Что такое Фатализм

ТолкованиеПереводФАТАЛИЗМ</dt>ФАТАЛИЗМ</dt>        (от лат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба), мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеч. поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить три осн. типа Ф. Мифологич., а позднее бытовой, обывательский Ф. понимает предопределение как иррациональную, тёмную судьбу, теологич. Ф.— как волю всемогущего божества; рационалистич. Ф. (сливающийся с механистич. детерминизмом) — как неумолимое сцепление причин и следствий внутри замкнутой каузальной системы. Первый тип Ф. повсеместно распространён на заре культуры; позднее он выражается в «оккультных» доктринах типа астрологии, оживляется в упадочные или переходные эпохи (поздняя античность, позднее Возрождение и т. д.— вплоть до астрологич. увлечений в бурж. обществе 20 в.), подвергается переосмыслению в иррационалистич. философии жизни (Шпонглер) и у её эпигонов (Э. Юнгер, Г. Бенн, теоретики фашизма). Теологич. Ф., согласно крому бог ещё до рождения предопределил одних людей «к спасению», а других — «к погибели», получил особенно пос-ледоват. выражение в исламе (доктрина джабаритов, 8—9 вв.), в некоторых христ. ересях средневековья (у Готшалка, 9 в.), в кальвинизме и янсенизме; ортодоксальная теология православия и католицизма, утверждающая свободу воли, ему враждебна. Соединение тео-логич. Ф. с рационалистическим наблюдается у Пли-фона. Рационалистич. Ф. в чистом виде характерен для Демокрита, Гоббса, Спинозы и представителей механи-стич. детерминизма (напр., учение Лапласа о неогранич. возможности умозаключать обо всех событиях будущего из полного знания о действии сил природы в наст. момент). Поздний и философски бессодержат. вариант рационалистич. Ф.— представление о роковом предопределении человека к преступному поведению его наследств. биологич. конституцией (Ломброзо), модное на рубеже 19 и 20 вв. Отвергая любые формы Ф., марксизм противопоставляет им учение о диалектике необходимости и случайности, о свободе и необходимости в обществ.-историч. процессе.</dd>

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

</dl>ФАТАЛИЗМ</dt>вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому все должно свершиться так, как того хочет слепой рок (фатум), и человек ничего не может изменить в этой судьбе (см. также Детерминизм).</span></dd>

Философский энциклопедический словарь. 2010.

</dl>ФАТАЛИЗМ</dt>(от лат. fetalis – предопределенный судьбой, роковой) – мировоззренч. концепция, истолковывающая действительность как нечто предопределенное. Ф. исходит из признания неизбежного хода вещей и тем самым исключает становление новых возможностей. Детерминацию обществ.-историч. действительности Ф. рассматривает как подчинение человека власти внешней, трансцендентной ему силы. Эта сила может выступать как сверхъестеств. и божеств. воля (теологич. Ф. и провиденциализм), как изначальный социальный порядок, представляющийся сводом раз и навсегда данных канонов бытия, как неотвратимое «естественное» устройство мира с безраздельным господством природной необходимости и т.д. Крайний Ф. отрицает случайность вообще, умеренный Ф. допускает ее как форму опосредствования фатума. Ф. можно рассматривать как рационализацию древней мифологич. концепции судьбы: в Ф. на место фатума слепого и непроницаемого ставится фатум, поддающийся распознанию, – миропорядок, в к-ром человек получает возможность стать сознат. и преуспевающим его проводником.Классич. форма Ф. в античности – стоицизм, особенно римский. Стоич. Ф. резюмировал положение индивида перед лицом всеподавляющего могущества социальных сил (империй, войн и т.п.): «Болящего судьба ведет, а неволящего влачит» (Сенека, Письмо к Луцилию). Христ. идеология в рамках общей фатальности (см. Предопределение) вводит свободу воли индивида. Католицизм осуждает крайний Ф. как ересь. Вообще в смягченных вариантах Ф. считается обязательным проявление фатума, или провидения (см. Провиденциализм), или законов истории через посредство деятельности людей: фатум нуждается в них как исполнителях (напр., у Вико). Лейбниц, проводя умеренный Ф. и критикуя Ф. крайний, отводил свободе сферу единичных вещей, тогда как закономерности относил к «предустановленной гармонии». Фихте возвел деятельность в принцип, однако эта деятельность оказалась надиндивидуальным началом, господствующим над историей реальных людей: это предполагает «…понятие наперед определенного… м и р о в о й п л а н, …из которого можно было бы полностью вывести главные эпохи человеческой земной жизни…» («Осн. черты совр. эпохи», СПБ, 1906, с. 5). Шеллинг, при всем своем стремлении изобразить историю как «сценическое действие» и предоставить индивидам свободное «соавторство» в нем, истолковал роли людей как охватываемые изначальным единством и всецело производные от него, так что «…сама история… являет вековечную тождественность и вековечную основу гармонии…» («Система трансценден-тального идеализма», Л., 1936, с. 356). Гегель вернулся к Ф., когда утвердил господство отчужденных абстрактных форм: «деспотизм всеобщего над особенным», «хитрость разума» в истории. В противоположность идеалистич. и теологич. Ф., к-рый ставит над миром сверхъестеств. силу – «божественную волю», «мировой разум», метафизически-материалистич. Ф. (Гоббс и др.) возводит в абсолют естеств. силы (Субстанцию, Среду): «…вещь делает …, она делает так, как определено природой, и иначе не может» (Спиноза В., Избр. произв., т. 2, М., 1957, с. 203). Ф. здесь есть прямое следствие тезиса: человек – «часть» природы (см. тамже, с. 204; возражения Канта см.: Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 188, 217, 431). Отсюда выводилось требование: «…покоримся природе…» (Гольбах П., Избр. произв., т. 1, М., 1963, с. 262). Др. вариант материалистич. Ф. – это метафизич. истолкование истории с т. зр. «теорий среды», в т.ч. экономический материализм.Марксизм, критикуя как волюнтаризм, так и Ф. во всех его вариантах, видит социальную природу и корни Ф. в неразвитости обществ, человека и его творч. сил. Затерянность в системе классовых отношений, под гнетом иерархии отчужд. функций, манипулирование человеком и диктат антагонистич. гос-ва, господство к-рого «…заменило собой средневековое сверхъ-естественное небо с его святыми», «…этот мертвящий кошмар» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 17, с. 544, см. также с. 339, 598) воспитывают пассивно-комформистское, фаталистич. сознание. Человек кажется обреченным быть рабом порядка вещей, прикованным к своему месту в системе разделения обществ. труда, к-рое «наподобие рока» существует «…вне индивидов, независимо от них» (Архив Маркса и Энгельса, т. 4, 1935, с. 91). Апологетич. и охранит. идеология классово-антагонистич. общества заинтересована в закреплении фаталистич. представлений, парализующих способность к историч. творчеству, внушающих настроение смиренной покорности «фатуму» и обыват. безразличия. Вместе с тем к Ф. прибегает также и авантюристич. субъективизм, пытающийся выдать свой произвол за предопределенный и единственно правильный образ действий и суждений. Марксизм отвергает Ф. с позиций диалектики объективного и субъективного, исследуя законы обществ. развития как имманентные деятельности людей. Если объективист толкует о «непреодолимых исторических тенденциях», превращая всякое объяснение в оправдание, марксизм, напротив, показывает, кто (какой класс и т.п.) ответственен за якобы само собой происходящее (см. В. И. Ленин, Соч., т. 1, с. 380, а также с. 400 и т. 18, с. 302). В историч. драме нет кем-то или чем-то предначертанного «сценария» с гарантированным финалом, она вершится самими людьми-авторами в созидании и борьбе. Идейная борьба против Ф.-составная часть революционно-гуманистич. борьбы за «истинное царство свободы», коммунизм.Лит. см. при ст. Судьба, Детерминизм, Исторический материализм, Необходимость, Свобода, Свобода воли.Г. Батищев. Москва.</dd>

