Что такое ораторское искусство и какие у него базовые правила?

Что такое ораторское искусство?

Ораторское искусство — это мастерство убеждения, влияния на публику. Оно включает в себя красноречие, актерские навыки и психологические приемы. Особенности такой сферы изучаются риторикой.

Учения об ораторстве взяли свое начало еще в Древней Греции. Они развивались и в других античных государствах — Индии, Египте, Китае. Однако именно Эллада уделяла больше времени и внимания такой теме. На втором месте по степени изучения этой области по праву оказалась Римская империя.

Главные цели ораторства:

  • донести информацию, до слушателей;
  • огласить свое мнение, идею по поводу актуальной проблемы;
  • защитить собственное мнение;
  • вступить во взаимодействие с обществом, узнать его;
  • переубедить в чем-то;
  • побудить аудиторию на действия;
  • пропиарить себя.

Во многих ситуациях главным ключом к успеху выступающего служит его уверенность в себе. Чтобы переубедить слушателей в собственной точке зрения, спикеру важно самому верить в свою идею или умело делать вид. Истинные эмоции и порывы, актерское мастерство или действенное самовнушение крайне важны для ритора.

Пройти тест на уверенность в себе

Основы ораторского искусства.

Радислав Гандапас — популярный в странах СНГ специалист по лидерству, ораторству, бизнес-тренер, автор книги «Камасутра для оратора». В ней он утверждает, что публика 60% своего внимания обращает на то, как спикер держится, подает себя, 30% — как говорит и лишь 10% — о чем рассказывает. Это доказывает, что ораторское искусство — комплексная техника. Она включает много факторов. Для успеха выступления потребуется освоить сразу несколько основ.

1. Голос и речь.

У успешного спикера голос звучит ровно, в средней громкости. Однако перепады в тембре не менее важны, так как они делают речь более интересной, избавляют от монотонности. Важно научиться играть со своей интонацией под стать смысловым поворотам в выступлении. Четкое, всем понятное проговаривание слов — еще один значащий элемент. Как улучшить свою дикцию:

  • декламировать стихотворения, отрывки из пьес или прозы;
  • изучать скороговорки (особенно «Лигурию»);
  • применить метод Демосфена (тренировал речь на берегу моря с галькой во рту. Камни усиливали четкость произношения, а шум волн имитировал звуки толпы);
  • заниматься с логопедом;
  • использовать артикуляционную гимнастику;
  • тренировать дыхание.

Тон оратора — один из главных рычагов управления толпой. Психика напрямую связана с речевым аппаратом. Если выступающий не уверен в себе, его голос это выдаст. Спикер будет запинаться, заикаться, мямлить, зажевывать слова. Однако у этой связи двусторонний эффект. Если ритор постарается взять под контроль свой тон, он сам не успеет заметить, как уверенность вернется к нему.

2. Внешность.

«Встречают по одежке…» — в мастерстве публичных монологов эта поговорка особенно актуальна. Однако деловой костюм — далеко не универсальный вариант. Выбор одежды зависит от четырех особенностей:

  • повода и темы выступления;
  • социального статуса, настроения слушателей;
  • ситуации, обстановки, в которой выступает спикер;
  • способа подачи информации (комический, серьезный, драматический).

Футболка и шорты на деловых переговорах выглядит так же нелепо, как и строгий костюм у промоутера, раздающего приглашения на детский праздник.

Однако в любом случае лучше подбирать аккуратный, чистый, выглаженный наряд. То же касается гигиены. Чистые зубы, умытое лицо без следов сна, драки или похмелья, укладка, легкий макияж, ухоженные усы и борода действуют на людей гораздо лучше, чем неопрятность.

3. Язык тела.

Мимика, жесты, поза — в них выражается харизма, необходимая для эффектной речи. Степень их экспрессивности подбирается под каждое выступление индивидуально. На детском празднике жестикуляция и смена выражений лица наиболее подвижны, активны. При защите научной работы эмоциональный наплыв придется обуздать. Что касается поз, крайне желательно, чтобы они выражали уверенность, настойчивость. Несколько советов:

  • следить за осанкой, держать спину ровно;
  • контролировать физическое напряжение, чтобы оно было умеренным, не зажимало в тиски;
  • расправить плечи;
  • держать голову слегка приподнятой;
  • заранее подобрать хороший ракурс, помня об освещении, акустике, «рабочей стороне» лица;
  • держать руки на виду, не пряча их в карманы или еще хуже — за спину;
  • научиться унимать дрожь в статическом положении.

Пройти тест на самооценку

4. Смысл.

