Акалькулия и дискалькулия – в чем разница? Классификация акалькулий, диагностика и лечение

Опубликовано 22.06.2018 — 13:08 —

Неспособность правильно производить расчеты может серьезно осложнить жизнь человека и препятствовать его карьере.  Умение считать – это фундаментальный навык, без которого невозможно в полной мере получать образование и в дальнейшем – овладевать профессией. Понятия «акалькулия» и «дискалькулия» подразумевают нарушения счетных операций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
x-office-document.pngakalkuliya_i_diskalkuliya.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Неспособность правильно производить расчеты может серьезно осложнить жизнь человека и препятствовать его карьере. Умение считать – это фундаментальный навык, без которого невозможно в полной мере получать образование и в дальнейшем – овладевать профессией. Анализ мирового опыта позволяет выделить важнейшие тенденции – понимание необходимости математического образования для всех школьников, стремление включить общеобразовательные курсы математики в учебные планы на всех ступенях обучения и глубокая дифференциация математической подготовки. Трудности в овладении математикой на начальном уровне обучения в школе наблюдаются как у детей с сохранным психическим развитием, так и у детей с различными видами нарушений развития. Понятия «акалькулия» и «дискалькулия» подразумевают нарушения счетных операций. По имеющимся на сегодняшний день оценкам, дискалькулией страдают примерно 5–8 % детей (Рональд Д. Дейвис).       Существенная роль в организации процесса счета принадлежит теменным и теменно-затылочным отделам коры левого полушария. При поражении этих зон мозга возникают нарушения восприятия пространственных отношений и ориентировки в пространстве .

1. Понятие акалькулии и дискалькулии.

Нарушение счетных операций определяется терминами

«акалькулия» и «дискалькулия». При этом расстройства счета у детей с

локальными поражениями мозга – акалькулия, а нарушения в овладении

счетными операциями у детей – дискалькулия .

Понятие «дискалькулия» является составной частью понятия

«акалькулия». А.Р. Лурия указывает на то, что большинство людей,

страдающих акалькулией – владеют простым порядковым счетом,

операцией пересчитывания и соотнесением предметных множеств, но они

не понимают принципа разрядности, не оперируют обобщенными

количествами. Основными нарушениями при акалькулии являются: распад

понятия о числе, нарушения в осознании разрядного строения числа, в

осознании значения арифметических знаков, «выпадение» числа из

сложной системы десятичного счисления. Исследования А.Р. Лурия,

С.С. Мнухина, Л.С. Цветковой и других ученых свидетельствуют о том,

что результаты не сличаются акалькуликами с исходными данными,

ошибки не замечаются и не исправляются, и вся деятельность при решении

арифметической задачи приобретает бесконтрольный хаотический

характер .

Дискалькулия у детей представляет собой специфическое, сложное и

стойкое нарушение в овладении счетными операциями, которое

отрицательно влияет на школьную адаптацию ребенка, формирование его

личности, а в целом на формировании культуры познания математики .

Изучение дискалькулии позволило выделить симптоматические

признаки данного нарушения. К ним относятся: недостаточное овладение

математическим словарем; неправильное называние чисел; неточное

представление о графической структуре цифр; механическое

воспроизведение порядка следования чисел; недостаточное знание состава

числа; трудности усвоения правил образования числа; трудности

установления отношения числа к его соседям; несформированность

количественных отношений чисел; элементарный способ выполнения

арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние

действия, используют «ручной» способ выполнения); мыслительные

операции носят преимущественно конкретный характер .

2. Классификация дискалькулии.

Существуют различные классификации дискалькулии.

Л. Косч выделяет следующие виды дискалькулии .

Вербальная  дискалькулия  проявляется в нарушении словесного

обозначения математических понятий. При вербальной дискалькулии

вычислительные операции могут успешно выполняться, но при этом

ребенок неспособен называть числа, символы, количества, понятия. При

вербальной  дискалькулии  простая задача пересчета недоступна. Для

профилактики вербальной дискалькулии  значимыми являются:

формирование математических представлений и их закрепление в речи;

формирование понимания слов, обозначающих математические понятия;

умение пользоваться математической терминологией.