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

</dl>ФАТАЛИЗМ</dt>    ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis — роковой, предопределенный) — представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу. Фатализм берет начало в мифологическом мировоззрении, интуитивном убеждении людей в собственном бессилии перед лицом сил природы и получает широкое распространение в ранних культурах.    В процессе формирования теистических религий, основанных на вере в единое всемогущее божество, идея судьбы уступает место идее промысла, который, хотя и недоступен человеческому разумению, является, однако, не безличной предопределяющей силой, воплощением воли божества. В монотеистических религиях фатализм предстает как провиденциализм, основанный на вере во всемогущество и всезнание Бога, который, создавая мир, заранее предопределил его судьбы, что нашло отражение в исламе (доктрина джабаристов) и христианстве (августинизм, протестантизм).    В классических формах фатализм предстает в античной культуре, вырастая из мифологических представлений о роке, господствующем и над простыми смертными, и над героями и богами (ср., напр., Софокл, “Царь Эдип”, “Эдип в Колоне”). Судьбу нельзя изменить, можно лишь мужественно принять свою участь. В трагедии Эсхила “Прометей Прикованный” (105) Прометей говорит: Ведь я и сам Предвидел все грядущее, и нет мире господствует необходимость (см. Необходимость и случайность), обусловленная всеобщей причинностью и отсутствием случайности. В то время как единичные модусы подчиняются внешней причинности, в роли всеобщей причины для всей совокупности модусов выступает непосредственно субстанция, являющаяся причиной и самой себя.    Вслед за успехами механики в эпоху Просвещения складывается причинно-механическая картина мира, принимающая всеобщую каузальность как неоспоримый закон природы. Изначально определенными всей предшествующей цепью причинно-следственных связей признаются не только все явления природы, но и поступки людей, равно как и результаты этих поступков. Согласно Гольбаху, “во всех своих поступках человек подчиняется необходимости… его свобода есть химера” (Здравый смысл. М., 1941, с. 60).    Фатализм нашел своеобразное проявление в теории “вечного возвращения” Ф. Ницше, восходящей корнями к античной мифологии. Для философии и этики 20 в. характерно, скорее, обоснование человеческой свободы и ответственности (Н. А. Бердяев, Ж. П. Сартр). Помер видел в историцизме, обосновывающем закономерную неизбежность тех или иных исторических процессов, разновидность фатализма. Т. н. бытовой фатализм представляет собой реакцию человека на свое бессилие перед лицом противостоящего ему мира.    Лит.: Карпенко А. С. Фатализм и случайность будущего: логический анализ. М., 1990; Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение суверенной личности. М., 1995; Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1995; Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995; Березовский Г. В. От Монтеня к Гольбаху. М., 1996; Cioffäan V. Fortune and Fate from Democritus to St. Aquinas. N. Y, 1935.    К. Е. Новиков</dd>

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

</dl></dl>Синонимы: Другие книги по запросу «ФАТАЛИЗМ» >>

Что такое фатализм?

Фатализм, фаталист…Какие ассоциации вызывают у вас эти слова? Возможно, вспомнится урок литературы в школе и произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», повесть «Фаталист». Мы не очень часто слышим это слово в современном мире, но с его проявлениями встречались все без исключения. Что же такое?