Смысловой нагрузке выступления уделяется только 10% внимания. Однако слушатели платят за семинары, чтобы услышать полезную информацию, а не тонну воды вперемешку с эмоциями. По этой причине суть также играет роль. Вот что хочет получить публика:

  • четко сформулированный тезис;
  • актуальность проблемы, ее причины;
  • возможные результаты бездействия;
  • варианты решения трудности;
  • аргументы в пользу конкретного хода;
  • основания отказа от других способов действия;
  • итоги применения поданной идеи, метода.

Выступление продумывается с учетом всех этих пунктов. Если хотя бы на одно из перечисленных положений не дать осмысленного ответа, возможен провал. Либо речь будет бесполезной для аудитории, либо оратор поставит себя в неловкое положение, не зная, что ответить на вопросы слушателей после выступления.

5. Влияние на эмоции.

Просто список фактов — это сухо. Аргументы настраивают на раздумья, занимая мысли на несколько минут, часов, дней. И только информация сплетенная с переживаниями запоминается на недели, месяцы, годы. Сведения легче запомнить, если с ними ассоциируются какие-то чувства.

Один из лучших способов такого влияния — интрига. Как ее можно создать:

  • неожиданно рассказать провокационный факт;
  • озвучить данные, которые кажутся невозможными (например, «я — бессмертен», объясняя это после паузы тем, что оставил след на земле и теперь навсегда останется в памяти потомков);
  • загадать загадку, но пообещать назвать ее ответ в конце;
  • сказать, что зрители смогут получить то, что хотят, уже к концу мероприятия (если это действительно возможно хотя бы частично);
  • огласить об открытии тайны;
  • сообщить утверждение, спросить у публики, согласна ли она с ним, а затем предложить выяснить это вместе;
  • заинтриговать сюрпризом;
  • организовать ситуацию соперничества.

6. Взаимодействие с публикой.

Люди любят разговаривать и слушать о себе. Даже публичное признание собственных ошибок, недостатков неосознанно вызывает удовольствие. Но как выступающему это использовать, если слушателей так много, и они разные?

Аудитория подчиняется эффекту толпы, поэтому она действует слаженно и превращается в единый механизм. К тому же, всех людей, которые пришли на запланированный семинар, объединяет интерес к оглашенной теме. Это значит, что публика сплочена. Образно говоря, она соединяется в одну личность. И она тоже любит слушать о себе. Как установить с ней контакт:

  • задавать вопросы, в том числе — риторические;
  • давать возможность спрашивать;
  • показывать свою близость к публичной проблеме, равность со слушателями;
  • вызывать кого-то на сцену для моделирования ситуации;
  • поделиться искренними эмоциями;
  • устанавливать зрительный контакт (мысленно разделить присутствующих на небольшие группы, удерживать взгляд на каждой команде по несколько секунд);
  • дарить сувениры (блокноты, ручки, фирменные атрибуты);
  • поблагодарить за присутствие, уделенное время;
  • делать паузы на шутки, отвлечения от темы, чтобы дать участникам встречи передохнуть.

7. Наглядность.

В Древней Греции оратору требовались только его мастерство и возвышение, чтобы обступивший народ мог его видеть. Сейчас же другое время. Ораторское искусство перешло на новую ступень развития, улучшились технологии, а публика стала более капризной. Чтобы заинтересовать аудиторию, современному спикеру потребуется больше наглядности в виде:

  • видеозаписей, презентаций;
  • аудиозаписей, музыкального сопровождения;
  • схем, таблиц, графиков;
  • конкретных примеров из жизни;
  • моделей, прототипов, макетов;
  • разыгрывания реальных ситуаций;
  • брошюр, флаеров, буклетов.

Правильно используя вспомогательные средства, ритор достигнет большего эффекта в своем выступлении. Ораторское искусство требует богатых знаний, отточенных навыков. Оно не зависит от материального положения, социального статуса. Если красноречие не было заложено природой, тогда это мастерство осваивается тяжелым трудом. Но даже человеку с хорошими задатками придется работать. Можно собирать тысячи слушателей, которые забудут о прослушанной речи уже через пять минут после ее окончания. А можно выступить перед восемью людьми и сподвигнуть их всех на действия. И именно в этом заключается высшее мастерство оратора.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Дополнительная информация:

Ораторское искусство – навык, необходимый каждому современному человеку. В современном обществе люди постоянно пользуются красноречием: в переговорах на работе, публично выступают перед сотрудниками или слушателями, ведут прямые трансляции в социальных сетях. Современное общество построено на основах риторики: дикторы, начальники, журналисты, друзья постоянно пытаются в чем-то убедить, маркетологи убеждают в необходимости приобрести товар или услугу. Для убедительности речи все используют факты, доводы, аргументы и причины.

