Что такое экспрессия: ее формы и экспрессия как качество личности

Экспрессия и эмоции

Понятие «экспрессия» происходит от латинского слова «выражение» — expression. Не стоит путать с espresso – способом приготовления крепкого кофе. В психологии под экспрессией понимается процесс демонстрации эмоций, трансляция их окружающим, то есть эмоциональная выразительность.

Эмоции отражают отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Их центры находятся в древней подкорковой зоне головного мозга, что объясняет связь наших эмоциональных состояний с различными физиологическими функциями организма. Когда человек переживает сильные чувства, происходят изменения в сердечно-сосудистой системе, пищеварительной, гормональной и т. д.

Эти изменения могут быть визуально заметны, они показывают, какие чувства и настроения испытывает человек. Например, мы замечаем бледность кожи испуганного человека или покрасневшие от смущения щеки, дрожащие от волнения пальцы рук или выступивший на лбу пот, не говоря уже об улыбке, смехе и слезах. Все это экспрессивные реакции, выражающие эмоциональное состояние.

Кстати, они характерны не только для человека, но и для высших животных, что свидетельствует о древности выразительных движений:

  • вздыбленная шерсть, подергивание хвоста у кошек;
  • очаровательная улыбка или оскал собак и т. д.

Но экспрессия человека только этими, во многом рефлекторными реакциями не ограничивается.

Формы экспрессии

Эмоции и формы их выражения играют важную роль в общении, без них невозможно взаимопонимание людей. Недаром же замкнутый, скрывающий свои чувства человек вызывает недоверие и подозрительность.

Процесс обмена эмоциями — необходимая часть жизни сообщества. Невозможность поделиться своими чувствами с близкими людьми вызывает у человека ощущение одиночества и потерянности. Но и мы сами нуждаемся в своеобразной эмоциональной подпитке, в восприятии эмоций других людей, в том коктейле чувств, настроений, переживаний, без которого невозможна полноценная жизнь. Поэтому за десятки тысячелетий эволюции люди выработали множество средств и форм демонстрации своих эмоций. Они так и называются — экспрессивные средства.

Мимика

Выражение лица – это первое, что мы замечаем, встречаясь с человеком. Особенно привлекают внимание глаза. Экспериментально было установлено, что даже рассматривая портрет человека на картине, зритель постоянно обращается взглядом к его глазам.

С помощью выражения глаз – изменения их формы, размера зрачка, движений, свечения радужки – человек может передавать самые разные чувства. Так, Л. Н. Толстой в своих произведениях описал 85 разных выражений глаз. Взгляд может быть огненный, пылающий и холодный, ледяной, в нем может сверкать ненависть и отвага или застыть презрение, он способен светиться любовью или потухнуть от горя.

Экспрессия человеческих глаз имеет потрясающую силу, недаром же зрительный контакт считается самым мощным средством эмоционального воздействия. Поэтому прямой взгляд в глаза в древности считался угрозой, да и сейчас нередко расценивается как демонстрация человеком своего превосходства. А стремящийся что-то скрыть человек старается не смотреть собеседнику в глаза, трус и неуверенный в себе индивид тоже отводит взгляд.

Второе по значимости место среди мимических средств занимает улыбка. И если мы снова обратимся к творчеству Л. Н. Толстого, то в его произведениях сможем найти описание 97 оттенков улыбки. Это экспрессивное движение настолько важно в общении, что существуют специальные тренинги, где людей учат правильно улыбаться.

Всего на лице человека находится 57 мимических мышц, движения которых могут выражать неисчислимое количество разнообразных чувств и настроений. Кстати, в улыбке могут быть задействованы 53 мышцы из этих 57. Поэтому научиться красивой, искренней улыбке совсем непросто. Для того чтобы с ее помощью передать радость от общения с собеседником, нужно эту радость действительно испытывать.

Пантомимика

ExternalLink_shutterstock_763710412-730x487.jpg

Пантомимика включает всю совокупность телодвижений, жестов и поз, которые участвуют в выражении эмоций. Характер движений человека вообще рефлекторно меняется в зависимости от его настроения. Жестикуляция, положение тела в пространстве, походка выдают наши чувства, даже если мы того не желаем.