Фатализм в философии – это предопределение существования человека, его поступков некоей высшей силой. Невозможность что-либо изменить, исправить. Полное отсутствие выбора. Для одних – очень удобная жизненная позиция. Можно оправдать любые свои поступки. Для других – безысходность, безволие и оправдание своей бездеятельности.

С фаталистами схожи пессимисты. Но в отличие от последних, фаталистами движет девиз: Чему быть, того не миновать, не важно — хорошо это или плохо.

Истоки рождения фатализма

Фатализм, по-видимому, родился вместе с человеком. Необъяснимые природные явления, постоянное противоборство с ними рождало в людях усталость, обреченность. Появились первые божества. На них перекладывалась часть ответственности за человека и его земной путь. Так, у древних славян нить судьбы плела богиня Мякошь. В древней Греции это были Мойры – три сестры. Одна определяла жребий человека еще до его рождения, другая – плела нить человеческой судьбы, а третья ножницами перерезала эту нить и человек умирал.

Проводниками идей фатализма были и древние стоики. Они также считали, что все люди – это кусочки мозаики, которую складывают Высшие силы. Если человек стойко принимает все превратности судьбы, то она ведет его за собой. Ну, а если он решил сопротивляться – тогда судьба тащит его крючьями.

Затем появилась философия детерминизма. Все происходящее в мире имеет свои причины. Любой случай – это стечение причин и обстоятельств, «беспричинные» случаи невозможны.

Виды фатализма

В психологии фатализм подразделяется на три вида:

  1.  Бытовой. И здесь мы вернемся к пессимистам. Это люди, которые даже в хорошем событии ищут плохое развитие события. При этом во всех неудачах своей жизни они винят других людей. Если среди последних виноватых нет, то «крайними» становятся высшие силы. Но ведь фаталистами и пессимистами человек не рождается. Очень часто причины такого поведения кроются в воспитании ребенка. Такую установку он получает от своих родителей, не сумевших реализоваться в жизни. Но случается и так, что повседневные неурядицы приводят человека к таким психологическим установкам, он не может найти пути решения проблемы. Некоторые интуитивно пытаются решить проблему: сменить место жительства, найти новую работу или изменить свое окружение. Иногда это помогает. Хотя прежде всего необходимо проанализировать причины своих неудач. Возможно, с помощью профессионального психолога решение проблем найдется быстрее.
  2. Теологический или религиозный. Приверженцы этой идеи считают, что все происходящее в мире спланировано Высшими силами, Богами или Богом. Все испытания даны «венцу творения» не случайно. Католицизм и Православие оставляют за человеком право выбора поступка или совершения «греха. От этого будет зависеть, как достойно пройдет он свой путь, так душа будет вознаграждена после смерти. То есть, человек несет ответственность за свою бездеятельность. Можно, наверное, сказать, что Христианство – оптимистический фатализм. Ведь основные христианские добродетели – Вера, Надежда и Любовь. Потеря одной из них, уныние, неверие в то, что Бог дает силы для изменения бытия – лежит в основе фатального взгляда на жизнь. Но человек – образ и подобие Бога. Образ – таланты и возможности, а подобие — способы развития этих возможностей, чтобы стремиться к совершенству и быть спасенным.
  3. Логический, рационалистический фатализм. Рационалистический фатализм обсуждается в научных кругах уже более двух тысяч лет, со времен Аристотеля. Встречается другое название – логический детерминизм. В основе этого учения лежат два постулата: первый – принцип необходимости, то есть, если это истина, то она необходима. Это принцип был безоговорочным во всех греческих философских течениях. Второй – принцип двузначности. Он выбирал одну из предыдущих альтернатив как истинную.

В мировой истории есть множество примеров фаталистического отношения к жизни. Самый известный из них – Гай Юлий Цезарь. Предупрежденный об опасности, он из-за своей гордости отказался от телохранителей и был зарезан заговорщиками. В истории России ярким примером фаталиста является барон Унгерн. Он уверовал в свою избранность, окружил себя предсказателями. И действительно, казалось непостижим образом оставался в живых в самых безвыходных ситуациях.

Преданный своими соратниками, барон неоднократно пытался окончить жизнь самоубийством, но и это ему не удавалось. Арестованный сотрудниками ЧК, Унгерн на допросах часто упоминал слово «судьба» и признавал себя фаталистом. Нужно признать, что подобные фаталисты – личности яркие и неординарные, мужественно встречающие опасность.

В современной жизни понятие «фатализма» стало несколько туманным, затихшим. Оно присутствует в ином качестве. Мифологический ранний фатализм породил оккультные науки: астрологию, хиромантию, различные виды гаданий и предсказаний. Кто же из нас хотя бы раз в жизни не пытался узнать свое будущее? Все это живо в наши дни, не так ли?

Заканчивая статью, надеемся, что ваша вера в себя, поможет избежать фатальных ошибок. В современном мире есть масса возможностей и путей решения проблем.

Фатализм (от лат. fafcalis — «роковой») — это убеждённость в том, что судьба человека предрешена. Случайности в жизни отрицаются.

Фаталист — это человек, который придерживается идей фатализма. Он верит в судьбу и считает, что от его поступков ничего не зависит.

Фатализм говорит о том, что не во власти человека менять что-либо в своем будущем.

В фатализме всегда присутствует такое понятие, как рок. Это значит, что у каждого человека есть предназначение. И что бы он не делал, его участь уже предрешена.

Фатальность — это что-то предрешённое, роковое, чего невозможно избежать. Например, часто говорят о фатальной ошибке или фатальном совпадении.

Синонимы фатализма — предопределённость, вера в судьбу.

