Что такое феминизм и кто такие феминистки

19 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Феминизм – знакомое слово, определение которого для многих остается размытым.

Для одних – это движение за равноправие полов, для других – извращенное понятие, рассматривающее мужчин в качестве угрозы.

Понять, что такое феминизм, можно лишь ознакомившись с историей его развития и современной трактовкой.

Феминизм: что это такое и кто такие феминистки

Термин феминизм (от лат. femina, «женщина») можно рассматривать как:

  1. политическое движение, связанное с борьбой представительниц женского пола за равноправие;
  2. интеллектуальное движение, предметом которого является женская проблематика.

Само понятие возникает в начале XIX века. В то время оно подразумевало совокупность качеств, присущих женщине.

Феминистка — это женщина, которая борется за свои права

Слово «феминистка» появляется в конце XIX века. Так именовали представительниц суфражистского движения, желавших получить право на участие в выборах.

Начиная с XX века, феминистка – это женщина, которая борется за свои права. Причем содержание этих прав может пониматься по-разному.

К сожалению, современные феминистки — это уж слишком радикально настроенные женщины, которые давно перешли от борьбы за равноправие полов к борьбе за женское доминирование.

В США психологи бьют тревогу, ибо эта борьба приводит к тому, что мужчины там теряют интерес к жизни, перестают проявлять активность и становятся инфантильными. Борьба за равноправие полов привела к началу геноцида мужского населения.

Нужно четко понимать разницу. Феминизм сегодня — это борьба за ПРАВА женщин, а не за РАВНОПРАВИЕ мужского и женского пола. В тех же штатах сейчас самые уязвимые люди — это белые мужчины с традиционной ориентацией. Просто им не разрешают бороться за свои права, так как они раньше были «угнетателями» женщин, цветных и ЛГБТ представителей.

Истоки феминизма

Корни феминизма можно найти в античной философии. Ещё в IV веке до н.э. Платон писал, что разумные женщины могут обладать теми же правами, что и мужчины.

В числе первых феминисток часто упоминают англичанку Мэри Эстел, жившую в первой половине XVIII века. В своих работах она акцентировала внимание на необходимости женского образования. Эстел считала, что карьерные возможности женщины должные выходить за рамки брака и монастыря.

*Мэри Уолстонкрафт

В эпоху Французской революции появился трактат «Защита прав женщины». Автор Мэри Уолстонкрафт обосновывала право женщин распоряжаться своей судьбой. Ответом на трактат Уолстонкрафт стало заявление, что требование защиты прав женщин не менее нелепо, чем защита прав домашних питомцев.

Вклад в развитие феминистского движения внес и Джон Стюарт Милль, автор трактата «Угнетение женщин». Британский философ поддерживал женскую эмансипацию. Вопрос о неравноправии женщин обсуждали Д. Дидро, М. Кондорсе, Ш. Фурье и Ф. Энгельс.

Этапы развития феминизма

Деление феминизма на волны – это метафора, позволяющая выделить этапы развития этого многообразного движения. Для каждого этапа характерна своя проблематика.

Первая волна движения феминисток

За пределы книг феминизм вышел в начале XX века. Первым массовым проявлением стало движение суфражисток. Его представительницы боролись за право женщин избирать и быть избранными. Наибольших масштабов движение достигло на территории США и Великобритании.

Первыми избирательное право получили женщины в Новой Зеландии, входившей на тот момент в состав Британской империи. Итогом деятельности суфражисток в США стало принятие поправки к Конституции, гласившей, что пол не может быть причиной ограничения участия в политической жизни.

Вскоре избирательные права были предоставлены женщинам в Финляндии, Норвегии, Дании, Германии, Бельгии, Польше, Канаде и ряде других стран.

В тот же период появилось мнение, что феминистками становятся некрасивые женщины, которым не удалось найти достойного мужа. Жюль Ренар, французский драматург конца XIX века, писал, что феминизм – это когда уже не рассчитывают на Прекрасного Принца.

Вторая волна

В 60-е годы XX века проблематика феминизма заметно расширяется. Если раньше ключевым был политический аспект, то теперь феминистки сосредоточили внимание на угнетении в семье и на рабочем месте. Лозунги той эпохи представлены в книге «Второй пол» Симоны де Бовуар.

Острой критике поддается стереотип, что отказ от карьеры и забота о доме – единственный удел женщины.