  • Грустный, подавленный человек идет шаркающей походкой, опустив плечи и голову, он практически не жестикулирует, словно у него нет сил на это.
  • Для счастливого и бодрого человека характерна уверенная, пружинистая походка и широкий шаг. Он идет, словно танцует, и жестикуляция у него свободная и широкая, кажется, он готов обнять весь мир.
  • Резкие, рубящие жесты, напряженные, плохо скоординированные движения выдадут разозленного человека.

Наиболее заметна в общении экспрессия рук, их движения дополняют или опровергают то, что говорит человек, но они всегда очень информативны. Округлые, плавные движения руками бывают у спокойного человека в доброжелательном настроении. Прося о помощи, мы протягиваем руки открытыми ладонями к собеседнику, защищаясь, скрещиваем руки на груди, а злясь, сжимаем кулаки.

О пантомимике как форме экспрессивных движений можно говорить очень долго, недаром же языку телодвижений посвящены целые книги.

Вербальная (речевая) экспрессия

Не только движения, но и речь человека буквально пропитана эмоциями. В любом языке существует множество слов для передачи чувств и настроений, причем это разные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, наречия и т. д.

  • гнев – сердитый – гневаться;
  • радость – радоваться – радостный – радостно;
  • возлюбленный – любовь – любить;
  • презирать – презренный – презрение и т. д.

А если к словам добавить традиционные в русском языке приставки и суффиксы, то становится ясно, что с помощью только вербальных средств можно выразить разнообразные оттенки и нюансы эмоциональных состояний. Это успешно используют талантливые писатели, заставляя читателей переживать и радоваться, смеяться и плакать, возмущаться или скучать.

Настроения и чувства можно передать и с помощью слов, не относящихся к эмоциональной лексике. В русском языке для этого нужно только использовать соответствующие суффиксы и приставки. Например:

  • рука – рученька – ручонка – ручища;
  • тихо – тихонько – тихонечко;
  • кот – котик – котище – котяра;
  • большой – большенький – большущий – большученный и т. д.

А можно так построить фразу, что экспрессия в ней будет выражена с помощью сочетания слов. Например: «Эх, какой же грандиозный писатель» или «Это не человек, а ураган какой-то!»

Экспрессия речи проявляется в усилении ее эмоциональности, и лексика – это лишь одно из средств. Не менее важную роль играют экстра- и паралингвистика. Паралингвистика – это интонационные особенности нашего голоса, его тембр и громкость. С помощью интонации мы можем передавать разнообразные чувства и настроения, и нередко ее экспрессия значит даже больше, чем содержание самого речевого высказывания. Думаю, вы не раз сталкивались с ситуацией, когда собеседник уверяет, что у него все в порядке, но, судя по его голосу, это далеко не так.

Одной только интонации без слов достаточно для выражения эмоций, поэтому мы можем понять чувства иностранца. Экспрессивность интонации используется в музыке, которая, по сути, ее копирует.

Громкость и тембр речи тоже связаны с эмоциями:

  • слишком громкий голос свидетельствует о повышенном эмоциональном возбуждении;
  • тихий – о низком эмоциональном тонусе;
  • дрожащий – о страхе или неуверенности;
  • визгливый – о раздражении и злости;
  • мягкий, бархатный о положительном настрое на собеседника;
  • хриплый – смесь возбуждения и тревоги.

Экстралингвистика – это паузы и различные звуки, которые сопровождают речь. Главная функция экстралингвистики – экспрессивная, она передает эмоции в чистом виде, и к ней относятся различные многозначные паузы, ахи, охи, вздохи, плач, смех и т. д.

Экспрессия в искусстве

ExternalLink_shutterstock_1080530231-730x487.jpg

Искусство – это одна из форм общения людей, передающая в первую очередь эмоциональную информацию. Есть такая точка зрения, что искусство родилось из потребности людей в сильных эмоциях, точнее в тех, что им не хватает в реальности. И часто экспрессивная функция является основной для произведений искусства.