Антонимы — волюнтаризм, либертарианство.

Фатализм в философии

Фатализм в философии связан с мифологией.

В качестве примера можно привести миф об Эдипе, сыне царя Лая и Иокасты.

Фатализм в мифе об Эдипе

Царю Лаю было предсказано, что его сын Эдип убьёт его и потом женится на Иокасте, своей матери.

Чтобы избежать такой судьбы царь решает бросить ребёнка на произвол судьбы. Эдипа подобрали и воспитали другие люди.

Позже, узнав, что ему предначертано убить отца и жениться на матери, Эдип решает уйти странствовать, чтобы быть подальше от семьи. Юноша и не подозревает, что это его приёмная семья.

В походе Эдип встречает своего настоящего отца, царя Фив. Оба естественно не ведают, кем приходятся друг другу.

Поссорившись о том, кто должен уступить дорогу, Эдип в ярости убивает своего отца. Затем, добравшись до Фив, Эдип спасает город от сфинкса. И в награду жители решают сделать его мужем вдовы недавно убитого царя — Иокасты.

Так, пророчество сбылось: Эдип убил своего отца и женился на матери.

Этот миф отражает фатализм и неизбежность судьбы. Эдип пытался изменить свою судьбу, но что бы он не делал, всё равно судьба оказалась сильнее.

Примеры фатализма в литературе

Фатализм находит своё отражение и в литературе.

В качестве примера можно привести поэму «Илиада» древнегреческого поэта Гомера.

В этой поэме говорится о том, что даже всесильный из богов Зевс не может изменить судьбу.

Зевс берёт золотые весы и взвешивает на них судьбы Гектора и Ахиллеса. Бог понимает, что Гектору, который столь дорог ему, судьба пророчит смерть.

Он предлагает богам спасти Гектора. Но Афина считает, что Гектор уже «обречён роком» и что боги не должны вмешиваться.

rubens-pobeda-ahillesa-nad-gektorom-uznaychtotakoe-cke.jpg
Питер Пауль Рубенс «Победа Ахиллеса над Гектором», 1630 г.

Русский фатализм

Примером русского фатализма является произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Лермонтов посвятил этому вопросу целую последнюю главу («Фаталист»).

Тема фатализма в ней раскрывается через главного героя Григория Печорина.

Несмотря на то, что Печорин по своим высказываниям и мыслям был фаталистом, всё же он верит, что судьбу можно изменить.

Лермонтов поднимает вопрос о фатализме в обществе и как его можно преодолеть.

vrubel-pechorin-uznaychtotakoe-cke.jpg
Михаил Врубель «Печорин», 1891 г.

Фатализм, детерминизм, волюнтаризм

Детерминизм (от лат. detehninare — «определять») — это убеждение в философии, согласно которому есть какое-то одно событие в прошлом (причина), которое провоцирует другое событие (следствие).

То есть каждое событие является следствием предыдущего события.

В случае с фатализмом же наши действия не имеют значения, поскольку наша участь, т. е. судьба уже написана.

Волюнтаризм (от лат. voluntarius — «волевой») — это убеждение, что именно воля определяет нашу судьбу и судьбу человечества.

Причём речь может идти о воле человека, т. е. о его поступках, упорстве, самоконтроле. Или же о воле богов.

Волюнтаризму посвящали свои работы такие философы как Иммануил Кант (1724–1804), Фридрих Ницше (1844–1900), Иоганн Фихте (1762–1814) и др.

Узнайте также, что такое Карма.

5 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Тест. Вы попали в сложную жизненную ситуацию (со всеми бывает). По-вашему, это воля (перст) судьбы или же вы сами (или кто-то еще) виноваты в том, что произошло?

Вы будете выискивать знаки, которые подскажут куда нужно двигаться дальше, или будете принимать решение о выходе из сложной ситуации самостоятельно?

Проще говоря: вы фаталист или реалист?

Фаталист — кто это такой?

Фаталист (от латинского слова «fatalis» – роковой) — это человек, который верит в судьбу (ее неотвратимость) и беспрекословно ей покоряется. Он считает, что невозможно что-либо изменить, поэтому даже не стоит пытаться и прилагать усилия. Хорошо иллюстрирует такую жизненную позицию выражение — «чему быть, того не миновать».

Человек с такой жизненной позицией перекладывает ответственность за свои действия на волю рока, фатума (предопределенность) или бога. Поэтому он способен только стоять в стороне и смотреть в бездействии на происходящее. Все проблемы переносят со смиренностью (стоически) вместо того, чтобы что-то поменять в своей жизни и больше не попадать в подобные сложные ситуации.

Люди, исповедующие фатализм (учение о неизбежности событий, ибо им суждено произойти), беспрекословно соблюдают одно правило: плыть по течению, которое создаёт судьба, и не сопротивляться. У них присутствует «здоровый» скептицизм (граничащий с пессимизмом) по поводу того, что «рыпаясь» (проявляя инициативу) мы не может что-то глобально изменить.

Такая позиция характеризует личность – безынициативную и безамбициозную. И да, я именно такой человек. Уж, так вышло. Причем чем старше я становлюсь, тем больше нахожу этому подтверждений. Фатальный — это значит неотвратимый, неизбежный. А каков итог нашей жизни? Вот именно, «фатальный конец». Так почему в начале или посередине должно быть иначе?

Безвольная амеба или не все так плохо?

Да, при такой жизненной парадигме (мировоззрении) страдает волевая сфера человека. Остальные ведь считают, что должны делать свой личный выбор и поворачивать жизнь туда, куда им хочется — требуется лишь иметь сильную волю и чётко поставленную цель, к которой стоит стремиться. Фатализм же этого всего не предполагает (волю тренировать не на чем).

