Адаптивный потенциал статья по психологии

Адаптация  (от лат. adaptare  – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. А. человека имеет два аспекта: биологический  и психологический.Биологический аспект А.  – общий для человека и животных – включает приспособление организма (биологического существа) к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды: температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и др. физическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, потере к.-л. органа или ограничению его функций (см. также Акклимация). К проявлениям биологической А. относится ряд психофизиологических процессов, напр. световая адаптация (см. А. сенсорная). У животных А. к таким условиям осуществляется лишь в пределах внутренних средств и возможностей регуляции функций организма, человек же использует разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (жилища, одежду, средства передвижения, оптическую и акустическую аппаратуру и т. д.). Вместе с тем у человека обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности. Изучение физиологических регуляторных механизмов А. имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, медицинской психологии, эргономики  и др. Особый интерес для этих наук представляют адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности (экстремальные условия), которые нередко возникают в различных видах профессиональной деятельности, а иногда и в повседневной жизни людей; совокупность таких реакций называется адаптационным синдромом.Психологический аспект А.  (частично перекрывается понятием А. социальной) – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами  и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям соц. среды называется социальной А.  Последняя осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему соц. окружению – общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления соц. А. – взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения успешной соц. А. являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. Особые трудности соц. А. испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т. д.). В этих случаях А. способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций (см. Специальная психология). Спектр изучаемых в психологии процессов А. весьма широк. В дополнение к отмеченным сенсорной А., соц. А., А. к экстремальным условиям жизни и деятельности в психологии изучались процессы А. к инвертированному и смещенному зрению, получившие название перцептивной, или сенсомоторной А. Последнее название отражает то значение, которое имеет двигательная активность субъекта для восстановления адекватности восприятия в данных условиях. Существует мнение, что в последние десятилетия в психологии возникла новая и самостоятельная отрасль под названием экстремальная психология, которая исследует психологические аспекты А. человека в сверхнормальных условиях существования (под водой, под землей, в Арктике и Антарктике, в пустынях, высокогорье и, конечно, в космосе). (Е. В. Филиппова, В. И. Лубовский)Добавление:  Психологический аспект процессов А. живых существ заключается прежде всего в адаптационной трактовке поведения и психики. С эволюционной т. зр. возникновение психической деятельности явилось качественно новой ступенью в развитии механизмов и способов биологической А. Без этого механизма эволюция жизни представляла бы совершенно иную картину по сравнению с той, которую изучает биология. Глубокие мысли о психическом факторе эволюции и А. к изменяющимся, нестационарным условиям среды высказал рос. биолог А. Н. Северцов (1866–1936) в своей небольшой работе «Эволюция и психика» (1922). Эта линия подхвачена теоретиками поведенческой экологии  (напр., Кребс и Дэвис, 1981), которые прямо ставят задачу точного исследования значения поведения для выживания в эволюционном аспекте. Несомненно, что в структуре образа жизни животных, начиная с простейших, существенную роль играют поведенческие А. Взгляд на поведение и его психическую регуляцию как на активные формы А. развивался многими психологами т. н. функционалистской ориентации. У истоков функционализма  в психологии стоял, как известно, У. Джемс, но ранний функционализм не сумел даже выдвинуть программу экоповеденческих и экопсихологических исследований. Тем не менее функционализм дал, в принципе, верное теоретическое представление, в рамках которого могут сопоставляться разные эволюционные формы поведения и психических процессов. На базе этого представления Ж. Пиаже  разработал впечатляющую концепцию интеллектуального развития. Сам Пиаже отмечал свою приверженность идеям Э. Клапареда о том, что интеллект  выполняет функцию А. к новой  (для индивида и биологического вида) обстановке, тогда как навык  и инстинкт  служат А. к повторяющимся обстоятельствам. Причем инстинкт отчасти похож на интеллект, поскольку его первое использование тоже является А. к новой для индивида (но не для вида) ситуации. Но лишь с реальным развитием зоопсихологии  и этологии пришло понимание и обоснование необходимости изучения психики и поведения в структуре (контексте) того целого, которое называется образом жизни. Эта мысль не утрачивает своей справедливости и при переходе в область психологии человека (см. Экологическая психология). (Б. М.)

