Что характеризует человека как личность?

Индивидуальность – это свойство быть непохожим на остальных. Это слово подходит ко всему, что нас окружает. Обычный камушек на дороге, цветок в поле или на клумбе, любое дерево или куст, птица или другое животное по-своему уникальны. Все встречается в природе в единственном экземпляре, даже если входит в состав комплекса камней, целого букета, леса полного деревьев и кустов, даже если это часть целого класса или отряда некоего вида животных. Все в нашем мире разное. Касается это, естественно, и человека.

6501c8b2543dc1e34f7f3d0808e3811f.jpg

С психологической точки зрения, конечно, интереснее узнать об индивидуальности человека. Мы все разные. Это отличие начинается в различии генетического кода, набора хромосом и заканчивается непохожестью поведения, темперамента и характера каждого из нас. В каждом есть что-то свое личное: свой цвет глаз, волос, рост и вес, тип телосложения; манера разговора и голос; свой характер и темперамент; свое отношение к окружающему. Это делает нас разными в глубоком смысле этого слова. Каждый мыслит и делает по-своему. Однако индивидуальность это нечто более широкое, чем просто установленный природой набор признаков. Индивидуальность человека, как личности, развивается в течение всей жизни. Биологически, как индивиды, то есть, как представители рода человеческого, мы очень схожи. У всех с рождения два глаза и два уха, один рот и нос, две руки и две ноги. У некоторых бывают одинаковые признаки: один цвет глаз или волос, один цвет кожи, схожие формы носа и губ и т. д. Однако мы очень отличаемся друг от друга. Это отличие накапливается постепенно и придает нам индивидуальности.

В чем состоит отличие понятий “человек”, “индивид”, “личность” от понятия “индивидуальности”

Часто в разговорной речи, в художественной или научной литературе, в обиходе этими понятиями описывают какой-то один субъект. Они тесно между собой связаны, однако не означают одно и тоже.

Итак, “человеком” называется представитель человеческого рода. Человеческие качества и физические признаки определены генетически.

Индивид – это представитель вида “homo sapiens” в единичном экземпляре. Индивиды отличаются друг от друга ростом, весом, типом телосложения, цветом волос, расовыми принадлежностями, характером, мышлением, темпераментом и поведением.

Под “личностью” имеются в виду свойства человека, которые развиваются в нем под влиянием общества. От семейного воспитания, традиций, влияния родственников, воспитателей в детском саду, учителей в школе, преподавателей в училище и университете, коллег и, в общем, от отношений между людьми зависит какой личностью станет человек.

Индивидуальность же представлена в основном духовными качествами человека. Отражает его неповторимость, самобытность и независимость. Индивидуальностью называют способность личности самой выбирать, определить свой путь, свое призвание, способность проявить себя иначе в сравнении с другими. Таким образом видно, что эти понятия взаимосвязаны, так как относятся к одному субъекту.

Характеристика индивидуальности

Индивидуальность человека описывается набором качеств, личностными свойствами и способностями, которых нет в других людях. Особенно отличительны интеллектуальные способности человека. Интеллект развивается в результате работы над собой. Он зависит от количества полученных знаний, жизненного опыта и умений. Интеллектуально развитая личность мыслит, самовыражается и ведет себя независимо и в своей манере. Индивидуальность обусловлена наличием своего мировоззрения, своего восприятия окружающего мира. При этом человек имеет четкую жизненную позицию и собственную точку зрения на все. Часто с индивидуальностью личности мы позиционируем творческую личность, человека, у которого есть личный творческий взгляд на все. Иногда эти творческие способности настолько развиты и не похожи на других, что речь заходит об одаренности. Талантливый человек особенно отличается от других своими характерными чертами. Такого индивида называют сильной личностью.

Индивидуальность в психологии

Индивидуальность такое уникальное свойство личности, которое вызывает интерес в изучении психологами. Этот феномен давно исследуется как в нашей стране, так и зарубежными психологами. В психологии индивидуальность рассматривается как комплекс взаимодействий между темпераментом, характером, межличностными отношениями, интеллектом, интересами и увлечениями личности.