Понятие ораторского мастерства

Ораторское мастерство характеризуется умением оратора публично подавать свою речь, грамотно излагать мысль, увлекая слушателя, защищая свою точку зрения. Ораторское искусство включает в себя сочетание психологии, риторики и актерского мастерства.

Цель ораторской практики – изложить свою позицию перед слушателем (оппонентом), с помощью подготовки устной речи и отработанных техник риторики. Ораторское искусство, как социальное явление, появилось вместе с необходимостью публичного обсуждения проблем и решения общественных вопросов.

Риторика – это наука, которая занимается изучением красноречия и мастерства публичных выступлений. Ораторская речь – необходимый навык, который можно развить, натренировать и постоянно совершенствовать. Умение красиво и правильно доносить свою мысль может пригодиться в любой ситуации. Настоящие ораторы могут рассуждать на любые темы и аудитория готова слушать их часами.

Понятие об ораторском искусстве имеет три определения:

  • достижение высокой степени мастерства публичных выступлений, качественной речи и владения живым словом;
  • ораторское искусство, также понимают, как науку и учебную дисциплину о красоте слова;
  • ораторство – это сложная смесь навыков, которая выливается в творчество публичной речи.

Отечественная риторика выделяет несколько направлений красноречия:

  1. социально-политическое направление (выступления на политические, экономические темы);
  2. духовное (религиозные публичные выступления, проповеди);
  3. академическое (выступления лектора в учебных заведениях);
  4. социально-бытовое (повседневные, застольные, поминальные речи);
  5. судебное (речи, произнесенные участниками судебного процесса).

Современная риторика занимает прочное место среди программы гуманитарного обучения.

Ponyatie-oratorskogo-masterstva.jpg

Секреты ораторского искусства

Преподносить речь так, чтобы аудитория не только ее запомнила, но и приятно провела время и стремилась после выступления передать слова оратора всем вокруг. Ораторское мастерство и искусство речи не имеют четких правил, которые необходимо заучивать, для публичной речи важно соблюдать последовательность.

Необходимая последовательная структура ораторской речи:

  1. введение (здесь важно найти внимание слушателя, привлечь его интерес);
  2. главная идея выступления;
  3. центральная часть речи (здесь открываются главные тезисы и пункты);
  4. заключение (вывод речи, подведение итогов).

Искусство оратора, главным образом, состоит в том, чтобы найти контакт с аудиторией. Основы красноречия, некоторые эффективные приемы, лучше всего перенимать у ораторов, имеющих большой опыт в выступлениях.

Публичное выступление требует не только знания правильного построения речи, но и других ценных качеств лектора:

  • знания и умения – прежде всего, оратор должен быть развит интеллектуально, иметь широкий кругозор и уметь поддерживать множество тем для разговора, уметь грамотно отвечать на вопросы;
  • важным пунктом в умении красиво говорить является практика;
  • психологическая подготовленность оратора (он не должен бояться провала или неудачного выступления, должен обладать собой и не выводиться на провокации публики);
  • важно понимать психотип своей аудитории, чтобы уметь сразу произвести на нее впечатление. Все должно быть уместным и подходящим к теме выступления.

Для того чтобы публика не потеряла интерес, можно применять некоторые секреты:

  1. постоянно менять темп речи, уместным будет замедлять ее при подходе к какой-то ключевой идее;
  2. делать паузы (известный всем прием привлечения внимания);
  3. менять интонацию речи и тон.

Нельзя читать предложения с бумаги, слушатель может сделать вывод, что лектор не компетентен и не знает того, о чем пытается им рассказать.

Sekrety-oratorskogo-iskusstva.jpg

Приемы опытных ораторов

Искусство ораторского мастерства лучше постигать, глядя на опытного оратора, на то, как он работает, завлекает слушателя, какие приемы использует. Можно учиться и перенимать опыт на практике.

Основные приемы и хитрости, которыми пользуются все опытные ораторы:

  • сравнение – данный прием позволяет разбавлять абстрактные описания, так как информация легче запоминается и структурируется, когда в сознании создается образная проекция;
  • повтор – необходимо повторять ключевые фразы, которые крепко засядут в памяти у слушателей;
  • некоторые лекторы обращаются к приему аллегории, риторическим вопросам, во многих речах есть место иронии, что располагает аудиторию;
  • нельзя использовать сложноподчиненные предложения. Лучше разбить их на короткие фразы и легко воспринимающиеся;
  • важно знать свою аудиторию, изучить ее и разговаривать на ее языке.