  • Главным образом это относится к музыке, которая для передачи настроения использует интонации человеческой речи. И музыка способна не только передавать чувства, но и пробуждать их у человека, вызывать эмоциональный резонанс.
  • Более сложными и неоднозначными экспрессивными средствами обладает изобразительное искусство. Оно воздействует на эмоциональную сферу человека с помощью цветовой гаммы, экспрессии мазков и динамики линий. Долгое время экспрессивной стороне живописи не придавалось серьезного значения, так как целью этого вида искусства считалось максимально реалистичное изображение мира. Изменили эту точку зрения на рубеже XIX-XX веков художники-импрессионисты, которые стали использовать изобразительные средства (главным образом цвет) для передачи нюансов настроения.
  • Танец и балет используют экспрессию движений, которые не менее выразительны, чем звуки, слова и краски.
  • В литературе главную роль играют выразительные способности слова.
  • А вот театр может использовать всю палитру экспрессивных средств, доступных человеку.

Экспрессивность как качество личности

Способность человека с помощью вербальных и невербальных средств передавать свои эмоциональные состояния называют экспрессивностью. В той или иной степени это качество присуще всем людям. Но некоторые личности настолько ярко и бурно демонстрируют свои чувства, что о них говорят как об экспрессивных натурах.

Уровень экспрессивности зависит не только и не столько от ситуации или состояния человека, сколько от его индивидуально-психологических особенностей. Они являются устойчивыми, часто носят врожденный характер и связаны с темпераментом. К таким свойствам личности, определяющим ее повышенную экспрессивность, относятся следующие:

  • возбудимость нервной системы; преобладание возбуждения над торможением, что свойственно холерикам;
  • подвижность нервных процессов, что приводит к быстрой смене настроения;
  • высокая скорость реакций – моментально все чувства отражаются на лице, в движениях и интонации;
  • высокий уровень активности – энергичные и деятельные сангвиники, как правило, более экспрессивны, чем флегматики;
  • чувствительность нервной системы, которая приводит к бурным эмоциональным реакциям даже на незначительные раздражители.

Экспрессивность человека зависит также еще от нескольких факторов. Например, от пола и возраста. Женщины обычно более экспрессивны, чем мужчины, так как у них подвижнее нервная система. Дети эмоциональнее, чем взрослые, они легко возбуждаются и не привыкли скрывать свои чувства. Поэтому их экспрессия намного заметнее.

Интересно, что уровень экспрессивности зависит и от национальной принадлежности человека. Это связано как с психологическим фактором (национальным характером), так и с культурным – традициями и обычаями. Так, более экспрессивные народы живут на юге. Думаю, все представляют, как бурно жестикулируют и выражают свои эмоции испанцы, португальцы, итальянцы, жители Латинской Америки и кавказские народы. А как экспрессивно поют и танцуют индусы! Эмоциональные по природе японцы сдержаны, так как этого требуют их культурные традиции. А вот жители Северной Европы, особенно Скандинавии и Прибалтики, экспрессивностью не отличаются.

Экспрессия не просто играет важную роль во взаимодействии людей, многие психологи считают ее ядром личности. Способность человека выражать свои эмоции и управлять процессом экспрессии сыграла важную роль в эволюции homo sapiens и в развитии цивилизации.

18 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Экспрессия свойственна людям в разной степени.

Многим она помогает яснее выражать свои мысли и душевное состояние, а кому-то такие проявления не свойственны.

Но что же такое экспрессия? Какие формы она может принимать? Хорошо ли быть экспрессивным человеком и когда как формируется такой тип личности?

Экспрессия — это…

Латинское слово «expressio» переводится как «выразительность». Толковый словарь Ушакова трактует этот термин, как «то, что придает выразительность чему-нибудь, что делает что-нибудь выразительным».

А в каких случаях личность становится наиболее выразительной? Правильно. Когда она на эмоциях (что это?).

Чрезмерное (читай экспрессивное) выражение своего внутреннего состояния и есть экспрессия.

Таким образом, экспрессия всегда предполагает наличие эмоциональной компоненты. Когда переживания человека чересчур интенсивны, он становится возбужденным. Эта энергия, что называется, хлещет через край: возбуждение выходит наружу, например, в виде громкой интонации или активной жестикуляции.