Работа по предупреждению вербальной дискалькулии включает также формирование пространственного восприятия: развитие зрительной и слуховой памяти; овладение лексико-грамматическим строем речи; развитие слухового восприятия; формирование восприятия цвета, формы, величины,

количественных представлений .

Практогностическая (или апраксическая) дискалькулия проявляется

в расстройствах системы счисления конкретных и наглядных предметов

или их символов. При практоностической  дискалькулии дети неспособны

пересчитать объекты или разделить их на группы по форме, размеру,

пространственным характеристикам. Для профилактики и коррекции

практоностической  дискалькулии  значимыми являются: формирование

представлений об образе предмета и его символическом изображении;

формирование счетных навыков; словесное обозначение системы

счисления; понимание последовательности счета; называние итога счета и

соотнесение его с количеством пальцев; развитие зрительно-

пространственного восприятия, развитие моторики и зрительно-

двигательной координации; развитие зрительной и слуховой памяти и

лексико-грамматического строя речи .

Дислексическая  дискалькулия  проявляется в нарушении чтения

математических знаков, словесном обозначении математических понятий,

в нарушении восприятия цвета, формы, величины, количества,

пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти. Для

профилактики дислексической  дискалькулии значимым является:

формирование зрительного образа математических знаков, геометрических

фигур; развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных

представлений, представлений об образе цифр и математических знаков;

развитие зрительной и слуховой памяти; развитие аналитико-

синтетической деятельности, понимание математической терминологии.

Одним из основных методов по профилактике дислексической

дискалькулии является моделирование, представляющее собой

конструирование модели и использование ее для формирования

представлений и свойств объектов в структуре их взаимоотношений. Для

этого детям  предлагаются предметные модели (конструирование из

реальных предметов), предметно-схематические модели (конструкции из

предметов-заместителей),  графические модели (рисунки, знаки и т.д.).

основной задачей является формирование и развитие зрительного  гнозиса.

К рекомендуемым заданиям относятся: узнавание перечеркнутых

изображений предметов, выделение и узнавание контурных изображений,

наложенных друг на друга, узнавание недорисованных контурных

изображений .

Графическая  дискалькулия проявляется в нарушении записи

математических знаков или символов и правильного воспроизведения

геометрических фигур. Также для графической дискалькулии характерна

неспособность ребенка соотнести предъявляемую цифру с ее графическим

символом. Для профилактики графической дискалькулии  значимым

является: развитие ручной моторики; ориентировка в пространстве на

плоскости; развитие слухо-зрительно-двигательной координации;

формирование представлений об образе предмета и его символического

изображения; развитие зрительного восприятия; понимание

математической терминологии; формирование аналитико-синтетической

деятельности; развитие зрительной и слуховой памяти .

Операциональная  дискалькулия связана с неумением выполнять

математические операции. При операциональной  дискалькулии  найденные

решения математических задач являются ошибочными либо, если решения

правильны, являются случайными. Логика выполнения задач при

операциональной  дискалькулии труднодоступна. Для профилактики

операциональной  дискалькулии  значимым является: формирование

счетной деятельности, умения выполнять действия сложения и вычитания;

понимание математической терминологии; развитие слухового и

зрительного восприятия; умение пользоваться символикой, развитие

аналитико-синтетической деятельности; развитие лексико-

грамматического строя речи; развитие зрительной и слуховой памяти.

Выделение тех или иных видов дискалькулии относительно, так как

в большинстве случаев ее механизмы и симптоматика носят сложный

характер и обусловлены не одним, а несколькими патогенетическими

факторами. У детей чаще всего проявляются симптомы различных видов

дискалькулии.

Для выбора наиболее эффективной коррекционной работы по

профилактике и коррекции дискалькулии необходимо выявление и

понимание механизмов, симптомов дискалькулии, вызывающих у детей

трудности в овладении математическими умениями, знаниями и навыками.