Многие ведущие делают комплименты своей публике, что значительно повышает их привлекательность в глазах аудитории.

Уровни ораторского мастерства

Успех ораторской речи, определяют следующие уровни мастерства оратора (всего их 3):

  1. владение материалом (сюда входит грамотная подача, словарный запас и композиция речи);
  2. владение собой (поведение, манера речи, интонация, сила голоса, техника речи и умение находить контакт со слушателем);
  3. образ оратора (внешний вид, поза).

Внешний вид оратора должен совпадать с темой речи, то есть, если диктор проводит семинар на тему «как стать успешным», он не может стоять перед аудиторией в дешевом костюме и нечищеных ботинках.

Тренировка для усовершенствования ораторского мастерства

Для усовершенствования мастерства красноречия важна практика и тренировки, в домашних условиях можно выполнять следующие несложные упражнения:

  • работа со словарем – каждый день необходимо запоминать по 10 новых слов и их значений, при этом записывая в свой карманный маленький словарик. При выполнении данного упражнения развивается лексикон, память и интеллект, что очень важно для успешности публичных выступлений;
  • пересказ – простые пересказы газетных статей или страниц из книг, с каждым разом нужно увеличивать объем текста и его сложность;
  • на развитие дикции существует множество упражнений, например, выговаривать скороговорки с забитым орехами ртом до тех пор, пока дикция не станет четкой и понятной всем окружающим;
  • важно часто выполнять различные упражнения на дыхание – они помогут справиться с силой голоса, понять правильность тембра, научат понимать себя и свою внутреннюю силу.

Необходимо пробовать произносить тексты дома перед зеркалом, искать свою удобную, но не вызывающую позу, учиться красиво держать руки, а не засовывать их в карман или теребить края рубашки. К тому же, такие «зеркальные» тренировки помогут раскрепоститься и закрепить навык управления своей мимикой.

<font><font><font>Самые свежие новости в нашей группе: </font></font><font>Школа ораторского искусства Владимира Подопригора</font></font>

Что такое ораторское мастерство? Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник. Само искусство риторики зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме и претерпело множество изменений под давлением сменяющихся эпох.

Неизменным остается значение риторики для жизни человека. Ораторское мастерство, в первую очередь, учит тому, как быть уверенным в себе и как вселять эту уверенность в слушателей. Хорошие ораторы достигают желаемых высот на любом поприще, будь то собственный бизнес или преподавательская карьера.

Риторика открывает многие двери на пути к новым возможностям, однако становление оратора происходит не за один день. Для того чтобы овладеть этим искусством, необходимо обучение риторике, которое можно пройти самостоятельно или в профильных классах. В данной статье рассмотрены основные столпы искусства риторики.

Работа над речью

Первый тренинг посвящен письменной речи. Подготовка ораторской речи перед выступлением является основой, на которой строится искусство ораторского мастерства. Тщательно проработанная речь – уже полшага на пути к успешному выступлению. Итак, работа над речью обычно проводится в несколько этапов.

  • Для начала необходимо провести сбор информации и ее доскональное изучение. Очень важно обращаться к нескольким источникам для того, чтобы рассмотреть вопрос с разных сторон. Оратора должна отличать хорошая осведомленность не только во всех актуальных новостях, но и в основных тенденциях всех сфер жизни человека. Уделите изучению информации достаточное время. В завершение этого этапа нужно произвести структурирование собранной информации.
  • Далее при работе над речью оратор должен подумать о том, как привлечь свою аудиторию. Речь оратора всегда имеет своей целью то или иное воздействие на слушателя. При подготовке к выступлению необходимо изучить публику, ее интересы, манеру общения и прочее. Успех выступления измеряется тем, был достигнут необходимый эффект или нет. Чтобы достичь его, необходимо говорить на понятном публике языке о том, что ей интересно.
  • Обучение риторике заключается еще и в выстраивании цели своего выступления. Бесцельное разглагольствование перед публикой – удел демагога. Такие речи не привлекают необходимую аудиторию. Именно поэтому нужно научиться ставить во главу своего выступления ту или иную острую проблему, которую необходимо решить. Ее решение – и есть цель выступления, объединяющая аудиторию и оратора.
  • Публика доверяет тому оратору, который раскрывается перед ней как личность. Поэтому очень важно включать в речь свои собственные мысли по обсуждаемому вопросу. Мало кто станет слушать оратора, не имеющего своей четкой позиции. Для этого и необходимо пропустить через свой опыт и свое мировоззрение всю собранную информацию и сформировать свою собственную позицию.