Анализ взаимосвязей между отличительными чертами человека играет важную роль. Он помогает понять масштабы влияния общества и среды на развитие личности и ее индивидуальности. Помогает узнать о возможностях человека самореализоваться, быть оригинальным и непохожим на других благодаря своим стараниям. Человек – это член общества, а не изолированный субъект, что вызывает интерес к изучению. Особенно интересно с точки зрения психологии изучение межличностных отношений между людьми в обществе. Это дает возможность исправить ошибки на этапах развития и становления личности.

2.Индивидуальность личности и проблема индивидуального подхода в профессиональном музыкальном обучении.

Индивидуальность нередко приравнивается к яркости личности, что особенно ценится в искусстве. Индивидуальность невозможно описать просто перечислив особые качества человека – в любом психологическом портрете обязательно имеются совсем не индивидуальные а типовые черты присущие многим людям. Индивидуальность человека часто соотносят с типом темперамента, характера, личности (за время изучения человечества было создано много типологий, многие из которых противоречат друг другу).

Индивидуальность проявляется в своеобразии связей между свойствами человека, но сами свойства могут быть присущи многим людям. Тип – образец наиболее вероятного соединения этих свойств. Считается, что определенные черты имеют наследственную обусловленность, но исследования опровергают эту гипотезу.

Признаки индивидуальности человека:

  1. Внешняя выразительность. Мы называем индивидуальным человека, который необычно выглядит, у которого яркая речь, выразительная жестикуляция, то есть по внешней картине.
  2. Особая связь между общими для всех людей чертами. Такие черты как доброта, жадность, щедрость и др. есть у многих людей и индивидуальность заключается в том как эти черты между собой взаимосвязаны. Они взаимосвязаны всегда неповторимым образом.
  3. Неповторимая история жизни. Психический склад и жизненный опыт каждого человека неповторим, даже если они принадлежат одной семье, поколению, культуре. На формирование личности влияют в первую очередь такие факторы среды которые человек способен воспринять осознать и которым придает какое-либо значение.
  4. Умение себя выразить или то, что называется « быть самим собой»

Это тот параметр, который человек отстаивает ежедневно в социальной жизни, т.к. жизнь нас усредняет и умение выразить себя является высшим показателем индивидуальности.

Второй подход к определению индивидуальности: это та психологическая индивидуальность, которая связана с такими понятиями как темперамент, характер, способности.

Темпера́мент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

… передать формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».   Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином «личность» употребляют понятия «индивидуальность», «индивид», «человек». Данные понятия содержательно меж собой взаимосвязаны. Человек — понятие родовое, отмечающее …

Общие и частные свойства: общая динамическая картина поведения человека в наибольшей степени зависит от свойств нервной ткани лобных долей мозга. Здесь локализованы системы саморегуляции поведения и речи, которые относительно независимы от активности отдельных органов чувств, но объединяют нервные процессы всего мозга – поэтому их называют общими свойствами нервной системы. Преобладание у человека зрения или слуха с необычными возможностями двигательной системы являет нам проявление частных свойств нервной системы. Общие и частные свойства нервной системы могут не совпадать.

Свойства силы и слабости нервных процессов: сильная нервная система более вынослива и работоспособна, зато слабая более чувствительна. ( сила и слабость нервной системы не связанна с физическими показателями).

У каждого свойства нервной системы есть свои положительные и отрицательные стороны: слабые выигрывают в кропотливой работе, а сильные в экстремальных ситуациях.

Сила и слабость нервной системы достигает устойчивых значений примерно к 9 -10 годам. Особое внимание педагогам следует обратить внимание на обладателей слабой нервной системы. Им трудно в ситуациях требующих: длительного нервно-психического напряжения, высокого темпа работы, усвоения большого объема разнообразной информации, распределение внимания на не связанные между собой объекты и процессы, быстрой реакции на неожиданные изменения в привычной обстановки. Им трудно работать при шуме, суете, дефиците времени, после неудач и конфликтов, а также со вспыльчивыми и импульсивными людьми.