Приспособление человека к новым условиям называют адаптацией. Социальная адаптация – это процесс освоения гражданином норм и правил поведения в обществе. С точки зрения обществознания и психологии, социальная адаптация выполняет важные функции в процессе социализации. У одних людей формирование социально одобряемого поведения идет быстрее, у других – медленнее. Скорость протекания приспособления к жизни в обществе зависит от множества факторов.

1-socialnoe-prisposoblenie.jpg

Социальное приспособление

Механизм социальной адаптации

Механизм социальной адаптации сложный, длительный. Индивид находится под действием мощных внешних факторов, на него давит общественное мнение, его могут осудить за вызывающее поведение или нарушение правового уклада общества.

Изучать соц адаптацию – это значит исследовать активность и самостоятельность человека как важный элемент принятия решений, знакомиться с особенностями его деятельности и отношения к труду, диагностировать уровень ответственности и умение предвидеть последствия своих действий.

Признаками успешного завершения этапов данного процесса являются:

  • В основе характера человека лежит самокритичность;
  • Требовательное отношение к себе и окружающим;
  • Серьезное отношение к работе, качественное выполнение своих должностных обязанностей;
  • Объективное оценивание результатов своего труда;
  • Развитая рефлексия и склонность к самоанализу своих достижений и неудач.

Внимание! На начальном этапе приспособления к жизни в социуме человек стремится преобразовать социальную действительность и имеющиеся условия, а в конечном итоге преобразует свои установки и ценности.

Какие функции выполняет этот процесс

Адаптация — что это такое в психологии

Адаптация в обществе выполняет следующие значимые для человека функции:

  • Обогащает его новыми рабочими знаниями;
  • Стимулирует проявление активной жизненной позиции во благо страны;
  • Учит мириться с противоречиями внутри себя;
  • Учит правильно реагировать на противоречия между собственными ценностными установками и требованиями общества;
  • Дает чувство безопасности в трудовом коллективе;
  • Позволяет работать в той сфере, которая привлекает человека;
  • Позволяет обеспечивать себя и свою семью;
  • Помогает обрести гармонию.

Понятие и определение в психологии

Социальная перцепция — что это такое в психологии

Психологическое определение адаптивности связано с физиологическими и психическими свойствами организма. В социологии адаптация – это разновидность активности личности, целью которой является обретение комфортного самочувствия в социуме. Этого состояния человек достигает за счет аналитических способностей, адекватной оценки своих умений и потенциала, развитых навыков самоконтроля.

Социально адаптированная личность – это человек, способный принимать обдуманные решения, предвидеть развитие той или иной ситуации.

2-adaptirovannyj-chelovek.jpg

Адаптированный человек

Социально адаптированный человек это тот, кто успешно решает задачи взаимодействия на 3 уровнях: физиологическом, психологическом, социальном.

Психологи считают, что социальная адаптация – это такой процесс жизни человека в обществе, при котором он хорошо себя чувствует, не испытывает дискомфорта при незначительном изменении обстоятельств, его психика не дает сбоев при воздействии на нее негативных внешних факторов.

Дополнительная информация. Соц адаптация не может существовать отдельно от социализации. Эти два процесса взаимообусловлены и взаимодополняемы.

Признаки социальной дезадаптации

Внимание! Несмотря на комплексную работу институтов социализации, не всегда социальная адаптированность является закономерным результатом процесса взросления.  Иногда ребенок, став взрослым, с точки зрения педагогики, остается социально неадаптированным.

Социальная дезадаптация в психологии

Признаками неуспешного прохождения программы социализации и адаптации являются:

  • Человек обладает слабыми знаниями законов функционирования рынка и социально-экономической сферы;
  • Индивид не может определиться с выбором профессии, долго оставаясь безработным, несмотря на наличие профессионального образования;
  • Человек встает на противозаконный путь, выступает в качестве лица, организующего преступления, отбывает срок в местах лишения свободы.

Внимание! Инвалидов и людей пожилого возраста нельзя считать социально неадаптированными. В свое время они были успешными в социальной среде. Инвалидам не доступно выполнение некоторых функций, но это не значит, что они не могут пройти курс реабилитации.

Факторы, обеспечивающие социальную адаптацию

На психологическом уровне под факторами, обеспечивающими становление адаптированности, понимаются внешние условия, в которых пребывает человек.