Заключение

 Итак, дискалькулия (лат. dis — отделение, calculia — счёт) — недоразвитие способностей к вычислительным операциям, патологическая затрудненность при выполнении вычислительных операций. Частота встречаемости дискалькулии в школьной популяции составляет примерно 5%. Дискалькулия встречается одинаково часто среди представителей обоих полов.

Выделяется два основных типа неспособности  к вычислениям в зависимости  от степени недоразвития и возраста, в котором она проявилась: акалькулия  и  дискалькулия.

Под акалькулией обычно понимаются трудности, приобретенные во взрослом возрасте человеком, который ранее не испытывал никаких трудностей при выполнении вычислительных операций и который сохраняет общие умственные способности.

Под дискалькулией обычно понимается специфическая форма неспособности к обучению, а именно неспособность к математике, являющаяся характеристикой развития ребенка. В этиологии дискалькулии важная роль принадлежит нарушению функционирования систем головного мозга (преимущественно левого полушария), результатом которого является недоразвитие вычислительных способностей.

Коррекционная работа с детьми при  дискалькулии предполагает совместное участие специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога, психотерапевта и др. В комплекс диагностических  мероприятий необходимо включить обследование с применением нейропсихологического  тестирования в начале и в конце  коррекционных мероприятий. Сюда входят исследования импрессивной речи, экспрессивной  речи, гнозиса, праксиса, функций чтения, письма, счета, памяти, конструктивно- пространственной деятельности, интеллекта (по детской методике Векслера) и  др. Решающее значение в коррекции  дискалькулии у данного контингента  детей играет проведение специального комплекса занятий, направленных на устранение определенных нарушений  высших функций и зрительно- пространственного  гнозиса. Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности определенных мозговых структур.

Список литературы:

1.Архипова С.В. Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта М.,  — 2006

2.Баряева Л.Б Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью . МЦНИП, Киров, —2013.

3.Баряева Л.Б.. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития.  М., — 2005.

4.Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования.– М., 2003

5.Вид В.Д., Попов Ю.В.. Клиническая психиатрия. – СПб:Медицина, 2000.

6.Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. К вопросу формирования начальных математических понятий. – Доклады АПН РСФСР, 1960, № 1-6.

 7.Лалаева Р. И. , Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. – СПб. : «Союз» , 2005

 8.Лурия А.Р. Высшие корковые функции у человека и их нарушения

при локалных поражениях мозга. М., 1962.

 9.Степкова О. В. , Яковлев С. Б. «Дискалькулия: вопросы этиологии и механизмов» ж. Логопед в детском саду № 3(18), 2007

10.Томме Л.Е. Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2008

11.Цветкова Л.С. Нарушение и восстановление счета при локальных

поражениях мозга — М.: Издательство Московского психолого-социального

института, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-55212-1354640873.jpgДискалькулия у детей с ОНР

   В сентябре каждого нового учебного года в детских садах формируются группы для детей с нарушениями речи. В настоящее время большинство воспитанников таких групп им…

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.        В работе…

Виды работ по профилактике дискалькулии

Проведение занятитий с детьми старшей группы по вырабатыванию у них точного представления о графической структуре цифр, умение определять места числа в ряду натуральных чисел. Установление отношения ч…

Дискалькулия как специфическое нарушение счета

В статье представлены теоретические сведения о дискалькулии, исторический обзор, этиология, симптоматика, классификации. Среди нарушений в овладении счетной деятельностью выделяются дискалькулии …

Профилактика и коррекция дискалькулии

презентация…

Профилактика и коррекция дискалькулии у детей дошкольного возраста.

           Сейчас очень часто у детей младшего возраста наблюдаются различные заболевания психологического характера. Главное вовремя распознать недуг и оказать со…

РАЗВИВАЮЩИЙ ТРЕНАЖЁР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У ДЕТЕЙ С ОНР

Из опыта  работы учителя -логопеда по развитию лексико-грамматического  строя  языка .Пособие для  педагогов  и родителей….