Феминистки выступают против домашнего и сексуального насилия, навязанных гендерных ролей. Активно обсуждается вопрос об уровне заработной платы. Эпицентром нового этапа стали США.

» alt=»»>

Итогом 2-й волны феминизма становится социальная революция, в результате которой женщины массово выходят на рынок труда.

Третья волна

Третья волна феминизма началась в 90-х годах XX века. С той поры уже нельзя говорить о теоретическом единстве феминисток. Исчезает восприятие женщин в качестве однородной группы. Подчеркивается, что некоторые женщины, например, состоятельные и гетеросексуальные, могут угнетать других представительниц своего пола.

Для представительниц 3-й волны характерно желание избавиться от ограничений, навязанных старым феминизмом. Новый этап феминизма ознаменовало появление движения Riot Grrrl, нашедшем свое выражение в панк-роке. Его участницы прославились как ярые сторонницы абортов.

Движение феминисток в России

В России новое отношение к женщине зародилось в эпоху Петра І. Славу журналиста, поставившего «женский вопрос», снискал литературный критик середины XIX века М. Михайлов. В его статье впервые прозвучало требование равноправия женщин.

У истоков российского женского движения стояли жительницы больших городов и представительницы привилегированных слоев.

Начало движения фемиисток в России было связано с попытками обеспечить женщинам доступ к профессиональной занятости и к высшему образованию. К этому стремился «феминистский триумвират», в состав которого входили В.Трубникова, А. Философова и Н.Стасова.

В XIX веке русские женщины, приобщившиеся к движению за равноправие, не могли требовать политических прав, так как тогда в России политически бесправным было большинство населения.

Первый в русской истории митинг за политические права женщин произошел в период революции 1905 года. В этом же году возник всероссийский «Союз равноправия женщин».

В начале XX века в России формируется два направления движения феминисток – либеральное и марксистское.

Первые сосредоточили свою деятельность на благотворительности, трудовой помощи и просвещении, а вторые настаивали на признании женщины полноправным субъектом, каким тогда считался мужчина. Известная представительница марксистского направления – Александра Коллонтай.

Россия внесла большой вклад в развитие марксистского феминизма. На юридическом уровне равноправие с мужчинами закрепила Конституция 1918 г. Было гарантировано формальное политическое равенство. Был декриминализован аборт. Русские женщины первыми в Европе получили возможность сохранять девичью фамилию при вступлении в брак.

Но уже в 30-х годах XX века отношение к женщинам стало более консервативным. Идеалом женщины в СССР становится работающая мать. Но патриархатные установки официальной власти существенно ограничивали присутствие женщин в публичной сфере.

Возрождение феминизма началось в 1970-х годах, правда на нелегальных основаниях. Реформы середины 80-х позволили россиянкам встать на путь борьбы за реальное гендерное равенство. В настоящий момент российские феминистские организации поляризуют принципы соучастия в решении социальных проблем: насилия, наркомании, торговли женщинами и пр.

Идейные направления феминизма

В настоящее время феминизм – это разношерстное движение.

Рассмотрим направления, получившие широкую известность.

Либеральный феминизм

В основе либерального феминизма лежит идея равенства прав мужчин и женщин. Его сторонники считают, что угнетение женщин спровоцировано воспитательными и правовыми ограничениями, которые должны быть устранены.

Главная цель либеральных феминисток – получение равных с мужчинами прав в разных сферах деятельности. На Западе данную теорию учитывают многие большие политические партии.

Марксистский феминизм

Сторонники марксизма считают феминизм частным случаем капиталистического и классового угнетения. Большой вклад в развитие данного направления внесли Клара Цеткин и Роза Люксембург. Центральная тема данного направления – неоплачиваемый домашний труд.

Марксистские феминистки утверждают, что ликвидация капиталистической экономики устранит все формы угнетения.

Радикальный феминизм

Основа радикального феминизма – критика патриархата, под которым подразумевается культурное, политическое и экономическое доминирование мужчин.

Сторонники данного движения считают, что женщина должна перестать быть бесплатной бытовой и сексуальной прислугой мужчины.

Они настаивают на обособленном существовании женщин от патриархальных структур.

» alt=»»>

Из радикального феминизма вырос «лесбийский сепаратизм». Его представительницы заявляют, что женщины не должны вступать в сексуальные отношения с мужчинами, потому что это является продолжением традиции угнетения. По их мнению, ритуалы, свойственные влюбленности, это форма покупки женского тела.