Ораторское искусство это, прежде всего, умение готовить речь так, чтобы она захватила внимание целевой аудитории.

Не менее важно правильно подготовиться к самому выступлению.

Подготовка к выступлению

Правила ораторского искусства гласят, что любое выступление должно быть хорошо спланировано.

Хотя оратору необходимо быть готовым также и к спонтанной речи. Для подготовки ораторского выступления обычно применяется следующая схема.

  • В первую очередь, нужно отказаться от выступления по бумажке. Можно оставить на бумаге только план и короткие пометки о важных моментах, которые необходимо упомянуть. Таким образом, основную часть речи лучше выучить. Именно поэтому ораторские навыки включают в себя отличную память, которую необходимо регулярно тренировать.
  • Обучение ораторскому мастерству заключается также в том, чтобы следовать структуре выступления. Это придает речи логичность и целостность. Необходимо четко ограничить вступление, основную часть и заключение. Желательно уделить особое внимание именно вступлению, так как в этот момент начинает формироваться отношение публики к оратору.
  • Рекомендуется заранее продумать организационные вопросы выступления, то есть по возможности ознакомиться с площадкой для выступления, обсудить с организаторами технические моменты относительно работы микрофонов, приготовить воду и т.д.
  • Ораторские навыки включают в себя не только различные способности к выступлениям, но и умение хорошо выглядеть. Оратор всегда должен выглядеть опрятно, так как внешний вид – это первое, на что обращает внимание публика.

Ораторское искусство, учит привлекать людей и вести их за собой, что практически необходимо для многих профессий. Однако отличным оратором не рождаются, поэтому обучение риторике актуально с давних времен и по сей день.

Приемы хорошего оратора

Ораторские приемы – что это? Это всем известные хитрости, которые оратор использует для того, чтобы сделать речь доступной для аудитории и чтобы повысить усвояемость информации. Таких приемов огромное множество. Ниже представлены два базовых ораторских приема.

  1. Сравнение. Часто речь оратора изобилует абстрактными описаниями, которые сложно представить в уме. Так как информация лучше воспринимается, когда она получает образную проекцию в сознании, оратор прибегает к сравнениям, которые делают абстрактное более материальным. Для передачи определенного настроения оратор иногда применяет скрытые сравнения – метафоры.
  2. Повтор. Все знают выражение «Повторение – мать учения». Искусство ораторства часто обращается к этой поговорке, потому что чем чаще человек получает одну и ту же информацию, тем прочнее она закрепляется в его сознании. Для оратора очень важно донести до слушателя главную мысль своего выступления, в чем ему помогает уместное повторение ключевой мысли.

Помимо сравнения и повтора, правила ораторского искусства также советуют обращаться к аллегориям, риторическим вопросам, призывам, гиперболам, иронии и другим средствам речевой выразительности.

Техника речи

Выступление перед аудиторией – это своего рода физическая работа. Ораторы знают, что это часто дается непросто. Ораторское мастерство и искусство речи требует от выступающего работы над техникой произнесения речи, которая включает в себя следующие аспекты.

Дыхание

Во время активной речи темп дыхания человека изменяется: вдох становится короче, а выдох длиннее. Правила ораторского искусства требуют выполнения специальных упражнений для постановки речевого дыхания. Оратору во время вдоха требуется больший объем воздуха, а также его более экономичный расход в процессе речи. Кроме того, на ровность дыхания оказывает влияние волнение, от которого нужно учиться избавляться.

Громкость

Ораторское мастерство и искусство речи заключается в способности управлять собственным голосом. Оратор должен одинаково хорошо говорить громко и тихо в зависимости от ситуации. Также в пределах одного выступления необходимо выделять основную информацию при помощи изменений тона голоса.

Дикция

Понятная речь – четкая и чистая. Чтобы добиться правильного произношения звуков и слогов, ораторы тщательно следят за работой своего артикуляционного аппарата и регулярно тренируют свою дикцию при помощи скороговорок.

Темп

Риторика ораторское искусство склоняется к среднему темпу произнесения речи. Оратор не должен стрелять словами как из пулемета, равно как и не должен растягивать слова. Как правило, в процессе обучения и с приобретением опыта оратору удается найти наиболее комфортный для себя и для слушателя темп речи.

Интонация

Интонационные изменения делают речь яркой, живой и более доступной для восприятия. Тренировать интонацию помогает выразительное чтение художественной литературы вслух.