Но все не так печально, как кажется. Фаталист не будет стоять на рельсах в ожидании поезда (ибо так предопределено), равно как и в других подобных ситуациях он проявит волю и сделает шаг в сторону от грозящей ему опасности. Его фатальность проявляется не в конкретных бытовых вещах, а вообще в отношении к жизни.

С точки зрения такого человека (по сути, с моей точки) мы мало что может реально поменять. Да, можно активно сопротивляться судьбе (уехать из провинции, перебраться в другую страну, сменить работу) и даже будет казаться, что у вас все получается именно благодаря вашей инициативности.

Возможно, но не факт, что это приведет вас к чему-то лучшему. В провинции вы могли влюбиться, в своей стране встретить друга, а на старой работе может оказаться работать лучше, чем на новой. От добра добра не ищут, люди говорят.

Что приводит к фатальному восприятию мира

Станет ли человек фаталистом – это зависит от воспитания и дальнейших жизненных перипетий. Если родители сильно опекали ребенка, не давая самостоятельно решать сложные ситуации, то он не получит жизненный опыт и не будет уметь решать возникающие проблемы.

Когда он вырастает, то будет больше прислушиваться к мнению других, а не руководствоваться собственным, ибо он так привык с детства. Естественно, что в такой ситуации очень легко будет все списать на рок (фатум, неотвратимую судьбу).

К фатальности в поведение может привести и низкая самооценка, которая могла сформироваться от воздействия различных факторов. Например, от неуважения в кругу семьи и среди сверстников до наличия дефекта, который создавал комплекс неполноценности. Человеку неуверенному в собственных силах легче пустить свою жизнь «на произвол судьбы».

Портрет фаталиста

Если подвести итог, то это тот, кто:

  1. думает, что вокруг всё предрешено, и череда событий – это неслучайность;
  2. имеет пессимистическое мышление, поскольку нельзя избежать проблем при пассивном подходе ;
  3. не верит в собственные возможности и силы, ибо судьба сильнее;
  4. не возлагает на себя ответственности за всё, что с ним случается (злой рок);
  5. часто суеверен – верит в гороскопы и другие предсказания, поскольку оно уже где-то сформировано.

Получается, что это мой портрет, но вот только я себя в столь черном цвете почему-то не воспринимаю. Ну, да ладно.

Виды фатализма

Когда психологи детально изучали данную идеологию, то они выделили несколько различий и решили, что не так все однозначно и имеется как минимум 3 вида фатализма:

  1. Религиозный. Фаталисты этого толка считают, что судьба всех живущих была определена божественной сущностью. Какой именно – зависит от религии и веры данного человека.

    Они считают, что судьба ребенка уже предрешена до его рождения (и вся его жизнь, и каждый отдельный поворот, решение, которое он примет). Также у богов заранее есть ответ на вопрос, попадёт ли тот или иной человек в рай или ад.

  2. Логический. Парадигма распространилась от философа древности Демокрита, который говорил, что в мире нет случайности и все имеет свою причинную связь. Учение называется детерминизмом, а его суть хорошо передает выражение «эффект бабочки» (бабочка махнула крыльями на одном конце земли, а на другой пришел тайфун вызванный этим взмахом).

    Человек, который подвержен такому роду фатализма, считает, что сложившаяся сейчас ситуация уходит корнями в прошлое и вытекает именно из него. Все события взаимосвязаны и неслучайны. Мне нравится эта теория, а вам?

  3. Бытовой пессимизм (аля злой рок). Как правило, проявляется, когда человек находится в стрессовом состоянии, переполненный агрессией или отчаянием. Тогда вокруг все становятся виноватыми: коллеги, пролетевшая мимо машина, сильный дождь, чёрная кошка. Если это не успокаивает человека, то он всё перекладывает на высшие силы, которые настроены против данного индивида («злой рок довлеет над ним»).

Примерно так, но возможны и промежуточные варианты и ответвления.

Примеры из истории и литературы

Для того чтобы лучше понять, как ведут себя завзятые фаталисты, можно рассмотреть «королевский» пример. Густав III узнал о заговоре против него – его банально хотели убить. Поэтому он отправился на бал-маскарад с мишенью на груди, где в него и запустили стрелу, от которой он умер спустя некоторое время. Хотя по мне, это больше на мазохизм смахивает.

Еще пример. Некий генерал Унгер верил в предсказания и часто ходил к гадалке. Ее же подговорили ему сказать, что он, дескать, проживёт столько же, сколько и барон – его друг. Поверив в судьбу, генерал выделил охрану и стал беречь барона больше, чем самого себя. Но это, скорее, к суевериям имеет отношение.

В конце концов, можете изучить пятую часть «Героя нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Она так и называется – «Фаталист». Автор раскрывает свою точку зрения на эту идеологию жизни, отношение к ней и другие аспекты. Может быть, они совпадут с вашими или же вы после этого смените свою точку зрения? Кто знает…

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (8)

«>

Люди делятся на 2 типа: тех, кто берет жизнь под свой контроль и тех, кто верит в судьбу, предпочитает довериться ей и «плыть по течению». Некоторое время я сама была фаталистом, верила в то, что за нас все предрешено и как-бы я не повернула, все равно выйду на предначертанный путь + увлекалась тренингами, которые приветствовали такое мышление.

В какой-то момент осознала, что я не живу, а существую! Мои ровесники имели хорошую работу, строили карьеру, обзаводились семьями, активно путешествовали, а я словно застыла в каком-то вакууме, моя жизнь была скучной и однообразной и казалось, что выхода из этого нет, у меня началась жуткая депрессия, в которой я находилась долгое время, пока не стала работать с психотерапевтом.