Говорить о том, что такое экспрессия, можно в разных контекстах (что это?):

  1. например, в психологии это понятие означает яркую демонстрацию своего внутреннего состояния в виде интенсивных чувственно-эмоциональных проявлений и повышенной двигательной активности;
  2. в искусстве (что это?) термин экспрессия всплывает, когда люди видят зажигательный танец, слышат волнующую музыку или созерцают необычную картину, при виде которой в душе поднимаются сильные чувства разной окрашенности (позитивные, негативные);
  3. в генной инженерии существует понятие «экспрессия генов», означающее их активность. Каждый ген несет свою функцию, которую он может не выполнять совсем (спать), выполнять слабо или по максимуму. В последнем случае и говорится об экспрессии.

Формы экспрессии

Сегодня мы говорим предпочтительно об экспрессии, которая свойственна людям. Каким образом выражает себя эмоциональный человек? Таких способов три:

  1. Мимика – передача эмоций с помощью выражений лица.

    Установлено, что на лице имеется 57 мимических мышц, которые в разной «комплектации» обозначают разные эмоции.

    Толстой сумел описать 87 выражений глаз и 97 оттенков улыбки! А есть еще брови, нос, рот, лоб, щеки и т.д., которые тоже участвуют в демонстрации наших чувств.

    Например, когда вы удивляетесь, ваши глаза широко раскрываются, брови «ползут» наверх, на лбу образуется «гармошка», рот становится похож на букву «О» и т.д. Видя все это на чьей-то физиономии, мы сразу понимаем, что человек чем-то удивлен.

    Страх, стыд, радость и другие чувства – каждое из них имеет свой специфический мимический портрет.
  2. Пантомимика – совокупность движений, жестов и поз.

    Телесная экспрессия также демонстрирует окружающим психологическое состояние личности, его настроение. Например, когда вы злитесь, ваши кулаки рефлекторно сжимаются, руки напрягаются, тело подается вперед и т.д.

    Грусть проявляется в опущенных плечах и голове, шаркающей походке, висящих руках. Радостный человек много жестикулирует, его движения напоминают танец, походка упругая, пружинистая.
  3. Речевая экспрессия – это «яркость» интонации и особое построение слов и фраз. С интонацией более или менее понятно: голос может быть громким-тихим, мягким-жестким и т.д.

Интереснее дело обстоит со словами. Произнесите вслух две фразы: «мой любимый муж» и «мой любименький муж» (слово «муж» можно заменить на парень, кофе, галстук…). Здесь отличаются всего два слова – «любимый» и «любименький».

С первого взгляда они означают одно и то же, однако несут разную эмоциональную окраску. «Любимый» звучит как-то более строго, обыденно. А «любименький»? Звучит так нежно и мимимишно, как сейчас говорят.

Или вот еще пример. Слово «рука». Ну, рука и рука. А если «ручка»? «Ручонка»? А «ручище»? Чувствуете разницу? Эти слова вызывают разный отклик внутри, чем, кстати, успешно пользуются писатели – провоцируя у читателя разные эмоции.

Экспрессия, как личностное качество

Экспрессия, как качество личности – это характерная особенность, при которой человек проживает свои чувства и эмоции очень ярко. Он как салют, который стреляет в разные стороны.

И потому такое зрелище более спокойным, уравновешенным людям кажется необычным, странным, завораживающим, иногда пугающим.

Все будет зависеть от ситуации:

  1. например, если драматический актер экспрессивно играет свою роль, то зритель буквально переживает его чувства вместе с ним – сливается с происходящим на сцене.

    Наверное, ради этого и ходят в кино и театры – чтобы прочувствовать нечто, что в обычной жизни недоступно, стать участником чужой истории, вовлекшись в нее эмоционально;

  2. а вот если на вас будет нападать маньяк и при этом вести себя очень экспрессивно – махать руками, орать недуром, прыгать на месте, делать резкие выпады в вашу сторону и т.д., то большинству будет намного страшнее, чем, если бы он тихо и спокойно потребовал кошелек;
  3. экспрессивное поведение партнера в постели кому-то может нравиться, а кого-то пугать (зависит от вашего темперамента);
  4. если вы сами по себе эмоциональны, то такие же люди будут восприниматься вами положительно. И, наоборот. Медленный флегматик (кто это?) может уставать от чрезмерности выражения другого.