К феминизму можно относиться по-разному, но вряд ли кто-то решится отрицать, что это явление сыграло важную роль в процессе формирования современного общества. Остается лишь ждать, какие изменения повлечет за собой следующая волна движения феминисток.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (8)

«>

Может стандартный феминизм имеет под собой какую то логику, но радикальный анти социальное явление.

«>

Как и любое другое движение — феминизм начинался с малого, с постановки вопроса о равноправии мужчин и женщин, праве получать образование, праве избирать и быть избранной. Сейчас все эти права даны женщинам, за исключением некоторых исламских государств. Но движение, на то и движение, чтобы выдвигать всё новые и новые требования, отсюда и весь этот абсурд.

«>

Если бы все ограничивалось равноправием, то это одно дело. Но феминистки очень часто прибегают к противопоставлению, возвышая себя над всеми!

«>

У нас феминисток называли суфражистками. Эти женщины изменили мир, добились равенства и полноправия для женщин, они ГЕРОИНИ!!! А вот современные феминистки -выскочки! Им плевать за что стоять, за что бороться, лишь бы собраться и устроить массовые беспорядки. А еще они придумали бодипозитив.

Нет я не против, сначала цель была благая, но они таким образом оправдывают свою лень, превращаются в волосатых свиноподобных особей и визжат о нарушении их прав. Мерзко и противно!

«>

Вообще-то феминизм это крайность, между представителями обоих полов должно быть равенство.

«>

Современные феминистки уже не те! Если раньше шла борьба за равенство, то сейчас это переходит все границы, их борьба направлена на унижение, при том не только мужчин, но и женщин. В тренде: ожирение, мохнатость и рыхлость. Вот этого и добились современные феминистки!

«>

Феминизм — одно из самых продуктивных и быстро развивающихся течений. Еще около 100 лет назад женщины не имели собственности и не могли голосовать, а сейчас удалось добиться почти полного равенства. Проблема в том, что в некоторых областях оно продолжает оставаться лишь номинальным.

«>

Здравый ответ на несправедливое преобладание мужчин в современном мире. Особенно актуална поддержка феминизма на Ближнем Востоке, чтобы подавление прав женщин там было безвозвратно уничтожено, как вредный пережиток прошлого.

Запрос «Женский вопрос» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.im232-343px-Womanpower_logo.svg.pngСимвол феминистского движения — сжатый кулак (символ борьбы и сопротивления), заключённый в зеркало Венеры (символ женщины). Лиловый цвет фона — традиционный цвет феминизма

Фемини́зм (от femina с лат. — «женщина») — спектр идеологий, политических и социальных движений, направленных на расширение политических, экономических, личных и социальных прав для женщин[1][2] и преодоление сексизма[3].

Феминистские движения и в прошлом, и в настоящем борются за права женщин: избирательное право, право занимать государственные должности, право на труд и равную оплату труда, право на собственность, образование, участие в сделках, равные права в браке, право на отпуск по беременности и родам, право на телесную автономию и неприкосновенность (защита женщин и девочек от изнасилований, сексуальных домогательств и домашнего насилия)[4]. Феминистские движения считаются одной из главных движущих сил крупнейших социальных изменений в области прав женщин, особенно в западных странах, где их деятельность почти единогласно признаётся причиной таких привычных для Запада явлений, как женское избирательное право, женские репродуктивные права (доступ к средствам контрацепции, право на аборт), право заключать сделки и обладать собственностью и гендерная нейтральность словоупотребления в английском языке[5].

Хотя феминистские движения были и остаются сосредоточенными на правах женщин, некоторые феминистки выступают за включение в феминистскую повестку освобождения мужчин, поскольку патриархальная организация общества и традиционные гендерные роли, по их мнению, наносят вред и мужчинам[3]. В то же время другие феминистки утверждают, что мужскими правами должны заниматься сами мужчины[6].

История

Основная статья: История феминизма

Периодизация

История западного женского движения подразделяется на четыре «волны»[7][8].

  1. «Первая волна» относится главным образом к суфражистскому движению XIX и начала XX веков, в котором ключевыми вопросами были права собственности для замужних женщин и право голоса для женщин;
  2. Под «второй волной» понимают идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х годов и выступало за полное юридическое и социальное равенство женщин и мужчин;
  3. «Третья волна» является продолжением «второй волны» и реакцией на ряд её неудач. Появление «третьей волны» относят к 1990-м годам[9] и связывают с так называемыми сексуальными войнами между феминистками. Эта дискуссия и последующий глубокий раскол внутри феминизма на антипорнографический феминизм и сексуально-позитивный феминизм считается закатом эры второй волны и началом третьей[10][11][12][13][14].
  4. «Четвёртая волна» — фаза, начавшаяся приблизительно с 2013 года[15]. Характеризуется расширением прав и возможностей женщин, интернет-активизмом, применением теории пересечений и защитой маргинализованных социальных групп, в частности «цветных» женщин и транс-женщин[16][17][18].