  • Мне нравится
  Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.

Акалькулия – нейропсихический синдром, для которого характерна утрата способности к арифметическим операциям и восприятию чисел. Развивается при поражении доминантного полушария: у правшей левого полушария, у левшей –правого.

Акалькулия является приобретенным заболеванием, и возникает на фоне поражения участков мозга или нейропсихических заболеваний. Возникает на фоне нарушений работы височной, теменной и затылочной области коры головного мозга, которое в свою очередь возникает по причине травм, нейроинфекций, новообразований и т.д.

Также часто акалькулия развивается на фоне основного неврологического или психического заболевания. Так, акалькулия часто сочетается со следующими болезнями: оптическая агнозия, алексия, дислексия, акустико-мнестическая афазия, дефицит внимания, сенсорная афазия, амнезия, деменция, инсульт.

Причины нарушения

Акалькулия возникает по причине поражения теменных, затылочных, височных и префронтальных отделов коры головного мозга. Причины подобного поражения головного мозга могут быть различными:

  • значительное количество неврологических нарушений в перинатальный период
  • наследственный фактор;
  • органические поражения головного мозга;
  • нейроинфекции;
  • новообразования в головном мозге;
  • различные интоксикации;
  • дисметаболические отклонения;
  • поражение головного мозга инфекционными заболеваниями;
  • негативная социальная среда;
  • цереброваскулярные болезни;
  • черепно-мозговые травмы.

Разновидности и формы заболевания

Развитие акалькулии происходит при нарушениях различных когнитивных систем. В зависимости от того, какая познавательная функция поражена, выделяют такие виды заболевания:

  1. Вербальная – отклонения в словесном обозначении понятий математики. Пациент может успешно выполнять математические операции, но не может вербально обозначить название чисел, символов, не в состоянии обозначить количество предметов.
  2. Апраксическая – человек не возможность исчислять предметы. Пациент не может совершить счет предметов, и выделить их количественные характеристики.
  3. Дислектиксическая – отсутствие способности прочесть математические символы, выразить количественные термины.
  4. Графическая – неспособность записывать математические символы и знаки, а также корректно изображать геометрические фигуры.
  5. Операциональная – утрата способности к выполнению математических операций.

Также случаи акалькулии могут быть подразделены по признаку первичности и вторичности.

Первичная (специфическая) – вызвана поражениями участков коры головного мозга, выделяют следующие ее виды:

  1. Лобная – вызвана нарушениями функционирования лобной доли головного мозга, которая отвечает за контроль, регуляцию всех психических функций человека. Способность к счету нарушается вследствие отклонений в организации сознательной деятельности.
  2. Теменная (теменно-затылочная) – возникает при поражении теменно-затылочных участков головного мозга. У пациента нарушено понятие «числа», понимание сути счетных операций, восприятие пространственных координат.

Вторичная (неспецифическая) – возникает по причине нейропсихического заболевания, выделяют такие виды:

  1. Оптическая – возникает при патологиях долей головного мозга, отвечающих за зрительный анализатор. При оптической акалькулии нарушено зрительное восприятие чисел и математических знаков. Пациент не способен различить похожие арифметические символы, распознать римские цифры.
  2. Сенсорная – развивается при поражении участков головного мозга, участвующих в акустическом восприятии речи. Проявляется в затруднениях при устном счете и проведении счетных операций на слух.
  3. Акустико-мнемоническая – также связана с акустическим восприятием речи. Отличие состоит в том, что у пациента нарушена слухоречевая память и снижен объем слухового восприятия.

Отличие от дискалькулии

Акалькулия и дискалькулия являются сходными понятиями, однако между ними есть различие. Оно заключается в том, что дискалькулия – следствие врожденных нарушений развития головного мозга и при ней математические знания полностью не усваиваются. Акалькулия же является приобретенным состоянием, и возникает по причине неврологических травм и нарушений, приобретенных в процессе жизни.