Советы оратору

Овладение ораторским мастерством, на первый взгляд, может показаться сложным занятием, однако, следуя правилам курса ораторского искусства, обучиться риторике не составит труда. В этом деле также помогут некоторые советы неопытным ораторам:

  • чтобы спонтанная речь лилась свободно, нужно заниматься своеобразной «болтологией», то есть учиться говорить о всякой ерунде. Тренироваться можно на чем угодно. К примеру, в течение 10 минут постарайтесь говорить только об одном предмете (сумка, кот, растение, кастрюля и т.д.);
  • оратор не может позволить себе «травмировать» слух аудитории словами-паразитами, поэтому, если таковые имеются, нужно срочно от них избавляться;
  • в выступлениях очень важны фоновые знания и богатый словарный запас, поэтому рекомендуется много читать (не только художественную литературу), следить за изменениями в обществе, общаться с людьми и в целом являться активным звеном социума;
  • избавиться от страха публичных выступлений можно только при помощи публичных выступлений, поэтому нужно брать себя в руки перед каждым выходом на публику. Со временем придет опыт, выступления будут казаться рутиной и потому перестанут вселять страх;
  • выступая перед людьми, важно всегда оставаться самим собой, не играя и не обманывая. Только честный и открытый оратор сможет завоевать доверие публики.

Любое начинание, на первый взгляд, кажется сложным, однако не стоит бояться. При правильном подходе и усердном обучении можно овладеть любым ремеслом и искусством – даже таким требовательным, как риторика.

Чезаре Маккари. «Цицерон разоблачает Катилину» (1888).

Ора́торское иску́сство (красноре́чие, искусство красноречия) — искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство — это гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства (подача) и психологических техник.

Цель ораторского искусства — изложение оратором его позиции перед оппонентом или аудиторией, защита собственной точки зрения. Этой цели он достигает, используя подготовленную речь и технику ораторского мастерства.[1]

Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика.

Естественное красноречие

Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.

Ораторское искусство

Оратор в Лондоне, 1974 год

Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе практического применения техник ораторского искусства. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура — ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская — не уделяет такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи берут истоки с античной риторики Древней Греции и Рима. Однако современные техники ораторского искусства исходят из условий технического развития человечества. Так, оратору сегодня помогают звуковые и визуальные средства, что делает его речь более эффектной, нежели сотни лет назад.

Свойства ораторской речи

Ораторская речь — это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения[2]. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.

  1. Оратор обращается к народу с ораторской речью — не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлён предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.
  2. Для того, чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего, сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

Аргументация в ораторском искусстве

В ораторском искусстве, аргумент — это факты, данные исследований, события, практические примеры, направленные на доказательство тезиса.[1]

В античной риторике Аристотель выделял три типа аргумента: этос, пафос, логос. [3]

  • Этос – этическая, нравственная позиция человека, готовящегося своей речью подвигнуть людей на определенные действия, призвать к изменению взглядов, отношения к предмету высказывания; этос самым прямым образом соотносится с чувством гражданской ответственности за сказанное или написанное слово.
  • Логос – та важная для людей мысль, идея, которая должна стать предметом их активного размышления и усвоения на диалектическом уровне.
  • Пафос – это соответствующая ситуации, цели высказывания, форма речевого выражения, в наибольшей степени способствующая пониманию и усвоению смысла высказывания. 

В современной риторике Николай Овчаров определяет три формы аргументации:[1]

  • Теоретическая – общеизвестные факты, исследования, научные публикации, статистика.
  • Практическая – практические примеры на своем или чужом опыте.
  • Визуальная – сравнение с известным образом или событием.

Влияние психики на качества ораторской речи

Между психикой и голосовым аппаратом человека существует прямая взаимосвязь. Если мысли и чувства, которые желает озвучить оратор, будут слабыми, неясными, робкими или неопределёнными, то и речь его будет такая же. Речевой аппарат будет работать неполноценно. Признаками такой неправильной работы являются прерывистое и поверхностное дыхание, монотонный голос, нечёткая артикуляция и ложная интонация. Для того, чтобы привести речевой механизм в полную «боевую готовность», необходимы яркие, живые мысли и готовность оратора ими поделиться. По мнению Поля Сопера, главная задача оратора — иметь, что сказать, и иметь глубокую потребность выразить это[4].

Примечания

  1. 123Николай Овчаров. Мастер публичных выступлений. — Издание первое. — 2017. — С. 19. — 212 с. — ISBN 9786177373956.
  2. Ораторская речь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд.
  3. Филология в задачах - Этос, логос и пафос (неопр.). www.philologia.ru. Дата обращения: 20 февраля 2017.
  4. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. Глава 1 (Основы речи), часть А (Речь — это человек в целом), 6-й абзац.