Оказывается всё не так просто в нашей голове устроено, мы живёт с определенными установками, которые впитали с молоком матери и менять их крайне тяжело, я прошла очень большой путь к тому, чтобы научиться принимать ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за все происходящее! Именно этого боятся «фаталисты», готовы винить кого угодно и проклинать судьбу, но только не себя и свою лень.

Я больше не верю в судьбу, ведь знаю, что мой жизненный путь зависит исключительно от моего трудолюбия и упорства, умения брать ответственность и контролировать ситуацию, и осознав это, моя жизнь круто изменилась!

«>

Я вот человек, который от части верит в судьбу и в знаки) Интересно, встречались ли кому-то фаталисты, вот так, чтобы прям не имели своего мнения, а слепо верили знакам?

«>

Вы не верно понимаете фатализм. Это не слепое следование течению, а понимание, что «все что не делается, делается к лучшему».

«>

Да нет никакой судьбы и течения тоже нет, всё наше будущее зависит от нас самих, все наши сегодняшние ошибки нам припомнятся завтра, вот и всё.

«>

Наша жизнь — это как уравнение с множеством неизвестных, когда мы оказываемся перед выбором, то нам не дано предугадать, как этот выбор скажется на нашем будущем. По сути фатализм именно об этом, а не о пассивном перемещении бревна в реке.

«>

Фаталисты, это люди, которые не могут взять на себя ответственность за собственную жизнь. Ведь зачем стараться и что-то делать, если все предрешено?

«>

Если попал в тяжёлую ситуацию то, независимо от того по чьей вине это случилось, здесь можно увидеть перст судьбы. Мы же не можем всё контролировать, подчинив свою жизнь только собственной воле, падающий кирпич ведь тоже пока никто не отменял.

«>

Не хотите ли вы сказать, что если фаталист упадет в воду, то не будет барахтаться, пытаясь спасти себя, а просто смиренно пойдет ко дну? Я думаю, что он всё же будет барахтаться, пусть и фаталист.

Что такое фатализм

Фатализм — вера в неотвратимость судьбы, в то, что все в этом мире заранее предопределено таинственной силой, роком (С. И. Ожегов).

На первый взгляд случайности противоречат причинности. Объяснение такого противоречия может быть двояким: или случайное явление не имеет причины, или случайных явлений вовсе не бывает. На самом деле любое, в том числе и случайное, явление причинно обусловлено. В понимании случайности и необходимости в XVII-XVIII веках господствовало представление, что случайностей в природе не бывает. Английский философ Т. Гоббс говорил: «Дождь, который завтра пойдет, необходим, т. е. обусловлен необходимыми причинами; но мы рассматриваем его как нечто случайное и называем его так, потому как еще не знаем причин, которые уже существуют. Вообще случайным называется то, необходимую причину чего мы не можем усмотреть».

Главное в фатализме

Главное в фатализме — вера в то, что не только окружающие человека обстоятельства и различные случайности, которым он подвергается, но и самая воля человека подчиняются некой высшей силе, направляющей и внешние условия его жизни, и внутренние мотивы всего его поведения к известному неотвратимому результату.

Формула фатализма

Основная формула всякого фатализма может выражаться так: «что бы человек ни делал, с ним произойдет непременно то, что ему на роду написано», безразлично, будет ли это приниматься за веление слепого рока (судьбы) или за предначертание божественного промысла, заслужил ли человек свою судьбу или, напротив, она не стоит ни в каком отношении к его поведению.

Фатализм в истории

Джим и Джим

Братья родились 19 августа 1939 г. в штате Огайо. Но произошло так, что через месяц после рождения их разлучили и встретились они лишь спустя 39 лет. Тогда-то и выяснилось, что судьбы близнецов оказались такими же схожими, как и их лица. Первое интересное совпадение — незнакомые между собой приемные родители малышей (не сговариваясь, конечно) назвали их одинаково Джим. Каждый из Джимов был два раза женат, и у их жен были одинаковые имена (в первом браке — Линда, во втором — Бетси). У каждого Джима родилось по 2 сына, и назвали они их также одинаково (Джеймс и Аллен). Кроме этого, близнецы водили «шевроле» одной модели и цвета, на досуге любили вырезать по дереву и своим собакам дали одну и ту же кличку — Той…

Судьбу разлученных с детских лет близнецов Джимов тщательно проанализировал американский психолог Томас Боучард из университета в Миннеаполисе (штат Миннесота). Он исключил любую возможность их контактов до официально устроенной встречи спустя 39 лет после рождения. Но, попробовав просчитать вероятность совпадений в их судьбах, Боучард невольно пришел к крамольному выводу о некоей предопределенности, движущей человека по жизни.

Оскар и Джек

В пользу такого мнения говорят и другие примеры. Еще одна пара близнецов, Оскар и Джек, родились в Тринидаде в 1933 г. Почти сразу их разлучили. Оскара забрала в Германию его бабушка-католичка, а Джека вырастил отец иудей. Мы специально заостряем внимание на этих деталях, чтобы показать — мальчики росли абсолютно в разной среде. Но когда (по просьбе Томаса Боучарда) близнецы прибыли для проведения исследований в Миннесоту, выяснилось, что прилетели они в, полностью одинакового, фасона рубашках с погончиками и накладными нагрудными карманами (у Джека рубашка была голубая, у Оскара — темно-голубая). Оба носили одинаковые очки и одинаково подбривали усики. И оба абсолютно одинаково до неприличия громко чихали.