Симптоматика нарушения

Симптомы акалькулии варьируются в зависимости от формы заболевания.

При первичной форме нарушения у пациента наблюдаются такие симптомы:

  • затруднения в понимании разницы между внешне похожими числами (например, 147 и 174);
  • неспособность к восприятию категории числовых разрядов;
  • трудности при выполнении простых арифметических действий;
  • нарушение понимания понятия «число»;
  • отсутствие способности к сравнению числительных значений;
  • нарушено восприятие пространственных координат;
  • трудности в оценке чисел имеющих цифру «ноль» в своем составе;
  • затруднения при вычитании, при этом сложение выполняется относительно легко.

Вторичная форма акалькулии проявляется такими симптомами:

  • отсутствует визуальное восприятие чисел, и незнание их названий;
  • нарушено восприятие чисел и математических операций на слух;
  • проблемы с пониманием математических операций, их планированием и контролем над выполнением.

Осмотр и диагностика

Выявить заболевание может врач дефектолог, психолог, психиатр, специалист в нейропсихологии.

Расстройство счета редко выступает единственным когнитивным нарушением, и зачастую сопровождается другими патологиями. Акалькулия может быть не выявлена при первичном обследовании и диагностике, по причине более интенсивных проявлений других нарушений.

Диагноз может быть поставлен после проведения арифметических тестов и их анализа. Чрезмерно низкие результаты свидетельствуют о патологии. Также необходимо использование таких диагностических мероприятий как тесты на выявление патологий речи, письма, чтения, ориентации в пространстве, праксиса.

Лечение и коррекция

При терапии акалькулии основные лечебные мероприятия должны быть направлены на устранение причин возникновения заболевания.

Выбор программы коррекции зависит от формы болезни, и, соответственно, причин ее возникновения. Комплексная терапия осуществляется такими специалистами: клинический психолог, дефектолог, психиатр, специалист нейропсихологии.

Первичное нарушение

При первичной форме акалькулии основная задача состоит в восстановлении у пациента восприятия чисел, их разрядов. Применяются специальные методики, основным принципом которых является работа с визуальной памятью пациента.

Применяются карточки с изображением чисел, предметов и их количества. Предпочтительно использовать яркие и разнообразные цвета, так как это способствует лучшему восприятию и запоминанию. При работе с детьми желательно использовать игровые формы.

Работа с числами заключается в необходимости разложить любое из них на вариации. Вспомогательным инструментом могут быть палочки. К примеру, больному называют число 7 и дают задание разбить его на возможные составляющие.

Пациент выполняет эту задачу, раскладывая палочки в таких комбинациях: 3+4, 2+5, 1+6. Все действия записывают в дневник терапии. При прогрессировании результата добавляют устное комментирование математических действий – все операции сопровождаются проговариванием. Это способствует развитию способности производить счет в уме.

При нарушении восприятия названий чисел и их разрядов, работа специалистов заключается в проговаривании чисел от 1 до 100 вместе с пациентом, и параллельными пояснениями касательно единиц, десятков. Одним из упражнений является записывание чисел цифрами под их буквенными обозначениями. Например, рядом со словами двести сорок один записать 241.

После 3 занятий к наглядным и образным материалам следует присоединять устные формы работы, озвучивание арифметических действий.

Терапия вторичной формы

Лечение вторичной формы акалькулии выбирается в зависимости от области поражения коры головного мозга:

  1. При поражении затылочной части коры лечение направлено на восстановление правильного написания чисел, и их зрительного восприятия. На это направлены такие методы: упражнения с двигательным образом числа, предметный счет, различные манипуляции с задачами и числами, озвучивание чисел, при одновременном представлении их в уме. Наилучшие результаты достигаются при удовлетворительном уровне развития зрительной памяти, способностей к воображению, слухового восприятия.
  2. При поражении височных участков коры головного мозга у пациентов нарушается слуховое восприятие чисел. При данном нарушении нет необходимости в специализированной терапии.
  3. При нарушениях в префронтальных отделах коры терапевтические меры направлены на обучение пониманию чисел, простых арифметических действий, постепенно переходя к более сложным операциям.

