказать о любви735 489

Обычно говорят о профессиональной деформации – когда одна компетенция развивается в ущерб другим качествам личности. Например, хирург становится слишком хладнокровным, и это может выглядеть как цинизм. А психотерапевт, напротив, оказывается настолько понимающим, что теряет здоровую агрессию и способность быть твердым, необходимую для защиты личных границ.

Или учитель с его способностью замечать ошибки привыкает раздавать оценки всем и всегда, даже когда его об этом не просят.

Что же касается личностных деформаций в целом, в международной классификации болезней такого термина нет. Психологи обычно говорят о неврозе или о личностном расстройстве. Personal disorder – нарушение порядка, структуры, когда вся структура обхождения с собой и с миром деформирована.

Деформации, которые происходят в первое семилетие жизни, откладывают особенно глубокий след, нарушают сам процесс формирования, созревания личности. Эти структурные искажения, как правило, очень устойчивы, и их называют личностными расстройствами (ЛР). А деформации, которые возникают в следующее семилетие, чуть менее глубоки и называются неврозами. Каковы же причины появления этих деформаций?

Качество отношений

Каждый из нас рождается со своим уникальным психодинамическим рисунком. У каждого есть предрасположенность к определенному чувствованию и поведению. Один уже от рождения шустрый, другой – медлительный. Один выносливый, а другой растет более трепетным, ранимым, у него низкий порог чувствительности. Взрослея, мы постепенно узнаем себя и приспосабливаемся к этим врожденным особенностям, учимся как-то с ними обходиться.

В детстве же способы обхождения с собой и миром задают взрослые. Причем не голословными установками, а своим поведением и образом жизни. Скажем, критичное, нетерпимое отношение матери к ребенку формирует такое же отношение и у него. Это деформация личности? Безусловно.

Мы часто слышим о том, что спортивный или, скажем, балетный мир жесток, он может сломать ребенка, делает его более агрессивным, порождает внутриличностные конфликты. Однако деформирует человека не спорт, не занятия музыкой, не другие внешние обстоятельства, а именно отношение значимых взрослых.

Отец готовит сына к условиям войны, а тот хочет жить мирной жизнью

Вот характерный пример из жизни. Преуспевающий столичный бизнесмен заставляет сына заниматься плаванием. Мальчик тренируется по пять часов в день шесть дней в неделю, потому что папа поставил ему задачу попасть в молодежную сборную города. В 13 лет сын говорит: «Я больше плавать не буду». И тогда папа начинает его терроризировать. Он говорит: «Лишу тебя карманных денег!» Сын в ответ: «Мне не нужны деньги». Отец настаивает: «Тогда я не буду оплачивать школу, в которой тебе так нравится учиться».

В этих отношениях вообще нет диалога. Папа в молодости прошел через эпоху накопления капитала и понял, что выживают только сильные. Он хочет, чтобы сын был таким. Но времена изменились. Отец готовит сына к условиям войны, а тот хочет жить мирной жизнью во вполне мирных обстоятельствах. Интенсивные занятия становятся для него насилием. Даже если этот мальчик все-таки попадет в сборную, он будет подорван изнутри, сломлен. А отец даже не задумывается о том, что сейчас делает что-то неправильное по отношению к сыну. С ним самим в детстве обращались подобным образом, и его характер давно деформирован.

Перегрузки или непонимание?

Балет, спорт, занятия музыкой или школьные уроки могут деформировать личность ребенка не потому, что он сталкивается там с насилием и большими перегрузками, а прежде всего из-за болезненно-патологической установки родителей: «ты должен», «ты обязан», «если пропустишь одно занятие, я тебя лишу (и дальше на выбор, чего именно)».

Если смысл, который взрослые вкладывают в эту работу, чужд или не ясен ребенку, он может стать успешным спортсменом или знаменитым музыкантом, но на всю жизнь останется несчастным человеком. Он был оставлен один на один с трудной ситуацией, и все, что он делал, было сопряжено в его субъективном мире с насилием, с годами непонимания и нечуткости близких.