Литература

  • Николай ОвчаровМастер публичных выступлений. Самая практическая книга по ораторскому искусству. М.: 2017. — 212 с. — ISBN 978-6-17-737395-6
  • Корнилова Е. Н.Риторика — искусство убеждать. М.: УРАО, 1998. — 208 с. — ISBN 5-204-00146-8
  • Аверкий (Таушев).Руководство по гомилетике. — М.: ПСТГи, 2001. — 143 с. — ISBN 5-7429-0110-0
  • Сопер П. Л.Основы искусства речи. — М.: Феникс, 2006. — 448 с. — ISBN 5-222-07060-3
  • Шахиджанян В. В.Учимся говорить публично

Ссылки

  • Ораторское искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Судебное красноречие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Политическое красноречие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Церковное красноречие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Военное красноречие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Эта страница в последний раз была отредактирована 21 июля 2019 в 12:52.

Особой формой деятельности, которая является инструментом непосредственного общения, считается ораторская речь. Обычно она предназначена определенному слушателю либо множественной публике. Основной задачей таких выступлений считается информирование либо оказание на людей определенного воздействия. По своему характеру такой текст представляет собой монолог, рассчитанный на пассивное восприятие и не требующий какой-либо ответной реакции. Однако, при рассмотрении такого публичного выступления с социально-психологической точки зрения, можно уверенно говорить о том, что такая речь считается не обычным монологом, а сложным процессом двустороннего общения.

Особенности, характеризующие сущность ораторской речи

Выделяют следующие особенности ораторской речи:

  1. Устная форма общения. Ораторская речь представляет собой процесс непосредственного общения с людьми, в котором применяется устный литературный язык. Публичные тексты предназначены для восприятия на слух, поэтому нужно подготовить их таким образом, чтобы они быстро усваивались собравшейся аудиторией.
  2. Присутствие обратной связи. Во время доклада перед людьми выступающий может наблюдать за настроением собравшихся, следить за реакцией на фразы, улавливать настроение людей и отношение к вышесказанному. Кроме этого, по вопросам, поступающим от людей, можно сделать выводы, чем же обеспокоены слушатели в настоящий момент и, при необходимости, вносить корректировки в выступление.
  3. Применение разнообразных средств общения. Такая особенность ораторского искусства заключается в том, что речь является своеобразной формой взаимодействия, в которой присутствуют не только языковые средства. Особое место в публичных выступлениях отдается паралингвистическим и невербальным средствам, а также коммуникации.
  4. Взаимосвязь между книжным текстом и его устным воплощением. Во время различных разработок, обдумываний и написания текста делается акцент на книжные источники. С учетом такой особенности любой подготовленный текст является, по сути, книжной речью. В различных сообщениях об особенностях ораторской речи подчеркивается, что при выступлении перед публикой оратор должен преподнести текст так, чтобы он был понятен для окружающих. В такой ситуации могут понадобиться элементы разговорного общения, и выступающему необходимо опираться на реакцию аудитории.

Лингвистические особенности ораторской речи характерны любому ее виду, будь то выступления в суде либо выступление перед студентами. Это связано с тем, что основу любого публичного выступления составляет язык, как универсальное средство общения людей друг с другом. Если кратко, то главной лингвистической особенностью ораторской речи является необходимость найти контакт с аудиторией, что можно сделать с помощью личных местоимений, глагольных форм и вводных конструкций.

Osobennosti-harakterizuyushhie-sushhnost-oratorskoj-rechi.jpg

Психологические особенности ораторской речи кроются в ораторском искусстве, в восприятии людьми публичных выступлений. Имея разные объекты и будучи достаточно самостоятельным, они действуют одновременно в живом общении говорящего с аудиторией. Если кратко, то лингвистической особенностью ораторской речи является побуждение интереса слушателя к произносимым словам и старание в дальнейшем поддерживать его.

Важно: психологическое искусство заключается в способности в любой момент сгладить различные неурядицы и переключить внимание на другой вопрос по ходу лекции.

В оценочных критериях слушателей обычно наблюдается психология восприятия, мотивация и удовлетворение эстетического чувства. Для успешного выступления важно обязательное присутствие этих слагаемых.

Виды ораторской речи

Ораторское искусство является особым мастерством выступления перед публикой для убеждения слушателей в чем-либо. Различные навыки формируются в процессе определенных занятий и тренингов. Характерным их проявлением считаются выступления перед публикой, которые подразделяются на несколько видов.

Важно: местом зарождения ораторского искусства стала Древняя Греция, поэтому существуют виды, которые сегодня уже не практикуются.