Последствия и ограничения

Акалькулия способна вызывать различные осложнения. К таким негативным последствиям относят аграмматизм (затруднения при составлении и восприятии предложений), парафазии (замена звуков, неверное употребление звуков), речевой эмбол (навязчивое повторение слова или словосочетания).

К последствиям акалькулии также относят снижение социальной адаптации индивида из-за сочетания заболевания с другими когнитивными нарушениями. Вследствие этого происходит снижение качества жизни пациента.

При развитии заболевания у детей это вызывает проблемы в обучении, социальной адаптации в школе, ухудшает навык коммуникации и может негативно сказаться на дальнейшем когнитивном развитии ребенка. У детей может развиваться низкая самооценка и депрессия.

Нарушение счета называется двумя терминами «акалькулия» и «дискалькулия» Акалькулия – локальные нарушения работы головного мозга, приводящие к нарушению счета. Дискалькулией называются специфические стойкие нарушения счета у детей. Поскольку второе понятие является составной часть первого, то нужно разобраться вначале с термином акалькулии.

Акалькулия

Дискалькулия у детей

Она может являться одним из симптомов при ДЦП, минимальных мозговых нарушениях, задержке психологического развития. Также к дискалькулии приводят психические травмы или отсутствия должного математического обучения. При лечении нарушения счета у детей необходимо учитывать причину проблемы.

Симптомы нарушения счета у детей

Лечение

Нарушение счета у детей нуждается в медикаментозном, психологическом и логопедическом лечении. Ребенку дают препараты для стимуляции функций головного мозга, при этом учитывается вид патологии головного мозга. При психологической причине дискалькулии (фобии на числа) главную роль будет играть работа с психологом. При любых причинах и лечении важной составляющей является работа с логопедом.Для устранения нарушения счета проводятся следующие занятия:

  • решение математических задач с конкретными предметами и явлениями;
  • формирование абстрактного мышления при помощи различных схем, памяток;
  • выполнение сложных мыслительных процессов без проговаривания;
  • нахождение отличий, обобщение, классификация картинок;
  • имитация реальных действий в игре;
  • изображение слов на листе бумаге.

Для полного устранения нарушение счета у детей необходимо посетить 30-90 занятий с логопедом. Важной составляющей такого лечения являются домашние занятия с родителями. Ребенок должен использовать полученные от логопеда знания максимально часто и в любых ситуациях.

Программы:

Детская неврологияДиагностика и лечение эпилепсииДетская реабилитация. Восстановление движенийУслуги и цены

Другие статьи по теме:

ТолкованиеПереводакалькулия</dt>(от греч. а — отрицат. частица и лат. calculo — счет, вычисление) — нарушение счета и счетных операций как следствие поражения различных областей коры головного мозга. Хомская Евгения Давыдовна</dd>

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

</dl>акалькулия</dt>— нейропсихологический симптом, характерный нарушением счета и счетных операций вследствие поражения различных областей коры мозга головного (см.мозг головной: кора). Различается две ее формы. Акалькулия первичная — связана с нарушением понимания разрядного строения чисел, трудностями в самих счетных операциях, неразличением арифметических знаков и пр.; выступает как симптом, независимый от других расстройств функций психических высших; наблюдается при поражении теменно-затылочно-височных отделов коры полушария левого и являет собой нарушение понимания пространственных отношений; Акалькулия вторичная — входит в структуру некоего синдрома нейропсихологического, то есть может возникать при других расстройствах высших функций психических высших (афазии, агнозии, амнезии) или при общем нарушении целенаправленной интеллектуальной деятельности:1) при поражении височных отделов коры больших полушарий — когда нарушается устный счет;2) при поражении затылочных отделов — когда не различаются сходные по написанию цифры;3) при поражении префронтальных отделов — когда нарушается целенаправленная деятельность, планирование счетных операций и контроль за их выполнением.</dd>