Скоростные свойства нервной системы. 1. Подвижность нервной системы которая зависит от скорости смены возбуждения торможением либо торможения возбуждением. Подвижность содействует формированию таких черт как находчивость, ловкость, гибкость, но и неорганизованность, поверхностность. Малая подвижность – устойчивость вкусов, привычек, но и медлительность, консерватизм. 2. Лабильность отражает скорость возникновения и прекращения нервного процесса. Лабильные быстро схватывают информацию, хорошо приспосабливаются к новым ситуациям, изменчивы в поведении. Напротив, обладатели инертной нервной системы – медлительны, неторопливы, с трудом перестраиваются. 3. Динамичность. Выражается в легкости и быстроте выработки положительной или тормозной реакции на воздействие (условного рефлекса).

Уравновешенность определяет баланс выносливости, чувствительности и скоростных характеристик нервных процессов – это свойство в наибольшей степени соответствует исконному значению слова темперамент – соразмерность.

Хара́ктер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

3 стр., 1033 слов

ВОПРОС ╣ 14 Понятие о характере. Типы характера. Его черты, свойства

… интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. 4. Черты характера и отношения личности Характер человека определяется его отношением к: 1. коллективу и отдельным людям; 2. труду и достижению … понят и раскрыт только в общении с другими людьми. Отношение к трудунаходит выражение в таких чертах характера как трудолюбие, добросовестность, аккуратность, инициативность, инертность, …

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера:

  1. отношение человека к другим людям, (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, и противоположные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);
  2. черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость, и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);
  3. черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность, и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм — как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания,
  4. черты, характеризующие отношение человека к вещам: (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Способности — это свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивно, обусловливающими возможность их приобретения

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

  1. умственные и специальные
  2. учебные и творческие
  3. математические
  4. конструктивно-технические
  5. музыкальные
  6. литературные
  7. художественно-изобразительные
  8. физические способности

. Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. В их основе, как в основе способностей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действительность, либо способность трансформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность (благодаря синестезии).

Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на две группы:

  1. собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);
  2. композиционные (для сочинения музыки);
  3. контролирующие, слуховые (музыкальный слух — звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).

В педагогики существует три направления в индивидуальном подходе:

29 стр., 14122 слов

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека …

… т.д.     Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений. Межличностные (интерперсональные) отношения – это объективно переживаемые, в … является механическим устройством и предназначено для управления людьми через способы удовлетворения потребностей человека Отношения как ключевое понятие в теории личности, разработанной …

1. Психологическийподход (педагог приспосабливает средства, принципы обучения к психологическим особенностям (темпераменту) ученик. «Надо всесторонне изучить ученика». Рекомендуются тесты по определению уровня интеллекта, эмоциональности, воли (лени) мотивационные тесты и др.).

После этого педагог «часто пользуется ярлыками: ленивый, заторможенный и т. д. И делает поправки на результаты исходя из этого». «Акцентируется развитие способностей как цель». Подход широко применяется в отечественной педагогике.

2. Индивидуальность ученика проявляется «не в его качествах, а в проблемах» (могут быть «недомотивированными») имеет значение и характер материала, и содержание обучения, и социальная среда, из которой вышел ученик. Этот подход больше развит в западной традиции.

3. Профессиональнаяпедагогика (Педагога не интересуют ни психологические качества учащегося, ни его проблемы в обучении. Его итересуют только профессиональные качества и их развитие, корректировка, связь между этими качествами (Задача этого направления состоит в том, чтобы сформировать «индивидуальный профиль» для данного учащегося или найти место для него.

4. Дифференцированный подход (составление индивидуальных образовательных программ для каждого человека. При этом учитываются возрастные особенности, профиль одаренности, образовательные стандарты.

Ни один из подходов не реализуется последовательно. Все они применяются вместе и только вместе.

chem_otlichaetsya_individ_ot_individualnosti.jpg

Признаки индивидуальности

Человек рождается со своими задачами, устремлениями и миссией. Окружающая среда, начиная с родительской семьи и заканчивая социумом, вносит свои ограничения в виде запретов, норм, установок и традиций. Как элемент общества люди носят в себе эти соответствия и в этом схожи. Тогда как же происходит формирование неповторимости индивида? Понятие индивидуальность – имеет много уровней, целостность которых возможно замерить только с помощью математической статистики. Факторная индивидуальность включает в себя признаки:

  • особенности познавательной сферы (нетривиальные мышление, воображение, память);
  • неординарные способности;
  • богатый «внутренний» мир человека, формирующийся в ходе развития личности;
  • самоценность;
  • интеграция и активность в обществе: установление уникальных межличностных отношений, свойственных только конкретному человеку;
  • творчество, вытекающее из личностного неповторимого восприятия мира;
  • самореализация через личностный вклад в культуру и духовное развитие города, страны, мира;

Индивидуальность — это плохо или хорошо?