Факторы социальной адаптации принято подразделять на внешние и внутренние. К внутренним факторам относят все личностные характеристики человека:

  • Пол;
  • Возраст;
  • Национальность;

Разные национальности

  • Тип темперамента;
  • Состав семьи;
  • Систему ценностных ориентаций личности;
  • Характер.

К внешним факторам адаптации относятся все виды деятельности человека и принадлежность его к тем или иным социальным группам.

Известно также подразделение факторов социального приспособления на:

  • Педагогические (усвоение ребенком норм и правил поведения в обществе, знание Конституции РФ и других нормативно-правовых документов, регламентирующих те или иные стороны общественной жизни);
  • Психологические (интеллектуальные способности, свойства нервной системы, черты характера, социально-психологический статус личности в коллективе, система жизненных ориентиров и ценностей);
  • Социальные (пол, возраст, национальность).

Внимание! Если психологу поступает запрос на решение проблем, связанных с адаптацией к современному обществу, то специалист начинает работу с анализа предпосылок возникновения проблем, то есть с определения неблагоприятных факторов.

Технология и виды социальной адаптации

Технология социальной адаптации предполагает использование специальных методов, формирующих у человека правовую основу сознания, активность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, ответственность, самостоятельность, самоорганизованность и навыки самоконтроля.

Дополнительная информация. По мнению известных педагогов, самыми эффективными методами формирования социальной адаптации являются положительный пример взрослых, методы трудового воспитания, убеждение, разъяснение, анализ поведения литературных персонажей. Родители могут способствовать этому процессу, предоставляя ребенку самостоятельно прибираться в своей комнате, выполнять посильные обязанности по дому.

Полная социальная адаптация складывается из следующих видов этого процесса:

  • Управленческая адаптация – это умение создавать комфортную обстановку дома и на рабочем месте. Этот вид преобразования окружающей действительности помогает человеку лучше понять и освоить широкий спектр социальных ролей, научиться получать удовольствие от работы и приносить пользу обществу.

Получает удовольствие от жизни и работы

  • Экономическая адаптация – это усвоение законов функционирования экономики и общества, формирование основ финансовой грамотности человека, умения планировать свои доходы и расходы. Экономический блок крайне важен для формирования у человека умения зарабатывать и обеспечивать себе комфортную жизнь.
  • Педагогическая адаптация – это привыкание ребенка к принципам организации непрерывного образовательного процесса, в ходе которого формируется ценностный блок в структуре личности. Показателями сформированности этого блока адаптации являются развитый познавательный интерес, любовь к чтению, жажда деятельности, постоянное саморазвитие, успешная самореализация в том или ином виде деятельности, занятия творчеством.
  • Психологическая адаптация – выработка адекватных реакций со стороны нервной системы на воздействие внешних раздражителей. Социально адаптированными, с позиции данного блока, можно считать уравновешенных людей, умеющих найти общий язык с разными партнерами по общению, способных сохранять самообладание и не показывать окружающим свое плохое настроение.

Социальная адаптация сопряжена с сознательными глобальными изменениями представлений, установок и моделей поведения человека. Условия жизни в обществе динамичны, поэтому необходимо тренировать стрессоустойчивость и гибкость, чтобы успешно адаптироваться в социуме.

Успешная адаптация к социуму

Видео

</ul>

Адаптация – это способность живого организма приспосабливаться под меняющиеся условия внешнего мира. С помощью этого процесса регулируется поведение человека. Антропологи и психологи считают, что именно благодаря такому механизму общество смогло достичь высокого уровня развития.

Выделяют несколько видов адаптации: биологическую, этническую, психологическую, социальную

Что это такое

Еще в Древней Греции люди пытались понять, как именно работает механизм приспособляемости. Над этим размышляли Гиппократ и Демокрит. Они пришли к выводу, что от условий жизни меняется внешний вид человека. В дальнейшем подобные идеи поддержал Ламарк, позже и Дарвин.

Изначально господствовала идея, что понятие адаптации связано только с физиологическим уровнем. Все изменилось с появлением теории Г. Селье.

Определение в психологии

Г. Селье смог ввести новое понятие – психологическая адаптация. Он также выделил три этапа развития процесса: тревога, сопротивление, истощение. Его идею дополнил физиолог Н. Фомин: с одной стороны, в организме происходят изменения, с другой – все системы стараются работать по-старому. Именно это противоречие порождает адаптацию.