Современная классификация выделяет следующие виды ораторской речи, ее специфику, особенности и функции:

  • Социально-политическое искусство оратора включает такие формы выступлений, как доклады на тему экономики и политики, а также митинговые фразы и военно-патриотические слова.
  • Судебное ораторское искусство можно наблюдать в различных судебных заседаниях, и выделяется оно своей аргументированностью, наличием доказательств и нередко носит оценочный характер. Такой вид публичного выступления требует присутствия защитной и обвинительной речи.
  • Академическое искусство оратора выделяется среди остальных видов присутствием специальных терминов и строгих формулировок. Кроме этого, в таких публичных выступлениях отмечается логичность и аргументированность текста. В таком искусстве можно наблюдать такие жанры, как обзор, лекция, доклад и сообщение.
  • Социально-бытовое искусство оратора объединяет в себе одновременно несколько форм. Приемы, которые применяются в таком публичном выступлении, показывают общественные и родственные отношения. Одной из самых популярных разновидностей такой речи считаются поздравительные и юбилейные фразы, а также поминания и тексты над усопшим.
  • Богословно-церковное искусство – это различные проповеди и молитвенные речи, которые используются в церкви. В таком виде публичного выступления отсутствует какая-либо аргументированность, доказательства и логичность. Кроме этого, содержание церковных текстов не требует присутствия в них таких свойств, а слушатели не ждут каких-либо аргументов.

Отдельным видом ораторского искусства считаются диалоги, которые предполагают присутствие дискуссий и активного общения с людьми. Кроме этого, они требуют наличия специальных особенностей, предполагающих воздействие на одного либо группу собеседников.

Vidy-oratorskoj-rechi.jpg

Недостатки ораторской речи

Можно выделить следующие недостатки ораторской речи:

  1. Слишком бедный словарь. Чаще всего ораторам, выступающим перед публикой, приходится использовать небольшое количество слов и фраз. Это приводит к тому, что довольно часто многие из них повторяются в его речи, и это отражается на ее качестве. Создается удручающее впечатление, свидетельствующее о недостаточной образованности и низком интеллектуальном развитии выступающего. Такие выступления выделяются своим словесным однообразием и банальностью стиля, и соответственно, содержание текста так же бедно. Исправить ситуацию возможно с помощью синонимов, сравнений и красноречивых оборотов, которые должны обязательно присутствовать в публичных выступлениях.
  2. Длинноты. Ораторская речь часто состоит из длинных и замысловатых предложений, описаний и доказательств. Необходимо их обязательно сократить, а сложные предложения разбить на несколько простых.
  3. Несоответствие стиля. Необходимо понимать, что предметы духовно-нравственного достоинства требуют применения различных стилей. Это обозначает, что на поминках нельзя говорить веселыми словами, на свадьбе вряд ли будет уместен грустный тон. Кроме этого, во время выступления не разрешается говорить слишком слащаво либо напыщенно, поскольку это сильно искажает речь и делает ее неестественной.
  4. Излишняя краткость. Нередко во время выступления ораторы опускают определенную информацию, что делает их выступление не совсем понятным для собравшейся публики. Говоря ключевые мысли и рассуждая, необходимо давать определенные пояснения и выделять самое главное в своих выступлениях.
  5. Неясность речи. Происходит при присутствии в тексте выступающего малоизвестных иностранных или устаревших слов, а также диалектов. Такое общение становится малопонятным для слушателей. Для того чтобы избежать неадекватной реакции аудитории, необходимо объяснить знание таких слов и дать им краткое определение.
  6. Неблагозвучие. Во время публичных выступлений следует избегать в речи длительных звуковых пауз. Кроме этого, нужно стараться, чтобы в тексте оратора отсутствовали неблагозвучные сочетания.

Подготовка успешного выступления определяется видом текста, контингентом собравшейся аудитории, задачей оратора и набором иных обстоятельств. Определенные правила формируются уже на этапе подготовки, с учетом сложившихся условий и вышеперечисленных факторов. Для того чтобы высказывания были грамотными и хорошо воспринималась слушателями, необходимо владеть понятием ораторского искусства и особенностями публичного выступления.

<font><font><font>Самые свежие новости в нашей группе: </font></font><font>Школа ораторского искусства Владимира Подопригора</font></font>

Используемые источники:
  • https://wikigrowth.ru/razvitie/oratorskoe-iskusstvo/
  • https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/ritorika/oratorskoe-iskusstvo.html
  • https://vseorechi.ru/ritorika/orator/oratorskoe-masterstvo.html
  • https://wiki2.org/ru/ораторское_искусство
  • https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/ritorika/osobennosti-oratorskoj-rechi.html

Скажите что-нибудь