Люди привыкли разделять вещи, события, явления на «черное» и «белое». Все имеет свою полярность. Качества, характеризующие личность, могут быть в переизбытке, становясь резко отрицательными по меркам социума и индивидуальность человека не исключение. Индивидуальный стиль художника и индивидуальный «почерк» преступника окрашены разными оттенками морального отношения. Индивидуальность, переходящая в эксцентричность вызывает у людей, по меньшей мере — недоумение.

Подавляет ли коллектив индивидуальность?

Человеческая индивидуальность на определенном отрезке пути нуждается в группе, где может расцвести и реализоваться. Человек начинает профессионально расти, превосходить в результатах деятельности или по качеству работы «середнячков» коллектива – формируется конфликт между группой и личностью. Ярко выраженная индивидуальность вызывает раздражение у остальных членов коллектива, которые посредственно относятся к своим обязанностям. Другое развитие сценария происходит в творческих коллективах, где индивидуальность личности только приветствуется.

Чем отличается индивид от индивидуальности?

Понятия Индивидуальность и индивид стоят в одном ряду применительно к описательной характеристике людей. Индивид – это первое определение, которое можно отнести к рожденному человеку, используется как биологический термин. Социальная психология выделяет отличия между схожими на первый взгляд понятиями:

Индивид (лат. – цельный, неделимый):

  • отдельно взятый человек, член общества.
  • более широкое по смыслу определение, включающее в себя обусловленную природой данность – набор генов, фенотипические особенности, гендер, возраст, телосложение.

Индивидуальность:

  • уникальный набор качеств конкретного индивида.
  • развивается со временем: путь человека длиною в жизнь с этапами становления личности, самоопределения, осознания своего места в жизни.

Чем отличается личность от индивидуальности?

Уникальность личности выражена в ее индивидуальности. Эти два понятия часто синонимично связывают между собой. Найти индивидуальность вне личности невозможно. Психологи утверждают что личностью стать гораздо сложнее, индивидуальность и так присуща каждому человеку и только сформировавшаяся личность может полностью раскрыть для общества свою индивидуальность. В психологическом контексте определения индивидуальность и личность имеют различия:

Личность:

  • становление происходит на протяжении всей жизни во время взаимодействия с социумом;
  • зрелый человек с устоявшимися взглядами и мнениями на жизнь;
  • обладает стабильными характеристиками качеств, которые остаются даже при меняющихся условиях среды.

Индивидуальность:

  • человек получает с рождением и у каждого она своя;
  • помогает выделиться человеку из толпы, но при этом сам он может и не являться личностью;
  • часто меняется под воздействием общества.

Как стать индивидуальностью?

Знаменитое изречение О. Уальда гласит: «Будь собой, остальные роли заняты». Сегодня стало модным выражать индивидуальность, выделяться среди других. Но та ли эта индивидуальность, которая заставляет обратить на себя внимание в положительном, запоминающемся аспекте, каждый определяет это сам. Развитие индивидуальности предполагает огромную внутреннюю работу личности:

  • выработка своего стиля (одежда, манера речи, прическа, жесты);
  • формирование собственной точки зрения;
  • развитие речевых навыков (выступление на публике);
  • перестать заботиться о том, что думают или скажут другие (здоровый пофигизм);
  • повышение уверенности;
  • постоянное напоминание себе о своей уникальности и неповторимости.
Статьи по теме:
Социальная роль личности — значение социальной роли в жизни человекаСоциальная роль человека — одно из часто применяемых понятий психологии. Изучением и описанием этой характеристики личности занимались многие специалисты, благодаря их трудам, было получено ее описание, разделение на подкатегории.Как найти себя в жизни и стать тем, кем предназначено свыше?Каждый нормальный человек рано или поздно задается вопросом, как найти себя в жизни, ведь поиск жизненного пути дает возможность самореализоваться, обрести истинное счастье, при условии, что будет найдена самая важная и главная цель.
Что такое сублимация в психологии и как научиться сублимировать сексуальную энергию?Что такое сублимация известно не многим. Под этим термином понимают перенесение энергии во что-либо. Нередко сексуальные импульсы трансформируют в творческую деятельность, в результате чего рождаются настоящие шедевры искусства.Нигилизм в современном обществе — его виды и последствияНигилизм является мировоззрением, которое ставит под сомнение общепринятые ценности и нормы нравственности. Выделяют такие виды течения как моральный, правовой, географический, религиозный, социальный, юношеский, мереологический.
25kommentarii_lishnie_0.jpgОбъявления для соседей: 25 фото, читая которые вы прослезитесь от смеха3nataliya_ogryzko_0.jpgЖелезные леди: 7 шокирующих преображений женщин после «качалки»5_veshchey_kotorye_dlya_russkih_zhenshchin_norma.jpg5 вещей, которые для русских женщин норма, а для восточных — дикость10_produktov_kotorye_ochen_pohozhi_na_chelovecheskie_organy_0.jpeg10 продуктов, которые очень похожи на человеческие органы
9 самых страшных существ, найденных когда-либо9 самых страшных существ, найденных когда-либо22 примера искренней дружбы среди собак22 примера искренней дружбы среди собак
27 фото красавцев и красавиц из социальных сетей27 фото красавцев и красавиц из социальных сетейЭтот золотистый ретривер покорил Интернет своей неуклюжестьюЭтот золотистый ретривер покорил Интернет своей неуклюжестью«Бумажные» фантазии, или как мама с дочкой создают платья ее мечты«Бумажные» фантазии, или как мама с дочкой создают платья ее мечты
Психология личности Автор статьи: Иван Иванович ИвановИванов И. И. —> Содержание статьи:

В повседневной жизни мы часто упоминаем о характере человека: «легкий», «хороший» или, наоборот, «тяжелый». Что же такое характер и можно ли его изменить, расскажем подробно.

1559640941_1.jpg

Что такое характер человека

В переводе с греческого языка характер переводится как «печать», «чеканка», то есть с одной стороны, это отличительный знак, а с другой – нечто устойчивое и присущее конкретному субъекту или объекту.

В психологии характер – это набор стойких индивидуальных особенностей личности, который определяет тип поведения и форму взаимоотношений с окружающими людьми.

Особенности характера, как черты личности, следующие:

  • его составляющие имеют долгосрочное действие, устойчивость, не подвергаются изменениям быстро и легко;
  • характер имеет прикладное значение, им обуславливаются поступки человека во всех сферах жизнедеятельности.

Человек может проявлять героизм, трусость, быть тревожным, агрессивным либо мягким, слабовольным. Если подобные проявления встречаются часто и явно выражаются во вне, то о человеке скажут: «У него такой характер».

Когда добросердечная и мягкая личность в определенных условиях вспылит, проявит агрессию, то характером это окружающие называть не станут, скорее, спишут на конкретные обстоятельства.

Знание характера личности позволяет прогнозировать его поведение и поступки в различных ситуациях, а также корректировать их при необходимости. Мы всегда заранее знаем к кому можно обратиться за помощью, с кем не страшно вступить в рискованные предприятия: «Он не может сделать по-другому, такой уж характер».

Черты характера: общие сведения

Не всякая особенность человека может быть отнесена к его устойчивой постоянной черте характера. Мы уже сказали, что добряк может вспылить, а к примеру, оптимист впасть в тоску. Но первого мы не опишем как агрессора, а второго как нытика.

В психологии выделяют три ведущие группы черт характера, которые в совокупности его и составляют.

1 группа черт – отношение к самому себе

В эту группу входят как положительные, так и отрицательные характеристики, показывающие отношение личности к себе, ее самосознание.

Черты характера со знаком «плюс» — внутреннее достоинство, честь, гордость, самокритичность, уместная скромность, адекватная самооценка.