А. Маслоу под этим термином понимал взаимодействие человека  и окружающей среды, в результате которого появляется духовное здоровье. В случае несоответствия моральных ценностей и ситуации происходит конфликт, который индивид стремится быстро решить.

Адаптация термин в психологии, который рассматривается с разных точек зрения. Р. Ласаруса имел следующее мнение по этому вопросу: в процессе познания мира человек получает информацию, которая не всегда соответствует его установкам. В итоге происходит конфликт. От адаптированности зависит то, насколько быстро индивид решит противоречие.

Адаптация – это в психологии ключевое понятие. Под ней в психоанализе понимают работу защитных механизмов личности. Они работают для того, чтобы человек решал конфликтные ситуации с  наименьшими потерями для психики.

Адаптация – это в психологии неоднозначное определение. У многих ученых были свои мнения на его значение. И. Милославский считал, что, благодаря приспособляемости, человек усваивает принятые модели поведения.

Жмет руку

Впервые термин рассматривался еще в древнем мире. За это время взгляды ученых уже не раз сменились.

Факторы развития

Социальная перцепция — что это такое в психологии

Приспособляемость человека зависит не только от его способностей и внутренних резервов организма. Внешние условия тоже влияют на процесс. В материальной среде выделяют такие факторы – искусственные предметы (техника). В социальной – общественный прогресс, этнос, условия жизни и т.п.

Важно! Природные факторы – это климат, катаклизмы, растительный и животный мир, который окружает индивида.

Каждый день человек сталкивается с негативными факторами. Он даже не задумывается о том, что такое адаптация, и как она проявляется. Ему приходится дышать грязным воздухом, испытывать электромагнитное излучение и т.п. Все это отрицательно влияет на здоровье.

Каждый может в разном состоянии войти в процесс приспособления. Один человек быстро справляется со стрессом, привыкает к новым условиям, другому – на это потребуется больше времени.

Среди терминологии можно встретить слово «адаптивность», оно означает способность индивида приспосабливаться к условиям среды. Ученые считают, что на скорость влияют средовые и субъективные факторы.

К первой группе относят характер деятельности, условия проживания, социальную среду. Вторая группа – это пол, возраст, психофизиологические особенности. В научном обществе нет единого мнения о том, какая группа оказывает большее влияние на развитие адаптивности.

Существует еще одна теория. В ней выделяют всего четыре психологических фактора приспособляемости: когнитивный, эмоциональный, мотивационный, практический. Все они важные в равной мере. Например, при положительной мотивации индивид лучше приспосабливается. Адаптация происходит только при осуществлении деятельности, так как в процессе вырабатывается новая модель поведения.

Основные виды

Архетип — это что такое в психологии и философии

Термин «адаптация» означает разные процессы, которые могут затрагивать как физиологический, так и психологический уровень. Такое разделение позволяет лучше понять особенности каждого вида приспособляемости, это важно для понимания развития общества.

Биологическая

Ее ярчайшее проявление – это эволюция. Она обозначает то, что виды, которые не смогли приспособиться к окружающей среде, вымерли. В популяции появляются животные с разными признаками. В ходе естественного отбора выживают сильнейшие, которые начинают размножаться.

Несмотря на свой размер, динозавры не смогли адаптироваться к изменениям окружающей среды, поэтому они все вымерли

Для того чтобы понять, что такое адаптация определение знать совсем необязательно, важно понимать особенности процесса. В ходе приспособления виды выработали механизмы выживания, например, защитную окраску.

Социальная

Узнать, что такое адаптация человека, сложнее, так как у него проявляются не только биологические особенности. В жизни ему приходится приспосабливаться к требованиям общества. Он привыкает ходить на учебу, работать, следовать определенным ритуалам.

Важно! В случае изгнания из социальной группы индивид испытывает отрицательные эмоции.

В ходе взаимодействия человек понимает, как относится к персоналу организации или что делать в разных ситуациях. Чем выше его приспособляемость, тем легче ему достичь успеха во всех сферах. Сложно понять, что именно значит адаптация. Для каждого индивида этот процесс проходит индивидуально.