Подробнее о третьей волне

Характерными чертами феминизма третьей волны является включение компонентов квир-теории, антирасизмa и интернационализма и дестигматизация женской сексуальности. В частности, отношение к порнографии, как к одному из способов эксплуатации женщин, характерное для второй волны, в третьей сменяется на разнообразные, в том числе диаметрально противоположные точки зрения.

Зарождение и предтечи феминизма

Основная статья: Протофеминизм

Одним из первых текстов, содержащих утверждения о равенстве женщин и мужчин в контексте религиозных достижений, является Тхеригатха (часть палийского канона в буддизме).

Начало европейского феминизма принято датировать концом XVIII — началом XIX века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина (см. патриархат), стало получать более широкое распространение. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX века. Среди активисток этого времени — София де Кондорсе. Автором термина считается Шарль Фурье.

Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США (1775—1783). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс (1744—1818); она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).

Во Франции к началу Великой французской революции 1789 года стал выходить первый журнал, посвящённый борьбе женщин за равенство, возникли женские революционные клубы, члены которых участвовали в политической борьбе. Однако французская Конституция 1791 года отказала женщинам в избирательном праве; в том же году — Национальному собранию была представлена «Декларация прав женщины и гражданки» (подготовленная Олимпией де Гуж по образцу «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года), в которой содержалось требование признания полного социального и политического равноправия женщин.

Тогда же была создана первая женская политическая организация: «Общество женщин — революционных республиканок» однако в 1793 году деятельность общества была запрещена Конвентом, а вскоре была отправлена на гильотину и автор Декларации — Олимпия де Гуж. Ей принадлежат слова: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент». В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях. В 1804 году был принят гражданский кодекс Наполеона. Согласно кодексу французская женщина не могла без согласия мужа ни выступать в суде по гражданским делам, ни распоряжаться своей собственностью за исключением составления завещания[комм. 1]. Это лишало женщину всех имущественных прав кроме права формального владения и передачи собственности по наследству. Кодекс подчинял женщину мужу почти во всех отношениях[19].

В Великобритании требование равных прав для женщин было выдвинуто Мэри Уолстонкрафт (1759—1797) в книге «Защита прав женщины» (1792); эта работа — одно из немногочисленных сочинений, появившихся до XIX века, которое может быть причислено к феминистским произведениям.

См. также:

24px-Feminism_icon.png  Портал «Феминизм»</td> Эта страница в последний раз была отредактирована 21 марта 2021 в 21:02. ТолкованиеПереводФеминист</dt>le>Часть серии статей о дискриминации</td></tr>Основные формы

Расизм ·Сексизм ·Ксенофобия ·Дискриминация по возрасту ·Религиозная нетерпимость

</td></tr>Специфические формы

Социальные Дискриминация инвалидов  ·Дискриминация наркоманов ·Элитизм ·Гомофобия ·Мизандрия ·Мизогиния ·Трансфобия

Против наций, этносов и их объединений

Азербайджанцев ·Американцев · Арабов ·Армян · Австралийцев · Канадцев · Каталонцев · Китайцев ·Англичан · Французов · Немцев · Igbo · Indian · Иранцев · Ирландцев · Итальянцев · Японцев ·Евреев · Малайцев · Мексиканцев · Пакистанцев ·Поляков · Португальцев · Цыган · Румын ·Русских · Шотландцев · Сербов ·Славян ·Украинцев · Турок

Против религий

Атеизм · Бахаи · Католичество ·Христианство · Индуизм ·Иудаизм · Мормонизм ·Ислам · Неоязычество · Протестантизм · Новые религиозные движения

</td></tr>Проявления

Рабство · Расовое профилирование (англ.) ·Линчевание · Язык вражды (англ.) ·Преступление на почве ненависти ·Геноцид(примеры) ·Этноцид ·Этнические чистки ·Погром · Расовая война · Религиозное преследование · Атаки на геев ·Кровавый навет ·Чёрная легенда ·Патернализм · Жестокость полиции ·Жестокое обращение с животными ·Гетто за партами ·Стигматизация