Черты со знаком «минус» — тщеславие, завышенное самомнение и самооценка, гордыня (не путать с гордостью), обидчивость, застенчивость (не путать со скромностью).

2 группа – отношение к окружающим

Характеристики, показывающие основу взаимоотношений личности с другими людьми — в семье, в коллективе, в кругу друзей.

Черты характера со знаком «плюс» — отзывчивость, уважение, коммуникативность, чуткость, готовность прийти на помощь, умение работать в команде, порядочность.

Черты со знаком «минус» — бездушие, презрение к другим, снобизм, хамство, пренебрежение, замкнутость, черствость, индивидуализм.

3 группа черт – отношение к деятельности

В этой группе объединены черты характера, относящиеся к своему делу, профессии, труду в целом.

Черты характера со знаком «плюс» — трудолюбие, активность, ответственность, креативность, склонность к творчеству, инициативность.

Черты со знаком «минус» — лень, прокрастинация, безответственное отношение к делу, безынициативность, пассивность.

На основе выборки указанных характеристик можно составить портрет личности.

Особенности формирования характера человека

Долгое время философы полагали, что характер – это врожденная черта человека. То есть, он рождается уже с определенным набором качеств, которые в процессе формирования не изменяются. Сегодня эта точка зрения не поддерживается. Доказано, что характер формируется на протяжении всей жизни и зависит от воспитания, окружения, вхождения в определенную социальную группу, профессиональной деятельности и т.д.

1559648119_3.jpg

Впервые мысль о существенном влиянии на характер внешних факторов выразил ученый Д. Локк, который утверждал, что психофизические свойства и воспитание влияют на формирование характера в равной степени.

Современная наука (последнее столетие) поддерживает эту гипотезу.

По оценке исследователей, на формирование личности оказывают влияние:

  • трудовое воспитание;
  • личный пример;
  • физическое воспитание;
  • саморазвитие;
  • морально-этическое воспитание;
  • правильное формирование привычек.

В независимости от возраста процесс формирования характера подвергается воздействию информационного поля, в том числе личностью воспринимаются:

  1. культурные ценности, идеология, культивируемые в обществе;

  2. личный пример уважаемых для конкретной личности людей;

  3. общественное мнение и распространенные в обществе суждения;

  4. литература, телевидение, кино, театр.

Зрелый, думающий человек также может заниматься коррекцией своего характера. Таким образом, формирование характера происходит в течение всей жизни.

Влияние на его изменения оказывают три основные фактора:

  • физиологические (пол, темперамент);
  • социальные (воспитание, культура, семья, школа, коллектив);
  • личностные (саморазвитие, самовоспитание).

Первым этапом развития характера является раннее младенчество. На этом уровне очень важно дарить ребенку любовь, заботу, давать много внимания, поскольку именно здесь формируется эмоциональная составляющая на всю последующую жизнь.

Далее развитие личности происходит в младшем дошкольном возрасте. Ребенок изучает и копирует модели поведения взрослых, находящихся рядом. Важно прямое обучение с соответствующим эмоциональным подкреплением (похвала). Именно в этом возрасте формируются такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие.

В младшем школьном возрасте главную роль играет оценка поступков и действий малыша взрослыми людьми, прививаются понятия «хорошо» и «плохо». Появляются черты характера, относящиеся к труду: ответственность, пунктуальность.

У подростков активно идет формирование морально-этических норм и волевой сферы. К концу обучения в школе, характер, как правило, уже сформирован, далее он только корректируется.

Взаимосвязь между темпераментом и характером

Характер и темперамент нередко отождествляют, однако это разные понятия.

В психологии по этому поводу высказывались разные точки зрения:

  • оба понятия тождественны;
  • темперамент — это часть, ядро характера;
  • два понятия является антагонистами;
  • темперамент — это природная основа характера.

Темперамент более тесно связан со свойствами нервной системы человека и напрямую ими обусловлен. На характер большое влияние оказывает социум и воспитание. Если характер подлежит коррекции, то темперамент – это врожденное свойство, которое остается у личности на всю жизнь.