Этническая

Приспособляемость национальных групп тоже протекает по-разному. Основная сложность состоит в том, что процессу мешают расовые конфликты.

В обиходе отдельному этносу могут придумывать обидные прозвища, его притесняют в социальном плане, не дают работать и учиться. Несмотря на современное развитие мира, данная проблема все еще не решена до конца.

Этическая проблема – это грань допустимого влияния. Если этнос переехал жить на территорию другой страны, обязан ли он отказываться от своих традиций и полностью перенять чужие? В такой ситуации нельзя однозначно определить, будет ли благом адаптация, что это такое в каждом конкретном случае рассматривают отдельно.

Психологическая

Это важная разновидность, которая определяет социальную жизнь индивида. В нее входит подстройка под определенные требования общества. Например, в России принято уважительно называть человека на «Вы», тот, кто не следует этому правилу, считается нарушителем.

Адаптация – это определение из социальной психологии. Термин означает способность индивида понимать требования других людей и меняться под них.

Умение переключаться на социальные роли тоже относится к приспособляемости

В организации могут быть свои правила поведения. Если новичок сможет их перенять быстро, то у него высокий уровень адаптации. В современной педагогике этот термин тоже имеет большое значение – для учеников привыкание к образовательному процессу проходит в стрессе.

Особенности приспособляемости людей, с точки зрения социальных наук, рассматриваются в рамках обществознания. Эта информация имеет большое значение для понимания особенностей развития социума.

Знания о приспособляемости пригодятся в профессиональной сфере. Новичку бывает сложно влиться в коллектив, но некоторые быстро осваиваются, другие медленно. Руководителю важно понимать, как грамотно проводить управление коллективом, чтобы снизить уровень стресса.

Нарушения

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

При неблагоприятном стечении обстоятельств возникает дезадаптация. Происходить она может по разным причинам. При девиантной форме поведения человек выбирает пути достижения цели, которые не одобряются социальной группой.

Неконформисткий тип проявляется в отказе следовать принятым установкам, а новаторский – направлен на поиск новых решений. Оба варианта могут появиться в разном возрасте.

Благодаря девиантной форме поведения, человечество смогло активно развиваться

Патологическая дезадаптация может трактоваться как серьезное нарушение психики. Она развивается на фоне органических поражений, отклонений в физическом здоровье. От такой личности не стоит ждать адекватных поступков.

Необходимо различать девиантную и патологическую форму поведения, так как это разные процессы. Они, связанные между собой, оказывают влияние на индивида. Легкая дезадаптация появляется в момент конфликта между внутренними ценностями и условиями окружающей среды.

Человек либо преодолевает проблему, либо получает депрессию, апатию, неврозы. В психологическом плане противостояние приносит серьезный дискомфорт, но после решения конфликта индивид получает качественные преобразования в психике.

Определить вид, способность к адаптации, что это такое кратко, может не каждый человек. Под термином понимают важные механизмы, которые обеспечивают нормальное существование социума в мире.

Видео

Адаптация – это способность живого организма приспосабливаться под меняющиеся условия внешнего мира. С помощью этого процесса регулируется поведение человека. Антропологи и психологи считают, что именно благодаря такому механизму общество смогло достичь высокого уровня развития.

kartinka-1-adaptacija.jpg

Выделяют несколько видов адаптации: биологическую, этническую, психологическую, социальную

Понятие

Что означает термин «адаптация» и «адаптировать»?

В широком смысле под адаптацией понимается приспособление к изменяющимся обстоятельствам.

Читайте также:  Как стать счастливой и любимой – 10 простых правил

При этом явление может носить как биологический, так и психологический характер.

В биологическом смысле речь идет о способности организма существовать в предлагаемой окружающей среде. С точки зрения психологии адаптация — это процесс приспособления индивида к условиям общества, в котором он существует.

Этот процесс подразумевает усвоение существующих норм, ценностей и правил. Причем не только на уровне всего общества в целом, но и на уровне малых групп: семьи, коллектива, дружеской компании.

При успешной адаптации человек ведет активную жизнь, осуществляет различные виды деятельности и эффективно взаимодействует с окружающими.

При наличии определенных сложностей могут наблюдаться проблемы в процессе социализации, психологические проблемы.

Приспособление в психологии рассматривается как умение, которое формируется под влиянием природных способностей и внешних факторов: воспитание, образование, профессиональная подготовка.