Возможно, часы тренировок разовьют у ребенка волю и дисциплину. Но отнимут нечто большее

И напротив, самые серьезные испытания (будь то предательство друга, несправедливое наказание, оглушительный провал или внезапная слава) не сломают ребенка, если рядом будет тот, кто разделит, обсудит с ним его проблемы, поможет найти новые смыслы и ресурсы, предложит выход. Например, этот мудрый взрослый постарается избавить ребенка от травмирующей ситуации. Или поможет преодолеть усталость и желание бросить занятия. Или найдет команду, школу, где тренер лучше. Или поддержит в конфликте с тренером, потому что есть, ради чего терпеть его жесткий диктат.

Разумеется, речь идет о занятиях, которые подходят темпераменту и способностям ребенка. Если же родители, отдавая физически слабого сына в спортивную гимнастику, а дочь без тонкого слуха на занятия скрипкой, требуют от них высоких результатов, тогда причину личностных нарушений стоит искать именно в их слепоте, а не в жестких требованиях педагогов.

Возможно, часы тренировок разовьют у ребенка волю и дисциплину. Но отнимут нечто большее – возможность заниматься тем, что больше подходит, получать удовольствие от любимого дела. А еще, вероятно, сформируют большое чувство вины – из-за того, что так и не оправдал надежд родителей.

Сила обстоятельств

То, как сильно травмогенная ситуация повлияет на человека, зависит от двух обстоятельств:

1. От того, насколько интенсивным и регулярным (или продолжительным) окажется ее воздействие.

2. От индивидуальной предрасположенности.

Один ребенок может перенять манипулятивное отношение нарциссичного родителя к себе и вырасти таким же холодным, эгоистичным, лишенным сочувствия к другим. А другой ребенок у того же родителя, напротив, вырастет депрессивным, чувствительным к боли, хотя в иных обстоятельствах мог бы оказаться веселым, мягким.

Восстановить баланс

У каждого из нас – свои деформации и слабости. Например, неспособность соотнести реальность и фантазию. Многие молодые мамы любят рисовать в воображении прекрасные картины: «Сегодня мы с ребенком идем в гости к подруге, я надеваю красивое платье, он засыпает, а мы с подругой пьем вино и болтаем о любви». Но едва она успевает надеть платье, как ребенок начинает плакать. Спать он не хочет, есть не хочет, мать сердится на него за то, что он испортил «такой момент». Который на самом-то деле не имел ничего общего с реальностью.

Требуют ли наши деформации коррекции, исправления?

То, что уже сформировано, что врезалось в структуру нашей личности, не исчезнет

Во многом это зависит от того, видим ли мы сами проблему в нарушениях. Например, с некоторыми своими качествами мы можем сосуществовать долгие годы. Но если они начинают мешать нам или нашим отношениям с окружающими, нужно все-таки собраться с силами, увидеть эти нарушения, признать их. А затем – стараться отслеживать моменты, когда в нас «просыпаются» эти слабости и деформации.

Важно понимать: то, что уже сформировано, что врезалось в структуру нашей личности, не исчезнет.

Но у нас есть выбор – позволить этим импульсам и воспоминаниям управлять нашими поступками и нашей жизнью или нет. Какой бы резкий, неприятный, ошибочный поступок мы ни совершили, у нас есть возможность взять себя в руки, извиниться, признать вину и пересмотреть свое решение.

Об эксперте

Светлана Кривцова – экзистенциальный психотерапевт, доцент кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Международного института экзистенциального консультирования и тренинга (МИЭКТ), автор множества научных и методических публикаций по практической психологии и психотерапии.

Используемые источники:
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1328624
  • https://fin-atlas.ru/chto-takoe-professionalnaya-deformatsiya/
  • https://psychologist.tips/1339-professionalnye-deformatsii-lichnosti-chto-eto-faktory-priznaki-i-profilaktika.html
  • https://www.psychologies.ru/standpoint/chto-deformiruet-nashu-lichnost/

Скажите что-нибудь