Поэтому экспрессия экспрессии – рознь: все зависит от ситуации, в которой она проявляется, и кем проявляется.

Экспрессия всегда субъективна и выражает личное отношение индивида к чему-либо (рассказу, событию, явлению).

Ее уровень отличается у разных национальностей: например, итальянцы – весьма горячий народ, громко разговаривают, вечно машут руками. А если взять эстонцев, то экспрессивности им явно не достает.

Люди одной и той же нации тоже имеют разный уровень эмоционального выражения. Если вы родились в семье актеров, наверняка вы очень живой и подвижный человек. И наоборот. В семьях, где родители скупы на демонстрацию чувств либо просто не умеют их показывать, не понимают своих внутренних «движений», растут такие же дети.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (1)

«>

Экспрессия хороша в профессиональной деятельности, я имею в виду артистов, а вот в обычной жизни слишком экспрессивные люди вызывают, в лучшем случае, усмешку.

Знал я одного такого экспрессивного, он мог и сам с собой достаточно громко разговаривать, при этом размахивая руками — странный тип. Может у него конечно не экспрессия была, а психическое заболевание, но ведь и актеров нельзя назвать полностью здоровыми, я вообще считаю, что гениальный актёр должен быть немного сумасшедшим.

Конвергенция – понятие, которое можно встретить в самых разных областях и отраслях жизни человека. Мы расскажем об этом явлении с точки зрения психологии и выясним, что означает конвергентное мышление и в чем его недостатки.Томбой – кто это такой, как выглядит, особенности в прическе, макияже и одеждеТомбой – кто это знают многие подростки, в отличие от их родителей. Термин появился еще в древности, означая хулигана-мальчишку, но со временем стал применяться к девушкам, имеющим мужественный внешний вид и соответствующее поведение.</td>Латеральное мышление – что это такое, сравнение с вертикальным мышлениемНестандартное или латеральное мышление помогает решать множество самых разных задач, используя методы и способы, о которых многие люди даже не догадываются. Этот вид отличается отсутствием шаблонов и психологических барьеров, мешающих полету мысли.</td>Что будет если молчать 7 дней, что собой представляет практика молчания, какая от нее польза?Интересуетесь, что будет если молчать 7 дней, так, улучшение настроения, изменения во внешности – это далеко не весь список результатов. Чтобы подобная практика не нанесла урон нервной системе, необходимо ознакомиться с ее основными правилами.</td></tr>25kommentarii_lishnie_0.jpgОбъявления для соседей: 25 фото, читая которые вы прослезитесь от смеха3nataliya_ogryzko_0.jpgЖелезные леди: 7 шокирующих преображений женщин после «качалки»5_veshchey_kotorye_dlya_russkih_zhenshchin_norma.jpg5 вещей, которые для русских женщин норма, а для восточных — дикость10_produktov_kotorye_ochen_pohozhi_na_chelovecheskie_organy_0.jpeg10 продуктов, которые очень похожи на человеческие органы
10 самых дорогих десертов мира10 самых дорогих десертов мира7 эффективных способов сэкономить на покупке продуктов7 эффективных способов сэкономить на покупке продуктов
7 видов темный сущностей, способных испортить жизнь людям7 видов темный сущностей, способных испортить жизнь людямЧто русские хранят в гаражах: 20 фото, в которых много юмора и …хламаЧто русские хранят в гаражах: 20 фото, в которых много юмора и …хлама20 доказательств того, что делать торт в виде ёжика – очень плохая идея20 доказательств того, что делать торт в виде ёжика – очень плохая идея
ТолкованиеПереводПоведение экспрессивное</dt> Экспрессия — выразительность, яркое проявление чувств, настроений. Экспрессивность — степень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения и т. д. Данные термины используются не только психологами, но и искусствоведами, театроведами, когда необходимо подчеркнуть степень выраженности духовного мира человека или указать на средства его выражения, напр., в музыке, живописи, архитектуре. В психологии П. э. существует неск. трактовок понятия «выражение или экспрессия личности»: 1) широкая трактовка — все «максимальное бытие» человека, представленное с помощью всех