</td></tr>Движения
Дискриминационные

Арианизм · Группы ненависти · Каханизм ·Ку-клукс-клан · Нативизм ·Неонацизм ·Американская нацистская партия ·Национальная партия (ЮАР) · Супрематизм

Антидискриминационные

Аболиционизм ·Антифа ·Гражданские права ·ЛГБТ-движение · Женское / Всеобщее избирательное право ·Феминизм ·Маскулизм · Права мужчин (англ.)  · Отцовские права (англ.) ·Права ребёнка · Права молодёжи (англ.) · Права инвалидов (англ.) (Стратегия включения (англ.)) · Права аутизма (англ.) · Equalism ·Права животных

</td></tr>Линии поведения

ДискриминационныеРасовая / Религиозная / Половая сегрегация ·Апартеид · Практика «красной черты»  ·Концлагеря ·Этнократия

АнтидискриминационныеЭмансипация ·Гражданские права · Десегрегация ·Интеграция · Равные возможности

ПротиводискриминационныеПозитивная дискриминация ·Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

</td></tr>Законодательство

Дискриминационные законы Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) ·Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu ·Нюрнбергские законы

Антидискриминационные законы Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон ·14-я поправка ·КДО ·КЛРД ·КЛДЖ · МКПНПА · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.)

</td></tr>Другие формы

Спесиецизм ·Непотизм · Панибратство · Колоризм · Лингвицизм ·Этноцентризм · Триумфализм · Экономическая дискриминация

</td></tr>Родственные темы

Изуверство ·Предрассудки · Господство ·Нетерпимость ·Терпимость · Многообразие ·Мультикультурализм ·ПодавлениеПолитическая корректность · Дискриминация наоборот ·Евгеника ·Нацистская расовая политика ·Обвинения Израиля в апартеиде

</td></tr>

Портал Дискриминация

</td></tr>

Фемини́зм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

История

О трёх «волнах» феминизма

Феминистки и учёные выделяют в истории женского движения три «волны». «Первая волна» относится главным образом к суфражистскому движению 19-го и начала XX-го веков, в котором ключевым вопросом было право голоса для женщин. Под «второй волной» понимают идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х годов и выступало за юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. «Третья волна» является продолжением «второй волны» и реакцией на её неудачу. Появление «третьей волны» относят к 1990-м годам.[1]

Зарождение и предтечи феминизма

Истоки феминизма принято датировать концом 18-го — началом XIX-го века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина (см. патриархат), стало получать более широкое распространение. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX-го века.

Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США (1775—1783). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс (1744—1818). Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).

Во Франции к началу Великой французской революции1789 года стал выходить первый журнал, посвященный борьбе женщин за равенство, возникли женские революционные клубы, члены которых участвовали в политической борьбе. Однако французская Конституция 1791 года отказала женщинам в избирательном праве. В том же году Национальному собранию была представлена Декларация прав женщины и гражданки, подготовленная Олимпией де Гуж по образцу Декларации прав человека и гражданина1789 года, в которой содержалось требование признания полного социального и политического равноправия женщин.

Тогда же была создана первая женская политическая организация «Общество женщин — революционных республиканок», однако в 1793 году деятельность общества была запрещена Конвентом, а вскоре была отправлена на гильотину и автор Декларации Олимпия де Гуж. Ей принадлежат слова: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент». В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины.

В Англии требование гражданского равноправия женщин было выдвинуто Мэри Уолстонкрафт (1759—1797) в книге «Защита прав женщины» (1792). Эта работа — одно из немногочисленных сочинений, появившихся до XIX века, которое может быть причислено к феминистским произведениям.

См. также: Сара Мур Гримке, Хэрриет Хэнсон Робинсон, Маргарет Фуллер

«Первая волна» феминизма

Началом организованного движения считается 1848 год, когда в городе Сенека-Фоллз (штат Нью-Йорк, США) прошёл съезд по защите прав женщин под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными». На съезде была принята т. н. «Декларация чувств». Декларация поднимала такие важные вопросы, как равноправие женщин в правах собственности, в браке, в свободном выборе профессий, в получении полноценного образования и т. д. Авторами этого документа являлись Элизабет Кэйди Стэнтон и Лукреция Мотт.

В 1869 году английский либеральный философ Джон Стюарт Милль опубликовал свою работу «Подчинение женщин», в которой отметил, что «законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна… и есть одно из главных препятствий на пути к общечеловеческому усовершенствованию».