История открытия и изучения

Способностью к адаптации обладают не только люди, но и животные. Поэтому вопросом ее изучения вначале занялись не психологи, а биологи. Концепция Ч. Дарвина частично объясняла проблему адаптационного механизма: ученый рассматривал его как средство выживания, сформированное исторически.

В отечественной науке изучением адаптации занимались И. Сеченов и И. Павлов. В своей теории о единстве организма и среды Сеченов впервые представил адаптацию, как процесс, присущий всем животным. Он рассматривал только физиологическую сторону процесса.

Первым ученым, попытавшимся раскрыть работу механизма социальной адаптации, был М. Ярошевский. Он опирался на результаты исследований зарубежных психологов, выявивших закономерности в поведении индивидов в рамках одной группы.

Проанализировав несколько групп испытуемых, Ярошевский предположил, что суть адаптации — передача индивиду ценностей группы. Позднее эту идею развил Л. Выготский. Он выявил, что влияние группы на индивида равноценно влиянию индивида на группу. Этот процесс важен для развития отдельной личности и социума в целом.

Адаптивность — что это такое?

Адаптивность личности — что это значит?

Адаптивность — это свойство личности, выражающееся в способности меняться, подстраиваться под предлагаемые обстоятельства.

То есть, если адаптация — это процесс, то адаптивность — это качество конкретного индивида.

Она присуща любому из нас, но может быть выражена в разной степени.

Чем быстрее человек перестраивается и начинает эффективно осуществлять деятельность в предлагаемых обстоятельствах, тем выше уровень его адаптивности.

Читайте также:  Пинеобластома головного мозга — симптомы и лечение

В процессе своей жизни каждый индивид сталкивается с чередой изменений: первый поход в детский сад или школу, смена места жительства, устройство на новую работу, переезд в другую страну и т.д.

Чем быстрее человек усваивает правила поведения в той среде обитания, в которую он попал, тем выше его шансы на успешную социализацию.

Он получает возможность удовлетворять свои потребности и наслаждаться жизнью даже в новых обстоятельствах, которые еще недавно были для него непривычны.

Нежелание или неспособность менять свое мировоззрение в отчет на изменения в жизни свидетельствует о низком уровне развития, о лени или недостатке воли.

Адаптивность — это осознанное качество, которое можно в себе развивать.

Соответственно, наличие проблем в этой области свидетельствует об отсутствии интеллектуальной гибкости.

Адаптивность проявляется в четырех сферах:

  • социальной (нравственные, политические, правовые отношения и др.);
  • социально-психологической (система связей и отношений);
  • профессиональной или познавательной (приобретение знаний и навыков);
  • экологической (взаимодействие с окружающей средой).

Почему появляются проблемы?

Дать ответ на этот вопрос необходимо. Психологическая адаптация – это очень сложный процесс. Проблемы, связанные с ней, изучали многие отечественные и зарубежные специалисты. Среди них Дж. Келли, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А. Адлер, З. Фрейд, К. Роджерс и многие другие.

Особый интерес представляют взгляды и методика социально-психологической адаптации Абрахама Харольда Маслоу. Он утверждает, что проблемы с данным процессом у человека возникают из-за наличия у него метапатологий. Это психические расстройства, которые развиваются из-за реальной или предполагаемой невозможности удовлетворить свои метапотребности.

Данная теория внесла значительный вклад в понимание темы, касающейся дезадаптации, поэтому ее стоит рассмотреть отдельно.

problemy-psihologicheskoj-adaptacii.jpg

Психологическая, психофизиологическая адаптация

Психологическая адаптация — это обширное явление, которое касается внутренних психических процессов, социальной активности, познавательной и профессиональной деятельности личности.

Этот процесс носит двусторонний характер. С одной стороны, изменения внешней среды оказывают влияние на сознание человека, а с другой стороны, каждая личность с ее психологическими особенностями вносит свой вклад в устройство общества.

Существует три вида:

  1. Внутренняя. Под влиянием внешних обстоятельств происходит перестройка внутренней системы ценностей, структуры личности. Это глобальная и полная адаптация, при которой формируются новые индивидуальные черты, происходит отказ от потерявших актуальность старых привычек и убеждений.
  2. Внешняя. Это такое приспособление, при котором происходит изменение внешних поведенческих реакций. Внутренняя структура личности остается неизменной, ценностные установки и взгляды сохраняются.
  3. Смешанная. Смешение двух предыдущих видов. Индивид частично меняет свою внутренние установки и частично подстраиваются под среду при помощи изменения поведения.