возможных биологических и социокультурных средств; 2) менее широкая трактовка — категория, охватывающая персональное, личностное бытие человека, представленное в неск. устойчивых чертах, стиле, манере держаться, нечто стабильное, отличающее одного человека от другого; 3) более узкое определение однотипного проявления какого-то чувства, отношения, состояния человека; 4) в самом узком смысле — динамическое явление, состоящее из выразительных движений, сопровождающих текущие состояния (радость, гнев, отвращение, удивление) и отношения личности. В психологии П. э. рассматривается широкий спектр средств, с помощью к-рых личность выражает себя, или ее особенности могут быть обнаружены наблюдателем. В класс средств, выявляющих своеобразие личности, попадают: мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок, окружающая среда и т. д. Центральный предмет психологии П. э. — изучение закономерностей выявления на основе внешне данных, несловесных признаков (кодов) сущностной природы личности, изучение выражения (экспрессивного кода) как целостно-динамического явления, в к-ром представлены индивидуальные особенности человека, его актуальные состояния, отношения, его уровень притязаний, ценностные ориентации, стиль жизни и т. д. Главная цель психологии П. э. личности состоит в том, чтобы ответить на вопрос о диагностико-регулятивной ценности выразительных движений человека. Представители разл. школ в процессе создания экспрессивных кодов обращались к изучению механизмов, факторов, условий успешного кодирования и интерпретации П. э. В связи с этим в рамках психологии П. э. возникает социально-перцептивный подход, учитывающий особенности межличностного и межгруппового восприятия, коммуникативный подход, ставящий задачу выделить невербальные коммуникации из общего потока движений человека и использующий для этих целей структурно-лингвистические критерии, интерактивный подход, делающий акцент на изучении роли экспрессии в регуляции социального взаимодействия. Фундаментальные особенности П. э.: 1) оно есть составная часть целостного поведения личности, и как все поведение представляет собой культурно-исторический, интерперсональный феномен; 2) формирование П. э. личности, ее экспрессивного репертуара осуществляется на стыке природных форм выражения состояний, переживаний, отношений и социокультурных способов их предъявления, поэтому П. э. относится к биосоциальным системам как и все поведение человека; 3) оно неотделимо от личности, индивидуально и неповторимо настолько, насколько индивидуальна и неповторима сама личность; 4) П. э. есть инструмент познания внутр. мира человека, потому что оно и есть часть этого мира, форма его существования. По словам исследователя выразительного поведения С. Волконского, выразительное поведение — это выявление внутреннего Я путем внешнего Я, это «самоизваяние, при том вечно изменяющееся». 5) Осн. свойство П. э. — это динамичность и изменчивость совокупности выразительных средств вслед за изменениями личности. Экспрессия включает элементы, имеющие высокую степень изменчивости (динамические — мимика, жесты, позы и т. д.), среднюю (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). 6) П. э. представляет из себя целостность, состоящую из движений, отличающихся степенью интенциональности, направленности, осознанности. Наряду с устойчиво повторяющимися движениями в него входят те элементы, к-рые соответствуют динамическим состояниям личности. Они, в свою очередь, накладываются на индивидуально-личностные и групповые программы П. э. 7) В силу этих обстоятельств оно не является системой кодов с жестко закрепленными значениями, имеет поле психол. значений. 8) Совокупность выразительных средств, образующих структуру П. э., представляет собой целостность, трудно разложимую на отдельные единицы, где преобладают непроизвольные движения над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми. Поэтому П. э. «верно передает душу во всем ее бессознательном и сознательном составе…- передает… гораздо больше, чем сами сознают и чем могут выразить словами люди» (Ильин, О связанности людей в добре и зле). 