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

</dl>акалькулия</dt>Этимология.Происходит от греч. а — отрицательная частица + лат. calculatio — счет, вычисление.Автор.S.E.Henschen (1919 г.).Категория.Нейропсихологическое нарушение.Специфика.Характеризуется нарушением счетных операций.Виды:• первичная акалькулия как симптом, независящий от других расстройств высших психических функций, наблюдается при поражении теменно-затылочно-височных отделов коры левого полушария и представляет собой нарушение понимания пространственных отношений, перехода через десяток, связанного с разрядной структурой числа, неразличение арифметических знаков и т.д.;• вторичная акалькулия, входящая в структуру того или иного нейропсихологического синдрома, может возникать при поражении височных отделов коры больших полушарий, когда нарушается устный счет, затылочных отделов, когда не различаются сходные по написанию цифры, и префронтальных отделов, когда нарушается целенаправленная деятельность, планирование счетных операций и контроль за их выполнением.</dd>

Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

</dl>АКАЛЬКУЛИЯ</dt>(от греч. а — отрицат. частица + лат. calculatio — счет, вычисление) — нарушение счета и счетных операций. А. возникает при поражении различных областей коры головного мозга. Первичная форма А. наблюдается при поражении теменно-затылочно-височных отделов коры левого полушария и проявляется в нарушении понимания разрядного строения числа (так, напр., числа 71 и 17 воспринимаются больными как одинаковые), в нарушении понимания значений арифметических знаков, в трудностях счета при переходе через десяток и т. д. В основе этой формы А. лежит нарушение анализа и синтеза пространственных отношений. Вторичные формы А. возникают при поражении височных, затылочных и префронтальных отделов коры больших полушарий. При поражении височных отделов коры левого полушария А. наблюдается при синдроме афазических расстройств (сенсорной, акустико-мнестической афазии) в виде затруднений в устном счете. В основе этой формы А. лежат дефекты акустического восприятия цифр. При поражении затылочных отделов мозга (левого полушария) вторичная А. связана с дефектами зрительного восприятия символов, с трудностями различения цифр, особенно сходных по написанию. Разрядное строение числа у таких больных остается сохранным. При поражении префронтальных отделов коры головного мозга вторичная А. возникает из-за нарушений целенаправленной избирательной интеллектуальной деятельности и проявляется в дефектах планирования счетных операций и деятельности в целом, в случайно возникающих ассоциациях, в отсутствии контроля за выполнением счетных операций. (Е. Д. Хомская.)</dd>

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

</dl>

Смотреть что такое «акалькулия» в других словарях:

  • Акалькулия — МКБ 10 R48.848.8 МКБ 9 784.69784.69 Акалькулия (не следует путать с дискалькулией) нейропсихологический симптом, п …   Википедия

  • АКАЛЬКУЛИЯ — (от греч. а отриц. част. и calculi камешки, служившие для счета), утрата способности совершать арифметические действия. Нередко страдающие А. не понимают значения чисел и условных знаков, Рисунок 1. Место укуса Trombicula akamusbi. принятых в… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Акалькулия — (от греч. а отрицат. частица и лат. calculatio счет, вычисление) нейропсихологический симптом , описанный S.E. Henschen в 1919 г. Характеризуется нарушением счетных опер …   Психологический словарь

  • Акалькулия — (от греч. а – отрицание и лат. calculatio – счет, вычисление), нарушение счета и счетных операций. Акалькулия возникает при поражении различных областей коры головного мозга. Первичная форма акалькулии возникает при поражении теменно затылочно… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • АКАЛЬКУЛИЯ — – нарушение способности узнавать числа и производить с ними арифметические операции (считать). Возникает при поражении определенных отделов коры преобладающего (доминантного) полушария головного мозга (при кровоизлиянии, опухоли, травме мозга).… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • акалькулия — (acalculia; а + лат. calculo считать; син. дискалькулия) нарушение способности производить арифметические действия, обусловленное поражением теменной и затылочной долей доминантного полушария головного мозга …   Большой медицинский словарь