Психофизиологическая адаптация — это проявление физиологических реакций организма, напрямую связанных с происходящими в психике процессами во время приспособления к новым условиям.

Читайте также:  Практическое занятие по психологии делового общения «Анализ конфликтных ситуаций»

Факторы

Причинами расстройства адаптации становятся эмоциональные и стрессовые факторы. Они провоцируют развитие негативного эмоционального состояния, в котором человек не способен адекватно реагировать на изменения среды. К таким причинам относятся:

  • эмоциональное и психологическое насилие;
  • сложная жизненная ситуация, вызванная внезапными изменениями внешних условий;
  • хронические расстройства ЦНС;
  • соматические заболевания;
  • длительная повышенная психическая нагрузка;
  • пребывание в ситуации ограниченного ресурса (недосып, недоедание).

В группе риска находятся люди, чьи жизненные условия способствуют расстройству адаптации: военнослужащие, медицинские работники, мигранты, пожилые люди, студенты.

Примеры

Процесс адаптации сопровождает человека всю его жизнь с самого рождения. Так, появившийся на свет ребенок является биологическим организмом, полностью лишенным опыта существования в мире и взаимодействия с окружающими людьми.

По мере взросления новорожденный осваивает первые социальные приемы общения: улыбка, смех, требование внимания, проявление расположения и т.д.

В дальнейшем получая информацию от родителей и других людей, ребенок приспосабливается к окружающим его обстоятельствам и учится соотносить свои потребности с требованиями окружающей среды.

Важным этапом в детстве является поступление в детский сад. Здесь приобретаются навыки коммуникации, сотрудничества, послушания и т.д.

В дальнейшем ребенок попадает в школу, где он оказывается перед необходимостью осуществления познавательной деятельности, выстраивания отношений с одноклассниками и учителем.

Если в детском саду все требования в основном сводились к послушанию и соблюдению общего распорядка, то в школе возникают обязанности, подлежащие оценке со стороны других членов общества.

Во взрослой жизни переходными этапами становятся такие события, как начало профессиональной деятельности, смена коллектива, служба в армии, перевод на другую должность, начало семейной жизни, появление детей и т.д.

Каждый новый жизненный этап требует умения проявлять адаптивное поведение, приспосабливаясь к изменившимся условиям.

Социальные институты

Именно через них осуществляется процесс социализации. Это их задача – корректировать и формировать социальные качества, активизировать или ограничивать воздействие на людей тех или иных факторов.

Так как многие старые институты утрачены, необходимо выработать новые технологии социализации. Их внедрение не только удовлетворит потребности общества, отдельных его групп и личностей. Это поспособствует тому, что человек начнет учиться «обрабатывать» принципы своего поведения, соотносить его с теми или иными ситуациями и условиями.

process-psihologicheskoj-adaptacii.jpg

Кратко об аспектах

Современная наука выделяет следующие аспекты процесса:

  1. Социальный. Внедрение в социальную среду и осуществление деятельности, направленной на реализацию собственных интересов и удовлетворение общественных нужд. Адаптация в обществе имеет ключевое значение для развития всех необходимых социальных навыков личности. Изоляция приводит к потере возможностей для самореализации, получения удовлетворения от коммуникаций с другими членами общества, достижения социального благополучия.
  2. Психологический. Восприятие происходящих изменений на психологическом уровне и обеспечение необходимого психологического комфорта.
  3. Познавательный. Получение знаний разного уровня в детском возрасте и во взрослой жизни.
  4. Профессиональный. Освоение профессиональных знаний, необходимых для становления в выбранной области трудовой деятельности и налаживание отношений с коллегами.
  5. Культурный. Усвоение нравственных норм и ценностей той среды и социальной группы, в которой существует индивид.

Личностный потенциал

Личностный адаптационный потенциал — это способность конкретного человека проявлять психологическую устойчивость в изменяющихся условиях.

Чем выше данный потенциал, тем проще ему демонстрировать нормальную работоспособность, высокую эффективность деятельности и устойчивость психологического состояния под воздействием внешних факторов.