9) П. э. частично представлено самому субъекту О. Он не видит напряжения своих мышц, пластики своих поз, экспрессии своего лица (Бахтин). 10) Партнер по взаимодействию напротив может наблюдать за экспрессией с помощью оптической, тактильно-кинестетической, акустической, ольфакторной систем отражения и формировать психологически многозначный образ личности другого. 11) П. э. относится к полифункц. явлениям, выполняющим информативные, коммуникативные, эмоциональные, когнитивные, регулятивные функции. Оно уточняет, изменяет эмоциональную насыщенность сказанного, нейтрализует нежелательные состояния, отношения (напр., агрессию). Постоянная представленность П. э. другому («осязаемое данное» — Рубинштейн) привела к развитию функций маскировки своего Я человеком, к-рый использует в этих целях разл. «экспрессивные маски». 12) Экспрессия является не языком тела, а языком души. Экспрессия как внешнее Я личности, связанное с ее устойчивыми и динамическими подструктурами, может обсуждаться в следующих направлениях: 1) в кач. выразительных компонентов общей, психомоторной активности личности, сопряженной с ее темпераментом (темп, амплитуда, интенсивность, гармоничность движений); 2) как экспрессивная структура актуальных психич. состояний личности; 3) как выражение модальности, знака отношения одного человека к другому; 4) как средство выражения свойств и качеств личности; 5) как показатель развития личности в кач. субъекта О. (экспрессивные программы вступления в контакт, поддержания и выхода из него); 6) в кач. экспрессивных компонентов социального статуса личности; 7) как средство выражения личностью ее тождества с опр. группой, общностью, культурой; 8) в кач. «экспрессивных масок» маскировки, внешнего Я личности; 9) как средство демонстрации и создания социально приемлемых форм поведения; 10) может рассматриваться как показатель личностных способов разрядки, облегчения в стрессогенных ситуациях. Наряду с этими направлениями анализа выражения личности, она (личность) может быть изучена с т. зр. использования ею экспрессивного репертуара (как его статических, так и динамических компонентов) для: 1) поддерживания оптимального уровня близости с партнером; 2) для изменения взаимоотношений в О.; 3) для придания опр. формы взаимодействию с другими (от конфликта до согласия); 4) для осуществления социальной стратификации. В экспериментальной психологии экспрессивного поведения предпочтение отдается изучению динамических компонентов экспрессии — совокупности выразительных движений, к-рые постоянно изменяются в соответствии с состояниями и отношениями человека. Эти выразительные движения отражаются преим. с помощью оптической системы. К визуальным средствам О. в англо-американской психологии относят также кинесику: это зрительно воспринимаемый диапазон движений, несущих разл. информацию либо с т. зр. одного партнера, либо с т. зр. другого, либо для обоих. В структуру кинесики входят только те выразительные движения рук (жестов), движения глаз (контакт глаз), движения тела человека (позы), к-рые имеют достаточно четкую семантику. В отеч. психологии принята классификация выразительных движений, имеющих как четкое, так и размытое поле психол. значений, предложенная С. Л. Рубинштейном: мимика или экспрессия лица (выразительные движения лица), пантомимика (выразительные движения всего тела — позы, походка, жесты) и «вокальная мимика» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса — просодика). Мимика, жесты, позы, походка, интонации образуют экспрессивный репертуар личности, к-рый в той или иной степени осознается индивидом, управляется им, носит характер программы экспрессивного поведения личности. Лит.: Бодалев А. А. Личность и общение. 1982; Бутовская М. Л. Язык тела: природа и культура. 2004; Волконский С. Выразительный человек. М., 1913; Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. 1999; Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. 2001; Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940 ; The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research / Ed. by Jinni A. Harrigan, Robert Rosenthal, Klaus R. Scherer. Oxford, New York, 2005. В. А. Лабунская </dd>