1559648606_4.jpg

Социальная среда, в которой вырос и живет индивид оказывает сильное влияние на характер, темперамент при этом остается неизменным. От характера зависит содержание поступков человека, а от темперамента лишь их манера и стиль.

Важно: темперамент не может подвергаться оценкам «хороший», «плохой», а вот характер состоит из тех черт, которые могут расцениваться как положительные или отрицательные.

Тип темперамента и характер связаны и взаимодействуют друг с другом в едином облике человека, образуя неразделимый сплав — характеристику его индивидуальности.

Какие бывают типы характера

В психологии существует несколько классификаций типов характера. Одной из самых известных является типология, предложенная американским психоаналитиком Александром Лоуэном.

Тип характераЕго характеристики
Оральный У человека наблюдается резкая смена настроений, выражена зависимость от окружающих. Инфантильность, склонность к меланхолии и депрессии, боязнь быть отвергнутым, низкая самооценка.
Мазохистский Личность любить страдать, обладает очень высокой чувствительностью. Присутствует интуиция. В себе не уверены, замкнуты.
Истерический Высокий уровень амбиций, умение контролировать поведение и действия. Надменность, рациональное мышление. Развитые эмоции при способности их сдерживания.
ШизоидныйОчень низкая самооценка, отсутствие контроля над эмоциями и их неадекватность. Аффективные нарушения.
Психопатический Желание доминировать, повышенная тревожность. Превалирование вопросов имиджа над внутренним содержанием. Озабоченность контролем над обстоятельствами.
НарциссическийУверенность в себе, высокие амбиции. Агрессивность, напористость, высокомерность, упорство.

Также в психологии индивидов разделяют на интровертов (замкнутые) и экстравертов (общительные).

Можно выделить еще одну типологию характеров.

Тип характера Его характеристики
Гипертимный Человек очень общительный, «разговористый», с выраженной мимикой. Много инициативы и энергии, но легко выходит из себя.
Дистимный Пессимисты-интроверты. Имеют обостренное чувство справедливости, круг друзей очень ограничен. Тяжело принимают решения, медлительны.
Возбудимый Властолюбивы, любят конфликтные ситуации. Очень неприятны в общении. В спокойном состоянии внимательны и педантичны, в возбужденном агрессивны и раздражительны.
ЗастревающийЧеловек надменный, обожает поучать других, считает себя умным. Завышенные требования как к себе, так и другим людям
Тревожный Личность крайне неуверенна в себе, боится споров и конфликтов. Ищет повсеместно поддержку.
Демонстративный Общительный, приспосабливаемый. Интриган. Могут вызывать раздражение из-за своей самоуверенности. Прирожденный артисты, хвастливы, лицемерны.

Психологический характер человека

Характер является одной из составляющих психологического портрета личности. Но его одного недостаточно для того, чтобы составить полноценное мнение о человеке, что необходимо, к примеру, для приема на ответственную работу или осознанного выбора в личной жизни.

Одновременно нужно определить темперамент человека.

Всего их четыре:

  • сангвиник. Человек со стабильной нервной системой, достаточно мобилен, уравновешен. Процессы возбуждения и торможения нервной системы быстро появляются и также быстро идут на спад. Оптимистичны, общительны. Из минусов — способны на безответственность и легкомыслие.
  • холерик. Очень подвижная нервная система. Возбуждается быстро, а вот остывает медленно. Крайне неусидчивы, всегда должны чем-то заниматься, энергичны. Минусы — конфликтны, агрессивны, вспыльчивы.
  • флегматик. Нервная система очень стабильна и уравновешена, но не динамична. Не может переключаться с одной темы на другую, не работает на «высоких скоростях». Но результат будет впечатляющим — все продумано до мелочей. Надежны, ответственны. Минусы — неповоротливы, суховаты в общении.
  • меланхолик. Нервная система очень слабая, ранимы, впечатлительны. Мягкие, чувствительные люди. Минусы — низкая работоспособность, мнительность, замкнутость.
1559647706_2.jpg

В качестве третьей составляющей в рамках психологического портрета рассматриваются способности личности:

  • общие, сформированные под воздействием интеллекта. Это гибкость ума, трудолюбие, умение адаптироваться.
  • специальные, апеллирующие к определенному направлению: на себя лично, на общение, на выполнение задачи.