  • Акалькулия — (а + лат. calculo – считать) (Henschen S.E., 1919). Расстройства счета как симптом очагового значения, вне картины деменции. Характерны затруднения, связанные с переходом через десяток, утрата представлений о разрядной структуре чисел. В основе – …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • АКАЛЬКУЛИЯ — нарушение счета и счетных операций вследствие поражения различных областей коры мозга [80, c. 12] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • АКАЛЬКУЛИЯ — Неспособность выполнять простые арифметические операции. Обычно этот термин используется в отношении случаев утраты этой способности в результате телесных повреждений, но не в результате простого невежества или недостатка образования. Ср. с… …   Толковый словарь по психологии

  • АКАЛЬКУЛИЯ — (acalculia) приобретенная неспособность совершать простейшие математические расчеты. Является типичным симптомом заболевания теменной доли головного мозга. См. Синдром Герстмана …   Толковый словарь по медицине

Не следует путать с Дискалькулия.
Акалькулия
ImagesCAGHIMNJ.jpg
МКБ-11
МКБ-10R
МКБ-9

Акалькулия (греч. отриц. прист. ἀ- и лат. calculō — «считаю»[1]) — нейропсихологическийсимптом, проявляющийся в нарушении счёта и счётных операций по причине поражения разных участков коры головного мозга.

Описал шведский патолог Ф. Хеншен. Возникает при поражении определённых отделов коры преобладающего (доминантного) полушария головного мозга (при кровоизлиянии, опухоли, травме мозга). При акалькулии больные путают графически близкие цифры (6 и 9, IX и XI), пишут, например, 1048 как 1000 и 48, не могут выполнять устные и письменные операции счёта. Акалькулия часто сочетается с сенсорной афазией.

У людей с синдромом саванта описано противоположное явление — гиперкалькулия — чрезвычайно высокие математические способности[2], при дополнительной тренировке склонные к гиперкалькулии могут стать феноменальными счётчиками.

Первичная форма

Акалькулия первичная связана с патологией понимания разрядного строения чисел, трудностями в самих счётных операциях, неразличением арифметических знаков и прочее; выступает как симптом, автономный от иных расстройств высших психических функций; прослеживается при поражении теменно-затылочно-височных отделов коры левого полушария и проявляется в нарушении понимания пространственных отношений.

Вторичная форма

Акалькулия вторичная входит в структуру нейропсихологического синдрома, то есть может зарождаться при других расстройствах высших психических функций (агнозия, афазия, амнезия) или при общем нарушении целенаправленной интеллектуальной деятельности

  • 1) при поражении височных отделов коры больших полушарий расстраивается устный счет
  • 2) при поражении затылочных отделов не распознаются цифры, похожие по написанию
  • 3) при поражении префронтальных отделов расстраивается целенаправленная деятельность, спланированность счетных операций и контроль над их выполнением

Ссылки

Примечания

  1. АКАЛЬКУЛИЯ — Большая Медицинская Энциклопедия (неопр.). xn--90aw5c.xn--c1avg. Дата обращения: 13 января 2020.
  2. González-Garrido A. A. , Ruiz-Sandoval J. L., Gómez-Velázquez F. R., de Alba J. L., Villaseñor-Cabrera T. Hypercalculia in savant syndrome: central executive failure? (рум.) // Arch Med Res. — 2002. — Т. 33, nr. 6. — P. 586—589. — doi:10.1016/S0188-4409(02)00404-6. — PMID 12505107.
modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 10 марта 2020 в 20:16. Используемые источники:
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/06/22/akalkuliya-i-diskalkuliya
  • http://neurodoc.ru/bolezni/drugie/akalkuliya.html
  • https://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/n/narushenie-scheta-u-detej.html
  • https://psychology.academic.ru/50/акалькулия
  • https://wiki2.org/ru/акалькулия