Возможно ли построить на этих фактах какую-то «теорию предопределенности судьбы»? Нет, конечно. Во-первых, такого рода сходство можно наблюдать далеко не у всех близнецов. Во-вторых, как верно подметили противники работы психолога Боучарда, всякого рода совпадения всегда можно найти, если хорошо поискать, даже у произвольно взятых двух людей из толпы.

И все таки именно близнецы представляют особый интерес для исследований в области предопределенности судеб. А факты, собранные учеными, дают обильную пищу для размышлений. Так, к примеру, специалисты обнаружили, что однояйцевые близнецы (независимо от того, живет ли один из них в деревне, а другой в городе, один на севере, а другой на юге), обычно, дряхлеют и умирают практически в одно и то-же время с разницей в несколько месяцев.

Судьба предопределена

• Фермеры Джон и Билл Рейфф считаются самыми идентичными близнецами в мире. Во всяком случае, так утверждает Книга рекордов Гиннесса. Правда, одно отличие все таки есть. Билл — левша, потому даже их движения выглядят как, зеркальное отражение.

• Еще один интересный пример (привел Павел Бортников из Москвы): «У моих знакомых кошка принесла трех котят. Одного они оставили себе, двух других раздали друзьям. По прошествии нескольких месяцев, друзья практически одновременно позвонили с печальным известием — их котята вывалились из окна и разбились. Мои знакомые усмотрели в этом «перст судьбы» и начали внимательно следить, чтобы окна в их квартире оставались закрытыми. Прошел еще месяц. И котенок все же умудрился проскользнуть в балконную дверь, которую приоткрыли буквально, на секунду… Может, и правда этим котятам на роду было написано разбиться?»

Мистически настроенные люди всерьез верят в существовании «отмеченных роком людей и вещей». И жизнь не скупясь «подливает масло в огонь» этой точки зрения.

Классический пример из этой серии — так называемое «проклятие фараонов». О нем уже много писалось, потому повторяться не будем, а только напомним, так как этот пример стал классическим. Но есть и не менее любопытные «роковые случайности».

Драгоценный «глаз»

Французский авантюрист Эдмонт Шале во время одного из своих путешествий обнаружил в заброшенном индийском храме фигуру каменного идола с огромным бриллиантом во лбу. Обрадованный мужчина выковырял «на память» драгоценный «глаз», хоть проводник, остерегаясь гнева древнего божества, слезно умолял его этого не делать.

Авантюрист не внял предупреждению, и месть ослепшего идола не заставила себя долго ждать: Эдмонт Шале и его проводник погибли страшной смертью — они были растерзаны сворой бешеных собак…

В исторических свидетельствах, как говорят, имеется упоминание о некоей грозной надписи, опоясывающей постамент каменного идола. Ее точное содержание никому не известно, но, как видно, напоминало таблички, что висят на трансформаторных будках: «Не влезай, убьет!»

Камень переходил из рук в руки, нигде не задерживаясь надолго. Следующие его хозяева также погибли при мистических обстоятельствах. Весь его путь был отмечен цепочкой странных смертей и несчастий.

Бриллиант Хоуп

О проклятии, лежащем на бриллианте Хоупа — слагались легенды. Но, тем не менее, ни один из его владельцев не захотел добровольно расстаться с драгоценностью. И, наверное; зря…

Некий Жак Коле — …покончил жизнь самоубийством….

Мисс Эвалин Маклин — найдена мертвой в собственном доме без малейших следов насилия. Ей было 20 лет.

Теперь бриллиант хранится в Смитсоновском институте в Вашингтоне. У него нет конкретного владельца. И это, вероятно, прервало, в конце концов, цепочку смертей. А возможно, время ослабило силу проклятия…

Роковая красавица

Вот еще один пример, только в этом случае атмосфера роковых опасностей окружала не «глаз божества», а конкретного человека.

Аврору Карловну Штернваль, известную петербургскую красавицу, злые языки величали за глаза «роковой женщиной». И не случайно. Первый ее жених умер при трагических обстоятельствах, буквально, за несколько дней до свадьбы. В этом факте, конечно, никто не усмотрел бы ничего необычного, если бы следом не потянулась цепочка похожих событий.

Второй жертвой рока стал близкий приятель А.С. Пушкина полковник и камергер Александр Муханов. Полюбив еще юную Аврору, он предложил ей руку и сердце. Опять была назначена свадьба. И снова удар — накануне торжества А. Муханов умер.

Спустя 2 года красавицу покорил почетный член Петербургской академии наук П. Демидов. Свадьба состоялась. Но не долгим было счастье. В скором времени Аврора овдовела.

Шесть лет спустя Аврора Карловна сделала еще одну попытку устроить свою семейную жизнь — она вышла замуж за полковника конной артиллерии Андрея Николаевича Карамзина — сына известного историка. Однако злой рок, преследовавший эту очаровательную женщину, был беспощаден. Во время турецкой кампании полковник Карамзин был изрублен неприятельскими саблями…

Покорившись судьбе, оставшиеся ей 48 лет Аврора Карловна так и прожила вдовой, хотя до самой смерти сохраняла красоту и обаяние и не испытывала недостатка в мужском внимании. 1902 год — она умерла. Однако и после смерти ее имя оставалось роковым.

Поэт Г. Маслов, который заинтересовался этими роковыми совпадениями, решил написать поэму «Аврора», целиком посвященную Штернваль. «И на смерть роком обречен, поцеловавший эти губы», — написал он.

И это не осталось безнаказанным: злой рок Авроры Карловны обратил на поэта свое внимание. Работая над поэмой, Маслов заболел и скончался на больничной койке, до последней минуты шлифуя отдельные строки воистину роковых для него стихов.