Вопрос о праве владения собственностью для женщин занимал достаточно большое место в женском движении. В 1860 году, после обращения Элизабет Стэнтон, Законодательное собрание штата Нью-Йорк приняло в качестве закона Акт о собственности замужних женщин. Этот акт гарантировал женщине право оставлять за собой заработанное ею, равное с мужем право на совместное попечительство над детьми, а также имущественные права вдовы, соответствующие правам мужа в случае смерти жены[2].

Важной фигурой в женском движении второй половины XIX века является Эммелин Пэнхёрст (Emmeline Pankhurst) — она стала одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах (т. н. «суфражизм» от англ.suffrage, ‘право голоса’). Одной из её целей было развенчание сексизма, укоренившегося на всех уровнях в британском обществе. В 1868 году Пэнхерст сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин (Women’s Social and Political Union, WSPU), которая в течение года объединила 5 тысяч членов.

После того как члены этой организации стали постоянно подвергаться арестам и тюремному заключению за тривиальные проявления поддержки движению, многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой. Результатом голодовки стало то, что серьёзно подорвавшие себе здоровье участники голодовки привлекли внимание к неоправданной жестокости законодательной системы того времени, и, таким образом, к идеям феминизма. Под давлением WSPU английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах (1894).

В США в 1869 году были созданы две организации такого же характера, объединившиеся в 1890 году в Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное право. Благодаря активности её членов в ряде американских штатов женщины оказались допущены к голосованию.

См. также: Виктория Вудхолл, Тенесси Клафлин, Эрнестина Роуз, Соджернер Трут, Сьюзен Энтони

«Вторая волна» феминизма

«Вторая волна» относится к периоду феминистской деятельности с начала 1960-х до конца 1980-х годов. Исследователь Имельда Велехан предположила, что «вторая волна» была продолжением предыдущей фазы феминизма, включающей суфражисток в Великобритании и США[3]. «Вторая волна» феминизма продолжает свое существование и сейчас и сосуществует с тем, что называют «третьей волной» феминизма. Исследователь Эстела Фридман, сравнивая первую и вторую «волны» феминизма, говорит, что «первая волна» сосредотачивалась на таких вопросах, как избирательное право, в то время как «вторая волна» в основном касалась других вопросов равенства — таких, как ликвидация дискриминации.[4]

Феминистская активистка и публицист Кэрол Ханиш придумала лозунг «Личное — это политическое» («The Personal is Political»), который стал ассоциироваться со «второй волной»[5][6]. Феминистки «второй волны» понимали, что различные формы культурного и политического неравенства женщин неразрывно связаны между собой. Они призывали женщин осознать, что отдельные аспекты их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением сексистских властных структур.

«Освобождение женщин» в США

Фраза «освобождение женщин» (Women’s Liberation) впервые была использована в Соединенных Штатах в 1964 году, а в печати впервые появилась в 1966 году.[7][8] К 1968 году её начинают использовать применительно ко всему женскому движению.[9] Одним из самых активных критиков женского освободительного движения стала афроамериканская феминистка и интеллектуал Глория Джейн Уоткинс (писавшая под псевдонимом «bell hooks»), автор книги «Феминисткая теория от окраины к центру» («Feminist theory from margin to center»), вышедшей в 1984 году.

«Загадка женственности»

Книги Б. Фридан «Загадка женственности»

Бетти Фридан в своей книге «Загадка женственности» («The Feminine Mystique», 1963) подвергла критике идею о том, что женщины могут реализовать себя только в сфере домашнего хозяйства и воспитания детей. Как сказано в некрологе Фридан, опубликованном в журнале «The New York Times» в 2006 году, «Загадка женственности» «дала начальный импульс современному женскому движению в 1963 году и в результате навсегда изменила структуру общества в Соединенных Штатах и других странах мира» и «многими рассматривается как одна из наиболее влиятельных публицистических книг XX века».[10]

Фридан считала, что роль домашней хозяйки и воспитательницы детей была навязана женщине посредством создания т. н. «загадки женственности». Она отмечала, что псевдонаучные теории, женские журналы и рекламная индустрия «научили, что женщинам, обладающим истинной женственностью, не нужна карьера, им не нужно высшее образование и политические права — одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки. Всё, что от них требуется, — это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей».[11]

«Вторая волна» во Франции

Важное развитие феминистская теория в период «второй волны» получила во Франции. По сравнению с разработками в США и Великобритании французский феминизм отличается более философским и литературным подходом. В работах этого направления можно отметить экспрессивность и метафоричность. Французский феминизм мало внимания уделяет политическим идеологиям и сосредотачивается на теориях «тела».[12] К нему относятся не только французские писатели, но и те, кто работал в основном во Франции и в рамках французской традиции,[13] например, Юлия Кристева и Браха Эттингер.