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.

</dl>

Смотреть что такое «Поведение экспрессивное» в других словарях:

  • поведение экспрессивное — характеризует относительно стабильные особенности индивидуального стиля испытуемого, например, лексику, речь, способ работы с перцептивным материалом. Диагностируется в некоей мере всеми методиками проективными, но лучше всего тестом пятен… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Поведение экспрессивное — [лат. expressio выразительность] выразительное, яркое проявление чувств, настроений. Термины экспрессия и экспрессивность используются в том случае, когда необходимо подчеркнуть степень выраженности духовного мира человека или указать на средства …   Психологический лексикон

  • Невербальное поведение в общении : интерпретация — Интерпретация (И.) один из важнейших механизмов познания др. человека в О., поскольку она направлена на понимание внутреннего, скрытого от непосредственного восприятия, сущностного в человеке (внешнее и внутреннее в человеке: проблема… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ЗНАК —         материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого др. предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Различают… …   Философская энциклопедия

  • ЗНАК —         материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. 3. является осн. средством культуры, с его помощью… …   Энциклопедия культурологии

  • Невербальное общение : направления исследований — Несмотря на огромный интерес к психологии невербального общения (Н. о.) специалистов из разл. областей, большое количество исследований разл. ориентаций и появление специальных журналов (напр., Journal of nonverbal behavior), в настоящее время в… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ — мед. Насилие над детьми любое действие или бездействие взрослых, наносящее психологическую или физическую травму ребёнку. • Эмоциональное насилие: длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка. •… …   Справочник по болезням

  • Оценивание человека: внешние и внутренние эталоны — Оценивание это суждение о соответствии чего либо тому, что заведомо имеет ценность. Оценивание в общем случае это соотнесение с ценностно нагруженным эталоном. Эталоны имеют внеш. и внутр. формы существования, постоянно переходящие друг в друга:… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Теория эмоций Джемса—Ланге (James—Lange theory of emotions) — Т. э. Дж. Л. сразу же после ее опубликования в труде Джемса «Принципы психологии» (Principles of psychology) превратилась в предмет многочисленных научных дискуссий. Некоторые положения теории Джемса были сформулированы датским психологом Карлом… …   Психологическая энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ —         Один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения.         В отечественной литературе авторы,… …   Психотерапевтическая энциклопедия

Цель — передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на его основе побудить партнера к тем или иным формам социального действия (чаще всего массового).

Условия — опора на эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоций на волю, широкое использование средств художественно-эстетического воздействия и опора на механизм социально-психологического выражения.

Формы коммуникативных процессов воздействия:

  • • рассказ о собственных переживаниях и чувствах, связанных с предметом общения;
  • • мотивированный призыв;
  • • анализ возможных последствий.

Технологические особенности организации коммуникативного действия:

• краткость изложения;

  • • ситуативная обусловленность;
  • • яркость жестикулирования;
  • • демонстративный характер поз;
  • • интонирование голосом;
  • • аффектация и акцептация.

Цель — оказать внушающее воздействие для изменения мотивации ценностных ориентации и установок личности.

Условия — некритичность отношения одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего коммуникативную роль воспринимающего.

Формы коммуникативных процессов воздействия — внушение через:

  • • мотивационную сферу сознания;
  • • идентификацию;
  • • ссылки на авторитет;
  • • персонификацию;
  • • предупреждение.

Технологические особенности организации коммуникативного действия:

  • • опора на суггестивные потенциалы партнера по общению;
  • • постоянное разъяснение внушаемых установок;
  • • формирование аттракции как необходимого компонента в суггестивном общении;
  • • интонационная стимуляция внушаемой информации;
  • • дистанционное управление эмоциональным напряжением и т.д.

Цель — закрепить и поддерживать нормы отношений, обеспечивать психорегуляцию социальной психики в больших и малых группах.

Условия — художественно оформленная среда, канонизация действий и концентрация внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия и его ориентация на бинарное воздействие (на воспринимающих и исполняющих ритуал одновременно).

Формы коммуникативных процессов воздействия:

  • • ритуальные акты;
  • • церемонии;
  • • обряды;
  • • обрядовые комплексы.

Технологические особенности организации коммуникативного действия:

  • • опора на национальные и территориально-профессиональные традиции и нормы общения;
  • • предварительное заключение конвенции о порядке ритуала;
  • • концентрация внимания на самоценности ритуальных действий;
  • • театрализация коммуникативного поведения.
Используемые источники:
  • https://psychologist.tips/3617-chto-takoe-ekspressiya-formy-ee-proyavleniya.html
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/ehkspressiya-chto-ehto-takoe.html
  • https://womanadvice.ru/ekspressiya-chto-eto-takoe-raznye-proyavleniya-v-psihologii-i-ih-obyasneniya
  • https://communication_psychology.academic.ru/753/поведение_экспрессивное
  • https://studref.com/526177/psihologiya/ekspressivnaya_model_obscheniya