Для составления психологического портрета также принимаются во внимание: интеллектуальность, эмоциональность, чувства, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость, самооценка.

Социальный характер личности

Понятие социального характера введено в науку Э. Фроммом.

Социальный характер личности – это совокупность черт, которая возникает у людей, входящих в состав одной социальной группы. Причем эти особые черты появились под воздействие общих переживаний и идентичного образа жизни.

Психологом разработаны два типа социальных характеров: неплодотворные и плодотворные.

Неплодотворные

Вид социального характера Его признаки
РецептивныйХарактеризуется слабоволием, раболепием, низкой активностью, малодушием.
ЭксплуативныйПрисущи амбициозность, высокий уровень агрессии, эгоцентризм, высокомерие.
НакопительныйДоминирующие признаки: отсутствие творческого начала, язвительность, упорность, собственнический инстинкт, подозрительность,
РыночныйХарактеризуются такими признаками как: отсутствие принципиальности, беспринципность, низкая целеустремленность

Неплодотворными данные типы названы потому, что они являются «берущими», полагающими, что получить благо можно только из вне.

Плодотворный тип

Это некий гуманистический идеал, к которому нужно стремиться. Для него характерны: полагание на свои силы и их использование как для получения благ, так и для отдачи другим людям. Плодотворный социальный характер отдает, а не получает, в его основе лежит любовь, высшей степенью которой является материнская любовь, не знающая эгоизма.

Скрытая и явная акцентуация характера личности

Под акцентуацией понимаются доминирующие черты характера личности, то есть одни признаки развиты у нас умеренно, а другие чрезмерно.

В результате акцентуации (от слова «акцент», т.е. усиление) личность становится дисгармоничной.

Усиление отдельных черт:

  • обуславливают уязвимость человека, являются его слабым местом, «ахиллесовой пятой»;
  • ограничивает способности человека в тех или иных сферах деятельности.

Например, личность с акцентуацией слабоволия может быть использована и людьми и совершенно не пригодна для работы на руководящих должностях.

Акцентуация — это не психологическое или психическое отклонение, а крайний вариант нормы.

Причин тому несколько:

  • доминирование одной черты формируется только на отдельных этапах развития, с возрастом может минимизироваться;
  • акцентуация проявляется не всегда, а только при определенных обстоятельствах;
  • акцентуация никак не мешает человеку адаптироваться в социуме, за исключением ряда ограничений, о которых мы упомянули выше.

В зависимости от доминирования одной из черт характера выделяют следующие типажи:

Тип акцентуацииХарактеристика
Демонстративный Желание быть в центре внимания: «на свадьбе женихом, на похоронах покойником». Поведение нарочитое, хвастовство.
Педантичный Осторожность, боязнь перемен, тщательность, продуманность.
ВозбудимыйОчень импульсивное поведение. Живет порывами, инстинктами, влечениями.
ГипертемическийВсегда весел, активен, жаждет жизни. Общителен, оптимистичен, легко преодолевает трудности.
Застревающий Долго помнит обиды и неприятности, мстителен, мелочен
ДистимическийПессимист, всегда печален и уныл. Сконцентрирован на темных сторонах жизни.
ЦиклотимическийПерепады от жажды жизни к пессимизму происходят часто и регулярно.
ЭкзальтированныйБурная реакция на любое событие, состояние от восторга до вселенской печали.
Эмотивный Высокая чувствительность, эмпатия, задушевность, слезливость.
Тревожный Беспокойство по любому поводу и без повода. Настороженность, робость, неуверенность.

Акцентуация считается явной в случаях, когда она сопровождает человека большую часть времени, почти всегда.

Если доминирование какой-либо черты появляется в стрессовых или критических ситуациях, то акцентуация называется скрытой.

Смотреть видео

Используемые источники:
  • https://onona.online/samorazvitie/individualnost
  • https://forpsy.ru/works/individualnaya/vopros-13/
  • https://womanadvice.ru/individualnost-kak-stat-silnoy-lichnostyu-razviv-individualnost
  • https://psylogik.ru/99-harakter-cheloveka.html

Скажите что-нибудь