Французский автор и философ Симона де Бовуар в настоящее время наиболее известна своими метафизическими романами «Гостья» (L’Invitée, 1943) и «Мандарины» (Les Mandarins, 1954), а также написанным в 1949 году трактатом «Второй пол», в котором она даёт детальный анализ угнетения женщин и который является ключевой работой современного феминизма. Эта работу можно отнести к феминистскому экзистенциализму. Являясь экзистенциалисткой, Бовуар принимает тезис Сартра о том, что «существование предшествует сущности», из чего следует, что «женщиной не рождаются, ею становятся». В её анализе основное внимание уделяется «Женщине» (социальному конструкту) как «Другому» — именно это Бовуар определяет в качестве основы женского угнетения. Она утверждает, что женщина исторически считается девиантной и ненормальной, что даже Мэри Уолстонкрафт считала мужчин идеалом, к которому женщины должны стремиться. По мнению Бовуар, чтобы феминизм мог двигаться вперёд, такие представления должны уйти в прошлое.[14]

«Третья волна» феминизма

Разновидности и идеологии феминизма

Краткое описание

Термин «феминизм» не подразумевает единую идеологию и внутри этого движения существует множество течений и групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами. Ниже приводится список некоторых течений феминизма. Многие течения дублируют друг друга и феминистки и феминисты могут являться последователями нескольких течений.

Феминизм — слово которое слышал каждый. Но кто такие феминистки? Агрессивно настроенные женщины или люди отстаивающие свои права — давайте разбираться вместе с «КтоТакой»!

🤔⟿ Содержание статьи

Кто такие феминистки?

Уже более 100 лет движение феминисток активно существует во всем мире. За этот промежуток времени течение феминизма перетерпело различные изменения и в нем сформировались различные течения, но основная суть осталась неизменной.

Феминизм – это борьба за права женщин. Борьба против ущемления по признаку пола. Это борьба с мужскими привилегиями, но не с самими мужчинами.

Происходит от латинского слова фемина (femina) – женщина. Некоторые представительницы феминизма считают, что гендерное разделение общества наносит вред не только индивидуальной свободе женщины, но и мужчинам.

Идею феминизма поддерживают не только женщины. В современном мире есть мужчины, разделяющие идеи феминизма, и они называют себя профеминистами или союзниками.

За что борется феминистка?

Первые феминистки боролись за то, что сейчас есть практически у каждой женщины. Это право получать высшее образование, право голосовать на выборах, право работать и получать зарплату не ниже мужчины, занимающего ту же должность.

Они хотели иметь права на решение вопросов о деторождении, участие в политике и занятий спортом, и даже на ношение брюк.

Главной целью тогда было доказать, что женщина не человек «второго сорта», и ее место не только на кухне и в постели.

В современном мире спектр идей, за который ведется борьба феминисток, стал намного шире и глубже. Основными направлениями являются:

Безопасность

  • От сексуального насилия – каждая третья женщина в своей жизни столкнулась или с попыткой насилия или пережила сам его факт. Большая часть жертв молчит об этом, считая факт насилия чем-то постыдным для них и считая себя виноватыми в произошедшем из-за принятом в нашем обществе шаблона «сама спровоцировала»;
  • От домашнего насилия – в конце 2019 года остро встал вопрос о законопроекте «О профилактике домашнего насилия». Большой вклад в это вложили именно организации феминисток, давно поднимающие этот вопрос;
  • От преследования и домогательства – объединенных понятием сталкинг. Подвержены ему женщины, работающие под руководством мужчины. Домогательству и преследованию от мужчин, занимающих начальствующий пост, подвергается большее количество женщин, чем от сексуального насилия;
  • От обычаев некоторых культур – в большей степени распространены на Северном Кавказе. Это кража невесты, обрезание женщин и даже убийство.

Благополучие

  • Негласные ограничения, не дающие женщине достичь управленческой должности;
  • Разрыв в размерах заработка между женщиной и мужчиной;
  • Вторая работа – уход за детьми, стирка, готовка, уборка, покупки и прочие бытовые проблемы лежат только на плечах работающей женщины;
  • Запрещенные профессии для женщин в армии и обществе.