Что же это все-таки — случайность или некая фатальная закономерность? Слушая такого рода истории, трудно отделаться от впечатления, что существуют в природе неведомые силы, делающие грозной материальной силой словесное или даже мысленное проклятие. Ведь, по легенде, смертельный рок преследовал обожателей Авроры только потому, что ее мать когда-то в минуту гнева прокляла всех мужчин, которые посмеют влюбиться в ее дочь…

Проклятая машина

А вот еще одна история. На этот раз злой рок поставил свою печать не на драгоценный камень и не на красивую женщину, а на простой автомобиль.

На одной из улиц Львова неприкаянно стоит старенький «жигуленок». Нынешний хозяин этого автомобиля Игорь К. давно уже не садится за руль своей «копейки». И совсем не потому, что стесняется, обшарпанного вида машины. Нет. Попросту он откровенно боится всего, что с ней связано, и всячески старается от нее избавиться. Но все напрасно…

Когда Игорь покупал машину с рук, друзья предупредили — автомобиль преследует злой рок, а если точней, не саму машину, а его хозяев. Первый владелец погиб при невыясненных обстоятельствах: угодил в кювет на пустой ровной дороге, будучи абсолютно трезвым. Работники милиции записали в протокол «дежурное» объяснение происшедшего: «Не справился с управлением».

Вдова, которая также имела права на вождение, начала временами выводить машину из гаража. Но однажды ей почудилось, будто некто, сидевший сзади, схватил ее за горло ледяными руками. Перепуганная женщина резко затормозила, обернулась, но никого в салоне не было.

Решив, что после пережитого несчастья ее преследуют видения, женщина вновь тронулась в путь. И снова невидимые руки начали душить ее. Не выдержав такого кошмара, она оставила машину у обочины и добралась домой на такси. И, разумеется, поспешила продать «машину с привидением».

Новый ее хозяин был очень доволен покупкой — приобрел «Жигули» почти даром! Но в скором времени он оказался в больнице и уверял всех, что «проклятая машина» сама по себе наехала на него, хотя он точно помнит, что ставил ее на ручной тормоз. Пролежав 2 месяца с переломанными ногами, он сразу же после выписки избавился от норовистых «Жигулей».

Следующим машину купил некий пенсионер. Техники нескольких автостанций впоследствии вспоминали, как он обивал пороги с просьбой проверить рулевое управление. Все вроде бы было в порядке. Однако старик уверял, что автомобиль хочет убить его, постоянно сворачивая на встречную полосу в самые неожиданные моменты. Как-то раз ему удалось уцелеть буквально чудом только по тому, что ехал с черепашьей скоростью, и встречная машина успела увернуться от «жигуленка», пропахав на его боку глубокую царапину.

О роковой «копейке» пошли по городу слухи. Машина меняла хозяев одного за другим, нигде подолгу не задерживаясь, пока не попала к Игорю К. Покупая ее, он не поверил в рассказы о дьявольщине. Однако вскоре…

Зимним вечером в свете фар Игорю вдруг показалось, что какая-то фигура метнулась под колеса. И тут же автомобиль подпрыгнул, будто переезжая сбитого человека. В ужасе от происшедшего Игорь остановился и, выскочив на дорогу, остановил идущую следом машину: «Помогите, я сбил человека!»

Шофер осмотрел дорогу, заглянул под «Жигули» и зло сказал: «Что, крыша поехала?» Действительно — ни трупа, ни следов столкновения не было…

А на другой день Игорь повесил на всех окрестных стол бах объявление: «Дешево продается машина».

Нашелся еще один материалист, не поверивший слухам. Купил. Но уже спустя пару дней потребовал от Игоря забрать «жигуленок» обратно. «Машина с привидениями мне не нужна», объяснил он свой поступок. Дело в том, что его дети, решили исследовать покупку, забрались в салон и тут же выскочили от туда с испуганными криками: «Папа, там сидит какой-то старик!» Естественно, что загадочного старца папа не обнаружил но автомобиль от греха подальше решил вернуть.

В те времена машину купить было сложно, потому нашлись еще покупатели. Но в итоге «Жигули», похоже, окончательно выбравшие Игоря себе в хозяева, все равно оказывались у ее дома. Теперь он даже не закрывает у них дверцы. Но все городские угонщики уже знают о «дьявольской машине» и не рискую к ней приближаться.

Так что-же это?

Некоторый вероятностный фатум, конечно, существует, если система (под названием человек) будет идеально соответствовать заложенным в нее от рождения характеристикам и безошибочно выбирать модель поведения в соответствии с ними.

Если эти условия выдержаны, то в принципе можно довольно точно предсказать и путь развития этой системы.

Возможно ли пойти против Фатума?

Логично предположить, что мир обладает некоей инерцией, потому изменить его глобальное состояние нельзя. Но локально создать для одного отдельно взятого человека более приемлемые, более упорядоченные, а потому более предсказуемые, более управляемые и безопасные условия существования — вполне реально. Причем на глобальном состоянии мира это никак не отразится. Так мы создаем холод в морозильной камере, не нарушая при этом второго начала термодинамики.

Ссылка на первоисточник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

1Используемые источники:
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3559/фатализм
  • https://microzajmi.ru/fatalizm-chto-eto-prostymi-slovami/
  • https://www.uznaychtotakoe.ru/fatalizm/
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/fatalist-ehto-chelovek-kotoryj-fatalizm.html
  • https://tainav.mirtesen.ru/blog/43918628224/fatalizm-ili-neotvratimost-sudbyi