То есть у одной личности данные показатели могут снижаться при незначительных внешних воздействиях, а у другой — оставаться на нормальном уровне даже при серьезном давлении обстоятельств.

Адаптационный потенциал личности складывается из следующих характеристик:

  • нервно-психическая устойчивость;
  • восприимчивость стресса;
  • самооценка;
  • самоконтроль;
  • наличие поддержки;
  • уровень конфликтности;
  • опыт социального общения.

Адаптационные возможности

Обычно выделяют три вида таких возможностей:

  1. Биологические. Это возможности человеческого организма привыкать к условиям, которые предлагает среда обитания. Обычно первые люди, которые попадают в непривычную среду, не сразу привыкают к ней. Но постепенно происходит выработка необходимых навыков, организм приспосабливается к предлагаемым обстоятельствам.

    Последующие поколения уже появляются на свет с врожденными качествами, которые передаются им по наследству. Соответственно, у этих поколений необходимость в прохождении сложного процесса привыкания отпадает.

  2. Социальные. Умение индивида быстро приспосабливаться к общественным нормам и требованиям называется социальными адаптационными возможностями. Эта способность проявляется как на уровне общества в целом, так и на уровне малой группы. Все люди знают, что в общественных местах принято ходить в одежде, что с незнакомыми людьми недопустимы фамильярности, что к представителям старшего поколения нужно обращаться на «вы» и т.д. Подобные знания позволяют успешно общаться с другими членами общества. Игнорирование элементарных правил поведения приводит к непониманию и, в крайних случаях, к социальной изоляции. В масштабах малой группы адаптационные возможности проявляются в умении подстраиваться под манеру общения близких родственников, соблюдать негласные правила поведения в коллективе и т.д.
  3. Этнические. Каждый народ имеет набор социальных ценностей, правил и традиций, которые ему свойственны. Это целый комплекс особых физиологических, культурных, социальных особенностей, отличающих жителей конкретной территории. Часто люди меняют место своего жительства, переезжая в другие страны. Это один из наиболее сложных вариантов привыкания, когда человек по сути попадает в другое общество. Он сталкивается с новым языком, с непривычными традициями, с особыми ценностями и установками. От умения перенять особенности чужого общества напрямую зависит успешность интеграции в новую среду.

У каждого индивида данные способности развиты по-разному. Причем в одной личности может сочетаться высокий уровень адаптивных возможностей одного типа и полное отсутствие подобных способностей в другом направлении.

Например, человек легко вливается в новую компанию и абсолютно комфортно ощущает себя в новом коллективе (социальные возможности) и одновременно совершенно не переносит непривычные климатические условия (биологические возможности).

Диагностика

Диагностировать расстройство адаптации у индивида можно по наличию симптомов:

Читайте также:  О продолжительности жизни с новообразованиями (опухолями) головного мозга
  1. Астенический — быстрая утомляемость, повышенная раздражительность, расстройство сна.
  2. Тревожный — повышенная возбудимость, беспричинная тревога, сонливость, тошнота, головокружение, потеря чувства безопасности.
  3. Депрессивный — преобладание упаднического настроения, снижение концентрации внимания, апатия.
  4. Поведенческие реакции — безразличие к коллективу, уход в негативные привычки, резкая смена привычного образа жизни.
  5. Неадекватные эмоциональные реакции — повышенный уровень агрессии, внезапные вспышки гнева, сменяющиеся апатией.
  6. Когнитивные реакции — снижение скорости обработки информации, интеллектуальной продуктивности.
  7. Вегетативный синдром — мышечные спазмы, резкое снижение давления, потливость, учащенное сердцебиение.

В случае тяжелого расстройства адаптации у человека наблюдается суицидальное настроение. Это не обязательно приводит к попытке самоубийства, но часто сопровождается самоповреждениями: человек наносит себе порезы.

Используемые источники:
  • https://www.b17.ru/dic/adaptatsiya/
  • https://srazu.pro/socializacia/socialnaya-adaptaciya-v-psixologii.html
  • https://srazu.pro/teoriya/adaptaciya-v-psixologii.html
  • https://brain-master.ru/terminy/chto-takoe-adaptaciya-v-psihologii.html
</h2></ul></h2>

Скажите что-нибудь