Свобода

  • Контроль деторождения – возвращаются запреты абортов, женщине навязывается функция материнства;
  • Сексизм, стереотипы по половому признаку – обществом диктуется понятие нормы правильной женщины, отклонение от нее порицается;
  • Бодишейминг и слатшейминг – навязанные стандарты красоты и попытки распоряжаться сексуальностью женщины.
  • Сексуальная эксплуатация женщины – если женщина добровольно занимается проституцией или снимается в порно – это ее выбор, феминизм отстаивает права женщин, которые не по своей воли попали в сексуальное рабство.

kto-takie-patsifisty-1.png

Читайте так же в журнале «КтоТакой» — Кто такие пацифисты и почему они против войны?

История появления феминизма

За всю историю существования феминизма произошло несколько его падений и спадов, называемых волнами.

Первая волна – это появление самого движения, в котором женщины, называющие себя суфражистки, боролись за право голоса и право собственности для женщин. Женщины хотели получать высшее образование и иметь социальное равенство с мужчинами.

kto-takie-sufrazhistki.png

Ознаменовала собой конец 19 – начало 20 века, и закончилась победой феминисток над устоями общества.

Вторая волна – активно развивалась в начале 1960 годов. Женщины продолжили борьбу за социальное равенство, но еще привлекли внимание к вопросам дискриминации и юридического неравенства.

Третья волна – волна современности, началась в 1990 годах и являлась продолжением второй волны. К вопросам о домашнем насилии и неравноправии, добавилась борьба с навязанными обществами нормами и параметрами, которым должна соответствовать женщина, поднялись вопросы сексуального характера.

Феминистки в России

Женщины хотели учиться, иметь возможность выбирать и получить доступ к оплачиваемому труду. Дореволюционное женское движение добилось женского равноправия именно в этих вопросах. Советская власть то предоставляла женщинам все права и свободы, но ужесточила брачное законодательство и запретило аборты.

В 21 веке феминистки объединяются в организации, оказывают реальную помощь женщинам и ведут свою деятельность не только в реальной жизни, но и в сети. Одной из таких организаций является РФО «ОНА».

ona-feministka.png
Официальный сайт РФО «ОНА» — ona.org.ru

Российское Феминистское Объединение «ОНА» публично презентовало себя 5 октября 2014 года. В отличии от других объединений в «ОНА» существуют конкретные цели и стратегия действий по их достижению.

Фундаментальными целями являются:

  1. Формирование единого общероссийского феминистического объединения, в которое могут входить представители различных направлений феминизма;
  2. Повсеместное распространение феминизма и его идей;
  3. Разрушения патриархата, как системы по угнетению мужчинами женщин;
  4. Отказ от гендерных понятий;
  5. Полное прекращение насилия, агрессии, несправедливости и неравенства по отношению к женщине.

Лозунг организации – «Феминизм для всех!», в первую очередь направлен на защиту общества от монополизации феминизма отдельными группами и течениями. Так же он объясняет, что феминизм нужен не только женщинам, но и мужчинам, так как только феминизм сделает общество справедливым и свободным.

РФО «ОНА», представляет собой истинное движение по борьбе за женские права, в отличии от некоторых существующих объединений, которые борются не за справедливость, а за матриархат.

Кроме идеи объедения различных течений и повсеместного распространения идей феминизма РФО «ОНА» оказывает психологическую и правовую помощь женщинам, столкнувшимся с любой несправедливостью. С их помощью можно связаться с различными кризисными центрами помощи для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию или пострадавших от насилия.

Плох ли феминизм на самом деле?

Принимая идею феминизма о том, что если все члены общества будут защищены и довольны, то общество будет работать слаженней и продуктивней, социум воспринимает движение феминизма, как благо.

Но существует и другое мнение, основанное на том, что постоянная борьба и агрессия феминисток может вызывать агрессию у других членов общества.

Споры по вопросам плюсов и минусов феминизма не утихают уже давно. Главное помнить, что истинный феминизм – это добровольное женское движение не против мужчин, а за равные права и обязанности с ними.

Используемые источники:
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/feminizm-chto-ehto-takoe-kto-takie-feministki.html
  • https://wiki2.org/ru/феминизм
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1163724
  • https://ktotakoy.com/feministki.html
</table></dd></tr>